Чудо исцеления и современная медицина


О силе христианской веры и молитвы написано немало. В Таинствах Церкви и благодаря молитве на человека сходит особая благодать, исцеляющая телесные, душевные и духовные недуги. Молитва верующего имеет не только духовное, но и психотерапевтическое значение: даёт надежду на выздоровление, успокаивает разум, уменьшает чувство страха, тревоги и гнева, уводит от гнетущих раздумий и воспоминаний, настраивает на решение обыденных и насущных проблем.


Вера в чудо и чудеса веры

Проведу аналогию из области медицины. C помощью лекарств и различных манипуляций врачи не столько убивают болезнь, сколько помогают организму справиться с ней. В частности, на этом основаны способы повышения иммунитета — сопротивляемости микробам и прочим болезнетворным факторам. В физическом исцелении обязательно участвует и сам пациент. Рекомендации врача помогают мобилизоваться на борьбу с недугом, что немыслимо без согласия больного.

Так же и Бог не совершает чудо автоматически, тем более насильственно, вопреки нашей воле и желанию. Уважая человеческую свободу, Господь Иисус Христос часто спрашивал страждущих: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» — то есть: «Отворяете ли Мне дверь, дабы Я вошёл?» Верить — значит отворить Богу двери сердца.

Меня тронул такой случай. В дни рождественских праздников в церковь пришёл маленький мальчик, мама которого очень болела. Он взял из яслей фигурку Младенца Иисуса, по пути домой вынул её из кармана и сказал: «Теперь Ты понимаешь, что значит остаться без мамы?» Мать выздоровела, и сын отнёс фигурку назад.

Поступок ребёнка, конечно, не образец для подражания. Но какова вера, простота, незлобие и искренность!

Вечером под Рождество 2012 года на телеканале «Россия-1» вышла передача «Волшебная сила молитвы. Прямой эфир с Михаилом Зеленским». Меня пригласили на съёмку программы как православного врача-эксперта. До прохода в студию мы сидели в гримёрной комнате. Там мне посчастливилось общаться с двумя удивительными супругами — Марией и Олегом со звучной фамилией Украинец.

26-летняя Мария достойна войти в Книгу рекордов Гиннеса как самая маленькая в мире мама. Её диагноз — гипофизарный нанизм (карликовость). Рост — 90 см, вес — 26 кг! Она родилась с нормальным весом — 3600 г, но в подростковом возрасте перестала расти. По сравнению с женой 24-летний Олег — настоящий гигант. Его рост — 1 метр 87 сантиметров.

«Я с детства знала: рожу во что бы то ни стало! — сказала Мария. — Когда забеременела, все врачи настаивали на аборте: мол, не выносишь ты его, себя убьёшь. Они твердили: “Да ты рехнулась!” Но я не сдавалась! Думала: “Раз Бог помог мне найти любимого, значит, поможет и первенца от него родить”. Всю беременность чувствовала себя великолепно. Ни токсикоза, ни болей в ногах. Я просто летала от счастья! А Олежек всегда был рядом... Все девять месяцев он меня буквально на руках носил».

Мария находилась под пристальным наблюдением врачей акушерского отделения физиологии и патологии беременных Львовской областной клинической больницы. Врачи запомнили уникальную пациентку. Когда к ней впервые пришёл доктор, делавший кесарево сечение, то долго искал глазами, пока она… не вышла из-за кровати.

Как эта хрупкая мама смогла выносить ребёнка и поправиться всего-то на 4 кг?! Плод занимал половину тела женщины! В канун Крещения 2011 года сбылась главная мечта Марии: на свет появилась здоровая девчушка Вероника весом 2 800 г и ростом 49 см. У молодой мамочки было вдоволь молока. Она сама кормила грудью.

Какие мысли пришли ко мне во время рассказа супругов? Прежде всего, я отчётливо понял, что не поверил бы, если бы сам не видел двух живых свидетелей. Женщины с таким диагнозом, как правило, бесплодны. Если зачатие всё же случается, плод не донашивают. А Мария благополучно забеременела, выносила и родила, да ещё здорового младенца. Это совершенно уникально и не укладывается в представления современной науки.

«Отчаянная вера сотворила чудо!» — решил я сначала, но усомнился. И тогда стал пытливо расспрашивать Марию и Олега о том, что обычно оставалось за кадрами телерепортажей и ускользало от пытливых журналистов.

Супруги с детства были верующими людьми. После свадьбы они вместе молились дома и в храмах, исповедовались и причащались, неоднократно паломничали по святым местам. Оба искренне взывали к Богу, ибо никто другой не мог им помочь. Господь стал для них последней соломинкой. Воистину, «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9, 33)!

«Вы только не удивляйтесь, — продолжала Мария, — но мы с мужем твёрдо решили, что у нас будет второй ребёнок. Пусть только Вероника немного подрастёт и пойдёт в детский садик. Мы с Олегом верим, что и вторые роды пройдут хорошо. Вы тогда обязательно к нам приезжайте...»

А действительно, почему бы и нет?!

Комментируя услышанное в программе «Волшебная сила молитвы», я высказал такое соображение. История Марии и Олега — это утешение и ободрение супружеским парам и бесплодным женщинам, которые не могут зачать, выносить или родить ребёнка. И одновременно это незримый укор тем, кто из эгоизма, не имея гинекологических проблем, избавляется от младенца во чреве. Настоящая вера разрушает физиологические, психические и психологические барьеры, препятствующие исцелению. Недаром старинное церковное песнопение гласит: когда «хочет Бог, побеждается естества чин». Чудо — это дар свыше и факел, освещающий дорогу другим.

Старец Паисий Святогорец советовал в случае болезни просить молитв других людей. Если мы не молимся горячо и усердно, недуг развивается по естественным законам. Если же молимся, то Господь вмешивается и исправляет естественное течение болезни. И тогда, поправится человек или его возьмёт Бог, ― как будет полезнее для спасения души в вечности.

Вера может творить чудеса даже тогда, когда для этого, казалось бы, нет объективных предпосылок.

Однажды в древности переодетый монахом разбойник решил ограбить монастырь. Его увидела со стены монахиня, чистая душа, встревожилась и стала бить в колокола: «Ох, мы авву оставили за воротами! Сёстры, сюда скорее!» Все сбежались. Растерявшегося и растроганного грабителя встретили с почётом, с зажжёнными свечами. Потом принесли таз с водой и по обычаю омыли путнику ноги. Этой водой исцелилась болящая сестра!

Разбойник не знал, что делать, и в итоге покаялся. «Такова сила благого помысла. Он и окружающих меняет. Даже другой человек получает пользу от твоего доброго помысла», — заключает старец Паисий Святогорец об этом «авве» ― волке, одевшем овечью шкуру, по вере овец Божиих изменившую его волчье существо.

А вот ещё характерные случаи из книги о греческих подвижниках-мирянах.

Некий христианин отправился паломником в Иерусалим. Благочестивая женщина попросила привезти ей со Святой Земли частицу Честного Креста Христова. Паломник то ли забыл, то ли не успел. Чтобы никого не расстраивать, он на обратном пути отломил от палубы корабля кусочек дерева. Женщина благоговейно приложилась к «святыне» и в дальнейшем осеняла ею больных, принося исцеление! Изумлённый мужчина вынужден был сознаться. Но факт остаётся фактом: «Благословенная женщина из-за своей крепкой веры и почитания Честного Древа лечила больных даже с помощью кусочка корабельной палубы!»

В одном из греческих сёл Малой Азии был чудотворный источник. Как-то у одного из местных жителей заболело животное, и он послал к источнику подмастерье — мальчика-турка. Тот поленился идти и набрал воды из ближнего ручья. Хозяин с молитвой окропил животное, и оно тотчас поднялось на ноги. Потрясённый турок вскричал: «Велика вера христианская! Это вода не из святого источника». Очевидно, человек отнёсся к простой воде, как к святой, и по несомненной вере получил просимое.

А вот в некотором смысле противоположная ситуация. В годы турецкого владычества над Македонией заболел правитель той местности. Несмотря на старания врачей, его здоровье стремительно ухудшалось. Он уже не вставал с кровати и, отчаявшись, вспомнил о святой мученице Фотиде. Храм в её честь с чудотворным источником находился неподалёку. «Святая Фотида меня вылечит», — без тени сомнений сказал мусульманский вельможа и приказал старосте храма принести целебной воды.

Ослушаться староста не мог. Но, зная кощунства и святотатства иноверных в отношении православных, не рискнул принести святыню. Он хотел уберечь её от поругания и осквернения. Рассчитав время, необходимое на дорогу туда и обратно, староста отдал турку обычную воду.

Умирающий приказал поднять себя с постели и со слезами на глазах дважды воззвал: «Святая Фотида, помоги мне!» Выпив воды, он на следующий же день поправился. Все были поражены, особенно староста, знавший правду.

Так и ныне благочестивые иноверцы и инославные по молитвам наших чудотворцев приемлют милость Божию! Возьмём хотя бы чудесные исцеления мусульман, армян, протестантов по молитвам праведного Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. Или исцеления людей разных конфессий, молящихся перед иконой великомученика Георгия Победоносца, весьма чтимого на Кавказе. Так подтверждается истинность слов апостола Петра: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10, 34–35).


Плацебо-терапия

Сравним природу чудесных исцелений с механизмом плацебо-терапии. Напомню: плацебо — нейтральное вещество, не обладающее никакими целебными свойствами, но врачующее, поскольку такие свойства ему приписываются. Как действует «пустышка»? Чем твёрже пациент уверен, что данная таблетка (микстура, инъекция, процедура) — самое революционное изобретение медицины, помогающее безотказно и стопроцентно, тем больше вероятность, что улучшение или выздоровление непременно наступит.

Ряд учёных возводит плацебо в ранг универсального лекарства и чуть ли не панацеи от всего на свете. Отчасти это справедливо. Когда к некоторому веществу или предмету относятся с огромным доверием и возлагают на него надежды, физическая структура и химический состав уже не столь значимы. Наделяя что-либо чудодейственными качествами, мы своей верой или самовнушением иногда способны сотворить чудо.

На выраженность эффекта плацебо влияет множество факторов: новизна препарата, броская упаковка, выигрышная реклама, восторженные отзывы больных, врачей, членов семьи и пр. Лучше всего «пустышками» лечатся психические расстройства (типа тревожности, депрессии, бессонницы) и психосоматические отклонения (гипертония, экзема, дерматит, кожная сыпь и т. п.).

Таблетка глюконата кальция, поданная заботливо и с убедительными пояснениями («новое импортное средство, очень дорогое, но вам бесплатно»), снимает бессонницу не хуже сильного снотворного. У пациента уменьшаются боли в руке, на которую нанесена якобы обезболивающая мазь. При раздражении лазером руки, обработанной плацебо-мазью, болевые импульсы в коре головного мозга не фиксируются. Поэтому плацебо применяют с терапевтической и диагностической целью: подтвердить или опровергнуть действенность какого-либо препарата.

Пациентам с сильными болями делают внутривенные уколы новокаина, после чего боль проходит и наконец удаётся заснуть. Если спустя время под видом новокаина ввести физиологический раствор, тоже наступит облегчение душевных и физических страданий.

Не правда ли, всё это напоминает исследование условных рефлексов, проведённое знаменитым физиологом, нобелевским лауреатом И.П. Павловым? У подопытных собак после звонка (включения лампочки) выделялась слюна без всякой пищи, если раньше их кормили сразу после такого сигнала. Многие рефлексы людей и животных схожи.

Но у нас есть и особенности. Помимо внешних и внутренних стимулов, мы реагируем на понятные слова. Причём ответ бывает столь же сильным и точным, как на физическое или химическое воздействие. Это психологическое влияние на себя (самовнушение, аутогенная тренировка и т. д.). Благодаря мыслям о выздоровлении на подсознательном уровне в мозгу запускаются восстановительные процессы, вырабатываются обезболивающие гормоны и улучшается обмен веществ. Никакой мистики нет: перераспределение внутренней энергии действительно вызывает изменения в органах и тканях. Дело не столько в физиологии организма, сколько в особенностях мышления, мировоззрения и мировосприятия.

Скептически настроенный к лекарству (именно лекарству, а не плацебо!) может свести на нет всю его силу. А при ожидании положительного эффекта воздействие многократно усиливается и превышает свойства, заявленные в инструкции.

К сожалению, плацебо широко используется в сектах, оккультизме и магии. Некоторые знахари и шарлатаны рассуждают примерно так: «Зачем гипнотизировать клиента? Просто сделаем умный вид, что гипнотизируем».

Атеисты же списывают на плацебо и действие Божественной благодати. Дескать, Церковь вдалбливает в умы и сердца, что Бог существует, а всё остальное, включая чудесные исцеления, — плод психики зомбированного человека, опьянённого религиозным дурманом.

Здесь работает духовно ложный и очень опасный принцип: «Лечит и исцеляет себя сам человек — никто и ничто больше». Отсюда и девиз, беспардонно льстящий нашему самолюбию: «Исцели себя сам!» Заметим: без Бога! На это многие покупаются. Завышенная самооценка, питающая гордыню, заставляет покорять вершины и… падать.

С позиций христианской психологии, чудесные исцеления было бы слишком примитивно объяснять эффектом плацебо. Между ними бывает внешнее, но не внутреннее сходство. Эффект плацебо — сугубо психическое явление, основанное на рефлексах и самовнушении. Целебное влияние на организм оказывает сознание (подсознание) человека, необъективно оценивающее избранное материальное вещество (предмет) и наделяющее его мифическими свойствами.

В отличие от феномена плацебо, подлинные исцеления верующих людей — духовное явление, затрагивающее высший уровень личности и обусловленное уверенностью в нематериальном, невидимом и вечном. Это плод взаимодействия сверхъестественной Божественной благодати и человеческой веры. Подчеркну: разумной, сознательной веры, а не слепого суеверия или наивного обмана, которые легко разоблачить и тем самым всё «вернуть на круги своя». По милости Божией и вере человека исцеляются грудные дети и даже бессловесные животные, неспособные к самовнушению.

Псевдоисцеления, происходящие в религиозных сектах, на приёмах целителей и сеансах магии, внешне тоже похожи на плацебо. Однако их внутренняя основа иная — взаимодействие демонической энергии и человеческой веры. Диавол и его слуги не творят истинных, спасительных для души чудес. «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их», — предостерегает апостол Павел (2 Кор. 11, 13–15).


Истинные чудеса не противоестественны, а сверхъестественны

В середине XX века выдающийся святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий) своими проповедями и книгами устранил многие противоречия между наукой и религией. По его оценкам, материалисты и атеисты не признают дух как особую сущность и сводят всю высшую психическую деятельность к процессам головного мозга, преимущественно коры больших полушарий. Конечно, психические акты и состояния зависят от нормальных или патологических функций нервной и гормональной систем. Анатомия и физиология организма накладывают глубокий отпечаток на психику. Например, различным типам телосложения соответствуют те или иные формы характера — одного из важнейших проявлений души и духа.

Но этими несомненными фактами не доказывается правота материалистической концепции психики.

Святой врач ссылается на широко известный факт — могущественное влияние психики на течение болезни. Состояние духа больного, доверие или недоверие врачу, глубина веры и надежды на исцеление или, наоборот, депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии человека о серьёзности его положения, определяют исход болезни. Психотерапия — словесное, вернее, духовное воздействие врача на пациента — общепризнанный метод лечения, часто дающий прекрасные результаты.

Святитель Лука писал: «Корни болезней нынешняя медицина всё больше и больше ищет и находит в нервной системе, прежде всего в головном мозге. Если нервная система, мозг заведуют всеми болезненными процессами, то, значит, выздоровление — от нервной системы, от мозга, от его восприятия и воздействий на него (курсив мой. — К. З.). Это убеждение современной научной медицины».

Несомненные чудеса исцелений, описанные в житиях угодников Божиих, — следствие мощного влияния духа через мозг на организм в целом. Объяснить эти удивительные факты лишь физиологией нельзя потому, что все мозговые процессы и реакции протекают во времени, а чудесные исцеления совершаются почти мгновенно. Такая быстрота характерна лишь для духа. Кроме того, никакое, даже интенсивное воздействие мозга не в силах исправить необратимые (с медицинской точки зрения) нарушения органов и тканей.

Отсюда вывод: «Узко и необоснованно утверждение, что только материальным определяется духовное. Необходимо признать, что есть и обратное влияние: духовное воздействие на материю тела через нервную систему — орган психики. Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы — материализовываться».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) подчёркивал: чудеса Евангелия не противоестественны, а сверхъестественны. В них действует сила, превышающая наш опыт и познания. «Что чудо на земле, на Небе естественно… Законы природы не оковы, которыми Бог связал Свою и человеческую свободу, и силами природы Он повелевает».

Телеведущий Михаил Зеленский любезно предоставил мне возможность прокомментировать удивительные рассказы разных людей о благодатной помощи Божией. Какой итог подведёшь?! Несомненно, все это милость и дар Господа. Чудо есть действие законов мироздания, еще не познанных современной наукой. Но они столь же объективны, как сила гравитации и электромагнитное поле. Если бы в эпоху Ивана Грозного людям показали горящую лампочку, они сочли бы это чудом. А сейчас школьники разбираются в секретах электричества. Значит, мы не доросли до понимания чуда. И, быть может, через десятилетия будущие поколения трезво и объективно оценят то, что сегодня вызывает недоумение и недоверие.

Молитва, крест, икона, мощи и любая иная святыня — не оберег, не амулет, не талисман и не таблетка. Хоть ты обвешайся крестами с головы до пят, хоть выпей ведро святой воды — без веры ничего не получишь. Благодать Божия приходит в ответ на усилия воли человека. В этом залог нашего исцеления. Не обязательно физического, но обязательно духовного!

Читайте также: