Церковь перед вызовами современности


Сегодня Церковь стоит перед очень многими вызовами, и главный из них — это расцерковлённое общество. В последние годы мы привыкли говорить о религиозном возрождении, и когда мы бываем в храмах на праздниках, когда видим, какие толпы народу собираются на Патриаршие и архиерейские богослужения, на крестные ходы, может создаться впечатление, что духовное возрождение уже произошло и что наш народ в своей массе уже воцерковлён. Однако так ли это на самом деле?

Митрополит Волоколамский Иларион за богослужением в Преображенском (Скорбященском) храме на Большой Ордынке в Москве

Подлинно воцерковлёнными людьми, то есть людьми, которые участвуют в Таинствах Церкви и в своей повседневной жизни ориентируются на евангельские заповеди, является, к сожалению, очень незначительная часть общества. Много вокруг нас тех, которые считают себя православными, которые время от времени соблюдают некоторые церковные обряды, крестят своих детей, приходят на пасхальный крестный ход и т.п. Если спросить их, какую религию они исповедуют, они непременно ответят: «Православие». Но при этом Церковь для них не является домом. Они чувствуют себя там чужими. Многие из них говорят: «А зачем вообще ходить в храм, если можно иметь Бога в душе?». Вот с кем сегодня, в первую очередь, предстоит работать всем нам.

К этим людям нужен особый подход: наша задача — объяснить им, для чего нужна Церковь, что она даёт людям, почему Церковь может изменить и преобразить их жизнь; почему жизнь человека, не знающего, зачем он живёт, лишена смысла и содержания; почему столько людей, которые достигли материального благополучия и материального успеха, чувствуют себя неудовлетворёнными. Это огромное невозделанное миссионерское поле.

И сегодня на этом поле трудятся такие делатели, которые сеют не добрые семена здравого учения, а терния и плевелы. Подчас очень вредное влияние на формирование мировоззрения человека оказывают, например, средства массовой информации. Сегодня на телевидении много эфирного времени предоставляется кинопродукции, которая пропагандирует разврат, насилие, взывает к самым низменным человеческим инстинктам. И такая продукция востребована. А передачам, посвященным высоким нравственным ценностям и идеалам, православному учению и Церкви, времени дают крайне мало, так как эта тематика оказывается не столь востребованной. И в этом есть доля нашей вины, потому что в настоящее время имеется возможность вести на телевизионных каналах интересные передачи, но не всякий церковный человек, не всякий священник, которому выпадает такая возможность, оказывается готовым к этому нелёгкому служению. Святейший Патриарх Кирилл своими проповедями, беседами, телевизионными передачами подаёт нам яркий пример того, о чём и как нужно говорить с современным человеком.

Многие из нас, к сожалению, воспринимают Церковь как некую замкнутую в себе субкультуру. Создают внутри этой субкультуры собственные понятия, язык. Пользуются терминологией, которая, может быть, малопонятна современному человеку. Мы привыкли оперировать понятиями, которые у нас не вызывают никаких вопросов. Например, мы говорим, что Господь всех нас призывает ко спасению. А ведь современному невоцерковлённому человеку совершенно непонятно: зачем нужно спасение? От чего нужно спасаться? И что плохого в том или ином действии, которое Церковь называет грехом? Даже само понятие греха, являющееся неотъемлемой составляющей нашего духовно-нравственного учения, многим людям незнакомо. Я думаю, что многие священники не раз встречались с такой ситуацией: приходит человек исповедоваться (может быть, это его первая исповедь). Спрашиваешь его: «Какие у вас грехи?» Он же начинает говорить: «Живу как все, не убивал, не крал». И ты понимаешь, что человек этот совершенно не осознаёт, что у него вообще когда-либо были грехи, что он когда-либо совершал ошибки. Спрашиваешь: «А может, Вы обидели кого-то?» Отвечает: «Нет, вроде. Я добрый». — «Может, Вы несправедливо с кем-то поступили?» — «Да нет, это со мной все несправедливо поступают, а я всегда по правде живу». Осознание греховности того образа жизни, который человек вёл до того, как пришёл на исповедь, начинается постепенно.

На первый взгляд может показаться, что с такими людьми работать легко. Они все принадлежат к нашей духовно-культурной традиции и осознают себя людьми православными, что немаловажно. Но на практике оказывается обратное. Работать с ними очень трудно, потому что та информация, которую они черпают из СМИ, и тот заряд, который они ежедневно получают от секулярного общества, по своей силе и интенсивности во много раз превосходят наши сегодняшние возможности. Таким образом, мы работаем только с весьма узким сегментом нашего общества, а огромные массы людей оказываются практически не затронутыми церковной проповедью.


Миссия Церкви в мире

Что делали отцы Церкви в подобной же ситуации в 1У-У1 веках, когда с Церковью уже приходилось считаться, но и язычество занимало ещё достаточно прочное положение? Церковь старалась наполнить всю жизнь мира духовным содержанием. Сегодняшнее положение Церкви идентично. И поэтому мы должны использовать не только те возможности, которые предоставляет нам Церковь (церковный амвон, священный сан и т.п.), но и выходить за рамки нашей церковной субкультуры, раздвигать стены наших храмов и открывать духовное богатство, которым живёт Церковь, широким массам людей. Для этого можно и нужно использовать все имеющиеся средства, в том числе СМИ, различные мероприятия, концерты или выставки, и даже рок-концерты и дискотеки. Сегодня есть священники, которые находят в себе силы и смелость идти на молодёжные «тусовки», чтобы там проповедовать слово Божие. Понятно, что не всяким молодым человеком такой священник бывает услышан, но если из десяти тысяч человек, присутствующих на рок-концерте, хотя бы десять задумаются о том, что сказал священнослужитель, и, может быть, придут в храм, захотят пересмотреть свою жизнь, то ради этого уже стоит потрудиться.

Современная жизнь не даёт нам права заниматься только и исключительно требоисполнительством, замыкаться в стенах своего храма и сосредотачиваться исключительно на приходской деятельности. Пастырь должен помнить, что его приход — это не только храм, но и всё, что лежит вокруг, в том числе жилища людей, а главное — их души. Поэтому он должен думать, как заинтересовать людей, находящихся вне церковной ограды, чтобы они почувствовали в себе тягу к храму и богослужению, чтобы они поняли, для чего человек должен причащаться и исповедоваться и зачем совершаются другие Таинства Церкви.

А для чего нужно это делать? Ведь кто-то может сказать, что, в конечном счёте, каждого человека приводит в Церковь Бог. И действительно, мы знаем, что есть люди, которых никто специально не учил и специально в Церковь не звал, а они взяли и пришли. Мы говорим о них: «Господь привёл». И, конечно, в каком-то абсолютном смысле каждого человека, который является членом Церкви, привёл в Церковь Сам Господь. Но мы с вами должны быть соработниками Бога в этом миссионерском делании.

Господь Иисус Христос, когда пришёл на землю, пробыл здесь совсем недолго, и Его непосредственной проповедью было охвачено очень небольшое количество людей. Ученики и апостолы Спасителя сохранили Его учение, сохранили Его образ и продолжили созидать основанную Им Церковь. Именно им принадлежит заслуга проповеди христианства и распространения его по всему миру. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18,5), — вот что мы говорим об апостолах и проповедниках Слова Божия.

Мы с вами, дорогие братия, призваны к тому, чтобы быть апостолами. Мы призваны к тому, чтобы продолжить то дело, которое начал на земле Господь Иисус Христос. Каждый священник, которому Господь вверяет совершение Таинств, делает то же самое, что делал Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере, — по молитве его совершается Таинство Евхаристии. И когда священник преподаёт людям Тело и Кровь Христовы, то через него Сам Христос обращается к людям, преподавая Себя, Свои Тело и Кровь для спасения и вечной жизни. Какая же ответственность лежит на каждом священнике, на каждом человеке, которого призвал Господь к служению Церкви!

Зачем нужно приводить людей в Церковь? Не для того, чтобы она увеличилась. Наши пастыри не должны жить узко корпоративными интересами. Мы должны приводить людей в Церковь не для того, чтобы у нас просто умножилось число прихожан, не для того, чтобы у нас увеличивались доходы, но потому, что мы понимаем — Церковь даёт человеку смысл жизни, твёрдую духовно-нравственную опору. Человек, который принадлежит к Церкви, никогда не упадёт в нравственном отношении так низко, как может пасть человек нецерковный. Он всегда будет иметь средства вернуться на путь покаяния, если впадёт в тяжкие грехи. Молодой человек, глубоко укоренённый в церковной жизни, никогда не станет жертвой наркотиков, сект или каких-то сатанинских движений, которые сегодня являются бичом молодежной субкультуры.

Церковь каждому человеку — и старому, и молодому, и богатому, и бедному, и мужчине, и женщине — может дать всё необходимое для полноценной жизни, при этом не лишая его ничего из того, чем обладают другие люди. Церковь придаёт жизни человека особое внутреннее и духовное измерение, помогая осознать, для чего он живёт. Именно это мы должны объяснять людям.

Церковь помогает созидать крепкую семью. Мы видим сегодня, что творится с людьми, как разрушаются семейные отношения, какое огромное количество разводов и как мало благополучных семей, как мало детей сегодня воспитывается в полных семьях. И мы видим последствия этих явлений, в том числе демографический кризис.

Население наших стран не увеличивается, а уменьшается, и это верный признак духовной болезни, потому что только тот народ увеличивается, который является духовно здоровым. А если народ начинает уменьшаться, это значит, что его постигла серьёзная болезнь. Болезнь эта заключается прежде всего в том, что общество в значительной своей части отошло от Бога, и многие люди, даже считающие себя православными христианами, не живут как православные. В своей семейной жизни они не ориентируются на традиционный христианский семейный уклад, не ставят перед собой цели дать жизнь тому количеству детей, которое Господь благословит, а не тому, которое они сами спланируют. Они говорят: мы не заводим детей, потому что квартира маленькая, потому что зарплаты не хватает, потому что проблем много. И вот они ждут, пока решатся все материальные проблемы, пока наступит материальный достаток, пока они сформируются в профессиональном, в карьерном отношении, и потом, может быть, позволят себе дать жизнь одному или, максимум, двум детям. А многодетные семьи сегодня стали большой редкостью.

Это вопросы, которыми должна сегодня заниматься Церковь. Нужно не только заниматься религиозным воспитанием людей, не только говорить им о Боге и о богословских вопросах, совершать для них Таинства и требы. Церковь сегодня должна быть учительницей нравственной жизни. И на священниках прежде всего, а также на активных мирянах лежит обязанность просвещать людей и в этом направлении.

Церковь должна проникать во все аспекты жизни человека. Она должна присутствовать повсюду, в том числе в светской школе и в средствах массовой информации. Она должна быть способна говорить с людьми о том, чем они живут, а не только об узко церковных предметах. Вот какая грандиозная миссионерская задача стоит сегодня перед Церковью, вот о чём нам постоянно напоминает Святейший Патриарх Кирилл.