Христианская антиутопия


Православных христиан в наше время часто упрекают в «неадекватности». В самом деле, государство вводит ИНН, но некоторые из православных отказываются получать их, так как видят в ИНН «печать зверя». Вводятся новые паспорта, но в элементах их оформления зоркий взгляд отдельных «ревнителей» обнаруживает три шестёрки — опять «знак антихриста». Словом, «последние времена»…

И всё же православный взгляд на проблемы современного мира не так уж примитивен, каким он может показаться на первый и поверхностный взгляд.

Христианская антиутопия

Путь человека к Богу совершается в Церкви, и только в Церкви. Вне Церкви нет спасения. Вместе с тем это не означает, что все идут по одному типовому маршруту. Духовная жизнь человека всегда уникальна. Поэтому то, что кажется внешнему наблюдателю разделением в Церкви или противостоянием различных мнений, на самом деле никаким разделением не является. В Русской Православной Церкви есть люди, которые более-менее спокойно принимают ИНН, другие технические и юридические новшества, а есть такая часть православных, которые ИНН и новые паспорта отвергают категорически, не пользуются мобильной связью, считают Интернет «дьявольской сетью». Это не значит, что в Церкви есть две «партии» и что бóльшая часть православных, ведущих активную жизнь в современном обществе, считает меньшую часть маргиналами или невеждами. Более того, большинство православных, не участвующих в сопротивлении новому мировому порядку путём отказа от ИНН, вовсе не считает, что позиция отвергающих ИНН или говорящих о «заговоре глобалистов» в принципе не имеет под собой оснований.

Хотелось бы заострить внимание на том, что вопросы, тревожащие сегодня православных, не являются чем-то абсолютно непонятным и чуждым светскому обществу. О тотальном технологическом контроле над жизнью человека, о возможности электронного тоталитаризма, о грядущем глобальном кибернетическом концлагере говорят не только православные, но и светские философы и футурологи, часто далёкие от всякой религиозности. Сюжеты многих литературных антиутопий и популярных кинофильмов прямо посвящены тоталитарному обществу будущего. А опыт ХХ века свидетельствует о том, что в реальной истории зачастую реализуются такие тенденции, которые ленивому и самоуверенному «здравому смыслу» кажутся наименее вероятными.

В Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова, содержатся пророчества, относимые Церковью ко времени окончания человеческой истории и правления последнего противного Богу тирана — антихриста. Среди этих пророчеств есть такое: «И он (т.е. антихрист. — Ред.) сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13,16–17).

Скажут: какое отношение имеют библейские пророчества к нашим временам «научно-технического прогресса», «информационной революции»? Самое прямое!

В самом деле, разве не обсуждают сегодня эксперты всерьёз возможность отказа от наличных денег и перевод всех расчётов в безналичную и персонализированную форму? При этом приводятся очень серьёзные аргументы «за».

Коррупцию — победим! Как можно будет дать взятку чиновнику, если наличных денег не будет, а все финансовые операции граждан будут содержаться в едином банке данных и станут подконтрольными государству и обществу? Сразу будет «видно», кто, сколько и каким образом заработал и на что потратил!

Воровство — искореним! Нельзя будет украсть у человека деньги не только на улице или в общественном транспорте, но и путём компьютерного взлома банковских счетов. Деньги-то ведь нельзя будет «обналичить». А если все расчёты можно будет совершать только при помощи персонализированной карточки, значит, деньги нельзя будет спрятать и бесконтрольно потратить.

Если следовать такой логике, уйдёт в прошлое не только коррупция, но и вообще преступность, мафия, наркобизнес. Кому придёт в голову продавать наркотики по бартеру?

Скажут: всегда можно будет украсть или использовать персональную карточку. Но вот тут-то и начинается самое интересное. Если эту «персональную карточку» вживить непосредственно в человеческое тело, то и это сомнение отпадёт, а «печать антихриста» станет реальностью: никто не сможет без неё «ни покупать, ни продавать»…

Добавим современные системы слежения и контроля, оперативное реагирование на любые антиобщественные и антигосударственные действия — вот вам и полное «торжество законности».

Почему же православные беспокоятся? Что тут плохого?

Вспомним слова апостола Павла: «…день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 2–3).

Православная антиутопия

Нет, православные вовсе не желают, чтобы человечество жило в условиях войн и непрестанных опасностей. Их тревожит другое — что человек на пути служения земному счастью и процветанию с лёгкостью теряет свою душу, забывает о своей посмертной судьбе, Страшном Суде и воздаянии и в конце концов становится непригодным для Царствия Божия. Православных тревожит, что «мир и безопасность» так вожделенны для современного человека, что ради них он готов пожертвовать и своей свободой, и своей ответственностью, и в конце концов — своей вечной жизнью.Ведь современная потребительская культура формирует такой психотип человека, которому совершенно наплевать, что его ждёт за гробовой доской, а потому старается взять от жизни максимум удовольствий.

Для Церкви же подлинной ценностью является не земное благополучие и счастье человека, а человеческая личность, собственно человек как свободное и ответственное существо, предназначенное для жизни в вечности и для сотрудничества с Богом. Существо, которое ни за какие удобства и комфорт не отдаст своё божественное достоинство никакому «благодетелю», диктатору, «отцу народов», антихристу.

А ещё, в отличие от современного общества, Церковь не считает достаточными внешние способы искоренения зла. Грех, который не совершается только из страха неотвратимости наказания, остаётся грехом. Человек не становится угодным Богу автоматически, просто за внешнее «хорошее» и «примерное» поведение. С точки зрения Церкви, Богу угоден свободный выбор человека в пользу добра, а не совершаемый по принуждению или по невозможности поступить иначе.

Поэтому так сторонятся православные ИННов, персонализированных баз данных, что видят в этих достижениях науки и техники угрозу человеческой свободе, великий соблазн для духовно слабых людей и отдалённый признак «новой великой стройки», теперь уже в планетарном масштабе.

Кто может гарантировать, что тоталитаризм будущего не потребует от каждого человека в качестве признака лояльности… нет, не тупого послушания и повиновения, а наоборот — бунта? Бунта против заповедей Божиих, бунта против духовной и физической природы человека?

Уже сегодня мы видим, как ультралиберальная идеология во всём мире стремительно становится тоталитарной, резко нетерпимой к традиционной нравственности, к традиционной семье. Заявить вслух о своей религиозности нельзя: можно «обидеть» атеистов. Нельзя называть извращенцев извращенцами: они тоже могут «обидеться». Кто может поручиться, что, располагая арсеналом тотального контроля над частной жизнью человека, политические лидеры будущего удержатся от соблазна вообще «переделать» человеческую природу, принудить людей к тотальному изменению всех устоявшихся в истории стереотипов поведения? Например, попытаться «заменить» семью «свободным» сожительством всех со всеми без разбора пола и возраста, а традиционное семейное воспитание детей — воспитанием общественным, в духе новых «раскрепощающих» ценностей?

Это тем более вероятно, что в нашей собственной истории ранние большевики всерьёз предпринимали подобные попытки! Но большевики, как и другие кровопийцы прошлого, не имели в своём распоряжении тех средств, которыми владеет современная цивилизация. Даже «всесильные» и «всевластные» спецслужбы не могли обеспечить им подлинно тотального контроля над человеком. А современная техника, стремительно вторгшаяся в самые сокровенные сферы человеческого бытия, в механизмы наследственности, в механизмы работы человеческой психики, — увы, может.

Поэтому если и справедливо называть православных «возмутителей» спокойствия «маргиналами», то лишь в том смысле, что они находятся на границе между земным и небесным, а потому видят дальше других. 

Читайте также: