У нас нет и не может быть другой национальной идеи!



18 ноября Русская Православная Церковь празднует столетие избрания Патриарха Тихона, а чуть ранее - 10 ноября - отметила столетний юбилей со дня принятия решения Поместного Собора 1917 года о восстановлении Патриаршества. По своему историческому значению событие это далеко выходит за рамки узкоцерковные, ведь, как отметил Святейший Патриарх Кирилл, лишение Русской Церкви Патриаршества привело к тому, что она уже не могла в полной мере исполнять свой пастырский долг, эффективно противостоять в борьбе за умы и сердца людей. О высокой степени парализации Русской Церкви в "синодальный период" свидетельствуют записки многих иерархов той эпохи, в том числе ревнителей восстановления Патриаршества. В них запечатлен тот прискорбный факт, что делами Церкви ведали не епископы, а зачастую люди почти неверующие, обер-прокуроры и консисторские работники.

Один из печальных примеров, говорящий об инертности Церкви, приводит в своих воспоминаниях сторонник восстановления Патриаршества митрополит Антоний (Храповицкий). В частности, владыка Антоний напоминает, что был вынужден спустя два месяца молчания Синода и полноты Церкви самочинно обратиться к воюющей армии в связи с началом Первой мировой войны.

Связи Церкви с интеллигенцией, с простым трудовым народом были утеряны, а исключения в масштабах нашей великой страны никак не влияли на общую ситуацию. Поэтому и у образованной части общества, и у простого народа на роль учителей жизни стали претендовать иные поводыри. Таковое положение вещей не могло не привести к национальной катастрофе 1917 года.

Безбожие – вот что является подлинным "опиумом для народа", а его плодом - братоубийственная гражданская война, миллионы жертв, разрушение великой страны. Показательно, что в период смертельной военной опасности безбожная власть вынужденно пошла на компромисс с Церковью и даже допустила восстановление Патриаршества в 1943-м году. Этот шаг стал важным фактором на пути к победе в Великой Отечественной Войне.

Отрадно, что нынешняя государственная власть России в состоянии оценить огромную мобилизационную роль русского Патриаршества. Об этом, в частности, свидетельствует состоявшееся на днях паломничество Президента Владимира Путина и Святейшего Патриарха Кирилла в основанный Патриархом Никоном Новоиерусалимский монастырь. Этот монастырь был задуман основателем не только как "икона" Святой Земли в России, но и как центр подготовки миссионеров для всего православного мира.

Промыслительным и символичным представляется то, что свое восхождение к победе на президентских выборах 2018 года глава государства начинает вместе с главой Церкви именно в Новоиерусалимском монастыре, куда в ноябре 1917 году идеолог восстановления московского Патриаршего Престола митрополит Антоний (Храповицкий) привез епископов Русской Церкви, чтобы у мощей Патриарха Никона помолиться о вразумлении либерально настроенных членов Собора, препятствовавших воссозданию Патриаршества.

Таким образом, в контексте общенациональной значимости отмечаемая ныне дата - столетие возрождения Патриаршества - напоминает обществу и государству о том, что только сильная Патриаршая Церковь является опорой по-настоящему сильной России. Именно сейчас Церковь, возглавляемая деятельным Патриархом, никем не стесняемая и не ограничиваемая, способна к осуществлению того, что по описанным причинам не смогла осуществить в синодальный период - окормлению народа и власти, ограждению от пагубных вызовов и соблазнов времени.

Для России путь совместного служения Богу Церкви и Державы, путь симфонии властей не может быть искусственной конструкцией, но является самим существом жизни народа и государства. У нас нет и не может быть иной национальной идеи, кроме той, что выкристаллизовывалась на протяжении всей тысячелетней истории страны: быть Катехоном - Третьим Римом. Ни Российское государство, ни российский народ не смогут существовать без высшего смысла, запечатленного в их историческом Призвании –обязанности хранить веру православную, о чем забыли увлечённые богоборцами на революционный путь русские люди в 1917 году.


Валентин ЛЕБЕДЕВ,

председатель Союза православных граждан