У каждого свой собственный ад


Господь Иисус Христос говорил ученикам: «Царствие Божие внутрь вас есть»; «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Лк. 17, 21; Мф. 25, 34). Грешникам же предназначена горькая участь: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Однако некоторые люди испытывают адские страдания здесь и сейчас. Не напрасно говорится: «Ад — это состояние души».


Адреналин в крови

Сказанное особенно наглядно подтверждается биографиями людей, склонных к саморазрушению. Один из классических психологических портретов: бесшабашный сорвиголова, подверженный пагубным пристрастиям, неоправданному риску и диким выходкам, жёсткий, заигрывающий со смертью гордец — фаталист, фанатик или бунтарь. Неукротимое стремление получить максимум удовольствий и впечатлений многолико: приверженность нездоровой мистике, оккультным учениям и тоталитарным сектам, высокий травматизм, хулиганство, асоциальное и криминальное поведение и, конечно же, самоубийство (суицид).


Адреналиновая зависимость не столько физическая, сколько психологическая: при уменьшении количества данного вещества «ломки» не происходит, зато жизнь кажется скучной, пресной и однообразной.

Церковь расценивает самоубийство как тягчайший смертный грех: погибель и души, и тела. Таких лиц лишают христианского отпевания и погребения. Исключение составляют психически нездоровые люди, наложившие на себя руки в помрачении рассудка.

Расточительное отношение к здоровью как бесценному дару Божию тоже является нарушением шестой заповеди Моисеева закона — «не убивай». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Если мы живём невоздержанно, предаёмся объедению, пьянству, развратной жизни, табакокурению, увлекаемся чрезмерно другими нечистыми удовольствиями, разрушающими здоровье, то мы — самоубийцы».

Вариант «замедленного самоубийства» — стремление к удовольствию с риском для жизни. Порой встречаются люди, ищущие острых ощущений. Они тянутся к опасному, рискованному, возбуждающему их чувства опыту, ходят «по лезвию бритвы», постоянно балансируя между жизнью и смертью. Этим отличаются каскадёры, рокеры, тореадоры, дрессировщики хищников, охотники на опасных животных (ядовитых змей, крокодилов, акул и пр.).

Известный канатоходец Фредди Нок с четырёх лет начал ходить по канату (а точнее — по оголённым нервам зрителей) и установил несколько шокирующих рекордов. Так, в сорок пять лет он прошёл тысячу пятьсот метров на высоте более трёх километров по тросам подвесной канатной дороги над пропастью без (!) страховки. Одно неверное движение — и бездна навсегда поглотила бы смельчака.

В августе 2009 года он поднялся по тросу на высочайшую гору Германии (1 километр) лишь с балансировочным шестом, без страховочной верёвки и сеток безопасности. Он буквально парил над облаками. Трюк длился 50 минут. За ним с ужасом и любопытством наблюдали 1800 человек.

В мае 2010 года Фредди Нок, опять же без страховки, перешёл Цюрихское озеро: почти километр по канату на 30-метровой высоте.

В интервью фаталист откровенно признался: «Я не сумасшедший, разве что совсем немного. Хотя… Первые секунды после прохождения принадлежат только мне. Одолевает буря эмоций… Адреналин в крови… Я верю, что каждому человеку отведено своё время. И если часы пробили твой последний час, то не важно, где ты и что делаешь».

Мастера экстрима, фестивали и шоу с их участием собирают толпы зевак. Почти каждый, восхищённо ахнув, крутит пальцем у виска и приравнивает экстремалов к наркоманам. Это не совсем точно, хотя в случае с экстримом роль наркотика играет бешеная доза гормона стресса и страха — адреналина. Его выделяют в кровь надпочечники. Адреналиновая зависимость не столько физическая, сколько психологическая: при уменьшении количества данного вещества «ломк» не происходит, зато жизнь кажется скучной, пресной и однообразной.

Это оборотная сторона действия гормона. После выброса в кровь постепенно наступает спад его активности. Человек становится вялым, словно в «похмелье», и повторно употребляет стимулятор.

В погоне за адреналином любители экстрима нередко забывают об осторожности или пренебрегают элементарной техникой безопасности. Зачем? «Чем больше риска, тем больше адреналина», — эта простая формула является причиной травм, инвалидности и гибели. Между здоровой жаждой адреналина и зависимостью от него нет чёткой грани.

Когда к травматологам поступает очередной пациент со множественными переломами, за которым несут роликовую доску или горные лыжи, врачи обречённо вздыхают. «Адреналиноману» не мила жизнь без приключений, если воедино не сливаются боль, страх и восторг. И никакой гипс здесь не поможет.

Пагубная тяга к риску выражается также в приверженности к экстремальным путешествиям и видам спорта (автогонкам, альпинизму и т.п.), лихачеству на дорогах, в пристрастии к одурманивающим веществам и азартным играм, в постоянной смене сексуальных партнёров и половых извращениях и т.д. А кто-то просто любит «выкинуть» что-нибудь предосудительное, непристойное.

Желание «быть на краю», «щекотать нервы», «пройти по острию ножа» — устойчивая особенность и выбор личности. Во внутреннем мире такого человека царят безнадёжность, опустошённость, смертельная тоска, безысходность и отчаяние. Но всё это искусно скрывается от посторонних глаз бравадой, повышенной конфликтностью, нарочитой дерзостью, экстравагантными манерами. Иногда саморазрушение таится под непроницаемым выражением лица или маской профессионального актёрства. Чудовище самоуничтожения не показывается во всём безобразии раньше срока.

Когда «естественная агрессия» превращается в аутоагрессию, человек начинает мучить и уродовать самого себя. Необычная склонность к несчастным случаям называется травматофилией (травматофилическим диатезом). Кажется, такие люди сами постоянно ввязываются в скверные ситуации, причиняя боль себе и ущерб другим. Нет нужды приводить примеры жутких попыток сознательно или бессознательно искалечить себя, вплоть до самокастрации.

Церковь это сурово осуждает. Оскопивший себя мужчина отлучается от Таинства Причащения на три года и лишается возможности принять священный сан. Если же это сделал священнослужитель, он извергается из сана.


«Наручники» для короля

Признаки синдрома саморазрушения удивительно перекликаются с тем, что апостол Павел называет делами плоти: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19–21).

16 августа 1977 года в возрасте 42 лет при загадочных обстоятельствах скончался король американской сцены Элвис Пресли. Жена бросила его спустя четыре месяца после рождения дочери. Вне себя от ярости, Элвис каждый день звонил и угрожал бывшей супруге. Накачавшись наркотиками, он хватал автомат и рвался отомстить обидчику. Телохранители с трудом отнимали опасную игрушку. Однажды Элвис потребовал нанять киллера, но в последний момент, протрезвев, отказался от преступной затеи.

Настал период полного саморазрушения артиста. Законченный наркоман, он почти не понимал, что происходит вокруг. Элвис растолстел, всё хуже двигался. Именной полицейский жетон, пожалованный ему президентом США Никсоном, делал суперзвезду неприкасаемым. На огромной скорости, с включённой сиреной, вооружённый кольтом Элвис носился в собственном «Мерседесе», останавливая машины и делая водителям предупреждения за превышение скорости.

Страсть сорить деньгами приобрела маниакальные формы. Он купил сразу четырнадцать «Кадиллаков», у него было четыре личных самолёта... Не задумываясь, он выкидывал двадцать тысяч долларов, чтобы отвезти друзей на самолёте куда-нибудь за тысячу миль «попробовать сэндвичи с джемом». Мог раздать зрителям на концерте драгоценностей на пятьдесят тысяч долларов. Парадоксально, что именно в этот период отмечается пик творческой карьеры певца.

У Элвиса появлялись всё новые женщины. Но наркотики и душевные конфликты брали своё: союзы быстро распадались. Только за последние два года жизни он получил от врача 19 тысяч (!) доз различных наркотических средств. Токсикологическое исследование показало, что накануне смерти в течение суток музыкант принял 22 вида сильнодействующих лекарственных препаратов...

Оскудение добра ведёт к духовной дезориентации и деградации. Современная культура (вернее, антикультура) секса и наркотиков растормаживает низменные инстинкты, подрывает стержень личности и формирует молодёжь, которую называют поколением «мне». А поскольку духовное и физическое в человеке взаимосвязано, катастрофа духа неизбежно влечёт за собой катастрофу тела.

Очевидно, при синдроме саморазрушения действует уже не сам человек, не его сознание, а демоническая воля, «чуждый механизм». Характерная черта: чем глубже роковые изменения, тем меньше они воспринимаются и контролируются сознанием.

Недаром Господь Иисус Христос укоряет нераскаянных грешников: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала…» (Ин. 8, 44). Искушая Христа, сатана «повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз...» Но Спаситель, в назидание всем нам, ответил: «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4, 9–12).

Влечению к смерти противостоит инстинкт самосохранения. Быть может, Творец вложил его в природу именно для того, чтобы уравновесить инстинкт смерти. «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, — утверждает апостол Павел, — но питает и греет ее» (Еф. 5, 29). Однако чрезмерное наслаждение продиктовано самолюбием и потому неугодно Богу.

Синдром саморазрушения — это извращённое, деструктивное стремление к наслаждению, возникающее на почве сластолюбия и патологического влечения к смерти.


Причины саморазрушения

Жизненный сценарий (путь) человека в большой степени обусловлен мотивами и обстоятельствами его зачатия, особенностями протекания беременности и родов, а также условиями, которые созданы новорождённому. Английский психотерапевт Джеоф Грэхэм считает, что опыт, переживаемый человеком внутриутробно, в момент рождения и первые несколько часов, абсолютно уникален. «Запечатлеваясь, этот опыт генерирует определенную поведенческую модель».

Американский психотерапевт Эрик Бёрн в книге «Люди, которые играют в игры» также утверждает, что основа жизненного плана формируется во многом под влиянием отношений родителей к ребёнку и возникает ещё до рождения. Согласно данной теории, «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу».


Акт саморазрушения — это симптом жесточайшего внутреннего кризиса и вопль истерзанного сердца о том, что истинное счастье и смысл жизни утрачены или не обретены. Саморазрушитель иногда совершенно искренне ищет то и другое, но, увы, не так и не там — не в Боге.

Э. Бёрн рекомендовал тщательно изучать, явилось ли зачатие «результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия... анализировать любой из этих вариантов, чтобы выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие. Планировалось ли оно? Если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, с темпераментом, разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии? В жизненном сценарии будущего ребёнка могут отразиться все эти качества. Возможно, его родители считали близость занятием бездельников или пошлостью, а может быть, священнодействием или развлечением? Отношение родителей к интимной жизни может быть перенесено и на их ребёнка. А если мать пыталась избавиться от плода? Даже несколько раз? Делались ли аборты или попытки аборта во время предыдущих беременностей? Здесь можно задать бесконечное число вопросов различной степени деликатности. Однако надо учитывать, что все эти факты могут воздействовать на сценарий жизни даже ещё не рождённого ребёнка».

Упорные намерения или неудавшиеся попытки прервать беременность калечат тело и душу младенца, делают его особенно уязвимым к вредным веществам и саморазрушению в целом. Напротив, любовь, внимание, ласка помогают зачатому и рождённому ребёнку успешно расти и развиваться.

Если же родители не готовы принять пол, внешность, характер, умственные способности или вообще факт существования сына (дочери), то закладывается мина замедленного действия. Негативные родительские установки типа: «Лучше б ты не родился!»; «Ты мне всю жизнь загробил!» — это проклятия, навлекающие несчастья. В душе ребёнка поселяется коварная навязчивая идея: «Я плохой, я мешаю папе и маме, я никому не нужен, мне лучше уйти». Раннее детское решение, принятое неосознанно и на уровне эмоций, может закрепиться и изуродовать всю последующую жизнь.

Физические оскорбления, эмоциональные травмы, жестокость, насилие, дурное воспитание, бедность, тяжёлое социальное положение не предопределяют саморазрушительные действия, но предрасполагают к ним. Вполне понятно: когда ребёнка (подростка) регулярно избивают пьяные родители-дебоширы, он может озлобиться и пойти по их стопам или бросить вызов судьбе. Вот почему дети из неблагополучных семей, униженные и оскорблённые, склонны к саморазрушению.

Справедливости ради отмечу, что богатые наследники, принадлежащие к высшим слоям общества, в критические моменты нередко, что называется, «с жиру бесятся» и кончают самоубийством. Ведь наша судьба не определяется лишь материальными условиями. Подталкивая к роковой черте, бес внушает человеку: «Жизнь не стоит того, чтобы её продолжать. Смерть лучше и достойнее жизни». Эта подсознательная формула, как зажжённый бикфордов шнур, рано или поздно приводит к взрыву…

Немалый вклад в дело саморазрушения вносят и негативные социально-политические факторы, ломающие психику, самоидентификацию, мировоззрение, нравственные устои и взаимоотношения с родной семьёй, народом и Отчизной.

О таинственной связи с теми силами, которые открываются человеку в недрах семьи и рода, рассуждал замечательный русский мыслитель И.А. Ильин. По его убеждению, чувство собственного духовного достоинства, стержень здоровой гражданственности и патриотизма рождаются «из духа семьи и рода, из духовно и религиозно осмысленного восприятия своих родителей и предков». Напротив, презрение к прошлому и своим корням «порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию… Семья есть первооснова Родины».

Эту мысль блестяще выразил А.С. Пушкин:


Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека, —

Залог величия его…


Отрывая от вековых духовных, культурных и национальных корней, синдром саморазрушения подрывает это самостоянье и величие, лишает нас как прошлого, так и будущего. Остаётся лишь мимолётное настоящее, которое бездумно и безжалостно «прожигается». Гримируя души, люди рискуют уничтожить себя и своих потомков.

Многие не выдержали натиска этой стихии: погубили здоровье, безвозвратно утратили общественное признание, честь, богатство, вдохновение, талант, любовь и, балансируя на грани самоубийства, ушли из жизни. Впрочем, у каждого свой внутренний враг и свой ад.

5 апреля 1994 года в Сиэтле над гаражом собственного дома был найден мёртвым Курт Кобейн, легенда рок-н-ролла. Лидер группы «Нирвана» стал рок-идолом буквально в одночасье за три года до смерти. Его окутывала атмосфера загадочного магнетизма и отчаянного одиночества. Казалось, это его врождённые качества. После трагической гибели Курт Кобейн вошёл четвёртым в знаменитый «пантеон»: Дженис Джоплин — Джимми Хендрикс — Джим Моррисон. Все четверо прожили по 27 лет и погибли от передозировки наркотиков.

23 июля 2011 года скандально известную британскую рок-звезду Эми Уайнхаус нашли мёртвой в её лондонской квартире. Вызванные на место происшествия две бригады «Скорой помощи» оказались бессильны.

По оценкам музыкальных критиков, певица не сумела совладать с распутным образом жизни и погубила себя. Несколько раз она представала перед судом за драки и нападения на людей. Неоднократно имела проблемы с наркотиками и алкоголем, проходила курсы терапии. За поступками кумира публики всегда маячили очертания реабилитационной клиники. В 2008 году звезда победила в пяти номинациях престижной премии «Грэмми». Но в США за наградами не приехала: из-за неблагонадёжности ей отказали в визе.

Несмотря на бешеную популярность, в конечном счёте, публика разозлилась на артистку за годы её медленного публичного самоубийства. 18 июня 2011 года бывшие поклонники буквально затравили Уайнхаус после провального выступления на фестивале в Белграде. На своём последнем концерте суперзвезда не смогла петь, и её освистали. Пресса не скупилась на жестокие слова. Весь мир ополчился на певицу и требовал, чтобы она бросила пить. Её здоровье было ослаблено лёгочной эмфиземой и нарушениями сердечной деятельности. Медики предупреждали, что даже небольшая доза алкоголя доведёт до смерти. «Голос поколения» бесславно ушёл…

К сожалению, о яркой и короткой жизни Уайнхаус можно сказать словами её автобиографической песни: «Я говорила тебе, что со мной одни неприятности. Ты же знаешь, что во мне нет ничего хорошего…»


Назад из бездны

Саморазрушение — путь в никуда, к преждевременному и бесплодному концу. Этот внутренний враг разъедает изнутри в самые счастливые моменты жизни, лишает покоя и показывает никчёмность прожитых дней. Саморазрушение зачастую выступает в разных сочетаниях и обличьях (например, курение — наркотики — самоубийство). Нередко у «завязавших» алкоголиков формируется новая зависимость от снотворных и транквилизаторов («не могу уснуть без таблеток») или женщины сбавляют избыточный вес посредством курения. По сути, шило меняется на мыло.

Однако всегда остаётся выбор. Даже если человек погряз в грехах, всё же есть шанс измениться к лучшему. Осознать, что саморазрушение плохо и вредно, совсем не просто. Но главное — заполнить зияющую пустоту души.

Борьба с губительными пристрастиями эффективна тогда, когда устраняется причина зависимости. Что «сажает» человека именно на это саморазрушительное действие?Желание получить удовольствие, развлечься, избавиться от скуки и убить время? Стремление достичь чего-либо важного, значимого? Азарт, самоуверенность и чувство превосходства над поверженным соперником? Трудности в общении с людьми, дефицит внимания? Страх опозориться и потерять авторитет?

Акт саморазрушения — это симптом жесточайшего внутреннего кризиса и вопль истерзанного сердца о том, что истинное счастье и смысл жизни утрачены или не обретены. Саморазрушитель иногда совершенно искренне ищет то и другое, но, увы, не так и не там — не в Боге.

Необходимо разобраться, чего не хватает человеку. Какие положительные ощущения и эмоции возникают, например, когда агрессия льётся «через край»? Это позволит быстрее найти противоядие: снять зависимость с помощью активного досуга (турпоходов, отдыха на природе, физических упражнений, спорта), чтения увлекательной и полезной литературы, знакомства и общения с интересными собеседниками…

Среди методов лечения и профилактики — семейная терапия и групповые психокоррекционные занятия, направленные на социальную адаптацию, повышение психологической самооценки и контроля над эмоциями, укрепление межличностных отношений, обучение навыкам общения.

Усилия врачей и психологов заключаются в том, чтобы избавить пациента от «любимого» саморазрушительного действия и переключить на нечто позитивное: волонтёрскую деятельность, заботу о семье, помощь сиротам, больным, заключённым и т.д. К примеру, люди с адреналиновой зависимостью любят рисковать и становятся бесстрашными разведчиками, спасателями, лётчиками-испытателями.

Не всегда уместно требовать, чтобы человек немедленно и бесповоротно бросил пагубную страсть. Нужно терпеть, трудиться и ждать. Болящему (тем более ребёнку и подростку) требуется духовная поддержка. Прежде всего это касается тех людей, которым трудно отказаться от прежнего образа жизни в силу убеждений, привычек и стиля мышления.

Чтобы достигнуть рая, необходимо осознать ад в своей душе и покаянием погасить его чёрный пламень. Значит, самое важное —как можно скорее приобщить человека к Богу и Церкви, молиться о нём и вместе с ним, призывать всемогущую божественную благодать, «всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Тогда исчезнет смысл разрушать себя и заполнять внутреннюю пустоту греховным мусором.

Читайте также: