Союз веры и науки в Западной Руси

Геннадий Еднанский

Необходимость союза веры и науки – основной тезис молодёжной научно-практической конференции «Молодёжь и нравственность», организованной Объединением православных учёных по благословению правящего архиерея Полоцкой и Глубокской епархии, архиепископа Феодосия, состоявшейся 3-4 июня 2019 года в Полоцком государственном университете.

Конференция

В конференции приняли участие представители Союза православных граждан, ассоциации православных экспертов, гражданской инициативы «Союз», Союза православных женщин Белоруссии и других православных общественных организаций.

Он актуален сегодня, как никогда, и особенно в Белоруссии, где научное сообщество, особенно гуманитарное, подвергается жесточайшему тотальному прессингу представителей лженауки. Речь идёт о фальсификации истории Белоруссии: о том, что белорусы не русские, а жертва их, и Русской Православной Церкви в том числе; что национальная религия белорусов – униатство, а национальные герои – униатские экстремисты (Калиновский, Костюшко и др.), которые не только призывали вешать православных священников и даже детей, но и делали это…

К сожалению, эта тенденция проникла и в Белорусский Экзархат, и Гродненская епархия в значительной степени находится под влиянием её пропагандистов. А когда их оппоненты приводят убедительные факты, те отвечают по принципу: «Тем хуже для фактов», – и обвиняют Россию не только в «аннексии» Крыма, но и Речи Посполитой… При этом, отрывая Белоруссию от России и Православия, они считают себя «патриотами Беларуси»…

Их план очевиден – превратить Гродненскую область с большим процентом католического населения в Пьемонт «змагарства» – аналог Галиции на Украине. Поэтому они принялись создавать «пятую колонну» именно в Гродненской епархии... Однако сдаваться не стоит. Гродно не Львов – это пока ещё русскоязычный город. Стоящие в православной вере священники там хотя и сняты с ключевых приходов, но не сломлены. Патриоты Западной Руси – наследники П. А. Столыпина, который, будучи гродненским губернатором, много сделал для развития Православия и русского самосознания края, пока ещё занимают серьёзные позиции на Гродненщине…

В ситуации борьбы за умы и сердца людей не только на Белой, но и на всей Руси, как хлеб, как воздух, нужны православные интеллектуалы, подлинно национальные интеллигенты, которые смогут продолжить славные традиции настоящих белорусских патриотов, таких, как митрополит Иосиф Семашко и его ученики: Михаил Коялович, Платон Жукович, Иларион Чистович и др.

Принявший активное участие в конференции глава отдела по связям с РПЦ и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия Кирилл Фролов высказался по этому поводу: «Именно сам факт того, что митрополит Иосиф (Семашко) вернул Православию 1,5 млн белорусов, уже является чудом. На момент его назначения на митрополичью кафедру шла стремительная католизация Белой Руси. Накануне раздела Речи Посполитой был арестован последний православный архиерей на Белой Руси. Иезуитсткие коллегиумы, в том числе Полоцкий, работали очень эффективно.

Кирилл Фролов

После раздела Речи Посполитой польско-католическое "иго" не только не прекратилось, но и продолжилось. Петербургская аристократия видела в польской аристократии братьев и союзников по повороту России на Запад. Министром иностранных дел Российской империи стал польский граф Адам Чарторыйский, он же оказывал и значительное влияние на сферу образования. И вместо возврата в Православие угнетаемого унией населения Малой и Белой Руси на российские бюджетные деньги были созданы сотни поветовых школ, Уманский лицей и Харьковский коллегиум, откуда пошли первые "украинцы". Один из них, Тадеуш Чацкий, пропагандировал теорию о том, что москали – недочеловеки, смешавшиеся с угрофиннами, которые украли и украинцев и белорусов имя Россия, в силу чего те вынуждены были от него отказаться…

С воцарением Николая I ситуация несколько изменилась, но говорить о том, что у Петербурга появилась ярко выраженная православная воля, не приходится. Это проявилось и в отношении Западной Руси, где продолжилось распространение унии, и митрополиту Иосифу (Семашко) долго пришлось убеждать Санкт-Петербург, чья элита, находясь в плену "европейской цивилизации", не желала помогать населению Белоруссии и Малороссии освободиться от католическо-униатского гнета. Тем не менее виленскому Владыке удалось преодолеть сопротивление этой "пятой колонны", остановить распространение унии и вернуть в Православие 1,5 миллиона русских Западной Руси. И если это не чудо, что же тогда чудо?

Петербург реально "проснулся" только после польского восстания 1863 года, когда усилиями виленского губернатора М. Н. Муравьёва-Виленского была оказана действенная поддержка освобождению русских Западной Руси от униатско-католического гнёта. Однако настоящая "русская весна", когда официальный Петербург повернулся лицом к русским Юго-Западной Руси и её ревнители получили государственную поддержку, началась с правления Александра III, который на государственном уровне поддержал дело, начатое митрополитом Иосифом…»

Поэтому, считает Кирилл Фролов, говорить о том, что в служении митрополита Иосифа (Семашко) отсутствовало чудо, – это не просто ложно, но и безбожно!!! Разве не прав был выдающийся богослов ХХ века протоиерей Иоанн Мейендорф, когда отмечал, что равноапостольный император Константин был канонизован именно за то, что дал Церкви возможным привести в Православие 1,5 миллиона ромеев? Ведь никому не приходит в голову оспаривать святость равноапостольного императора Константина! Так те уже давно не боятся распространять своё влияние на каноническую территорию Православных Церквей, в том числе и через поддержку униатов. В ответ на «добровольное самосдерживание» православных католическая сторона развивает «натиск на Восток». Так, на днях Папа Римский, прибыв в Румынию, заявил о своей поддержке униатов. Незадолго до этого он повысил статус униатов в Средней Азии. Памятник А 3 июля готовится его встреча с главой УГКЦ Святославом (Шевчуком) – скорее всего, для обсуждения дальнейших деталей экспансии в Малороссию и Белоруссию, в первую очередь для создания униатского патриархата (что доказывает аксиому о том, что любая, «каноническая» или нет, автокефалия в Малой и Белой Руси является необратимым шагом к унии) и переподчинения карпаторусских униатов, не утративших русофильских корней, «бандеровскому» Львову.

Поэтому отрадно, что в выступлениях на конференции, особенно представителей гражданской инициативы «Союз», было озвучено предложение обратиться к Священноначалию с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации митрополита Иосифа (Семашко) как «святого равноапостольного», также как и как других, воистину равноапостольных воссоединителей униатов с Православием – митрополита Киевского Самуила (Миславского), вернувшего в Православие 1,4 миллиона волынских и подольских униатов, и Владыки Полоцкого Маркелла (Поппеля), вернувшего в Православие холмских униатов, а затем основавшего в Полоцкой епархии более 70 православных школ и витебское Свято-Владимирское братство. Прославление этих поборников Православия, особенно в условиях католической и униатской экспансии, только укрепит позиции Церкви…