Сильное государство

Сильное государство

В условиях крушения привычных мировоззренческих ориентиров, обострения политических, социальных и национальных противоречий идея сильного государства становится как никогда актуальной и привлекательной для современной России.

В результате радикальных либеральных реформ 1990-х годов российская государственность оказалась ослабленной. Восстановление силы государства должно теперь стать приоритетом нашей внутренней политики.

Под сильным государством в соответствии с традициями русской консервативной мысли мы понимаем, в первую очередь, авторитет власти, устойчивость всей системы общественных отношений и структур, порядок и стабильность в обществе, а также и такие ценности, как постепенность и осторожность перемен, отрицание резких скачков и революционных переворотов, незыблемость институтов, лежащих в основе естественного социального порядка: религии, семьи, частной собственности, — признание зависимости прав и свобод граждан от конкретно-исторических условий, степени развития их правосознания и нравственности, охранение традиционных устоев, национальной самобытности, культурного своеобразия.

Исторические традиции, потребности экономики и общественной жизни России в целом, реалии глобализующегося мира властно взывают к необходимости сильного государства, которое было бы активным субъектом хозяйственной жизни, регулировало бы социальные отношения, боролось бы с преступностью и коррупцией, защищало бы внутреннюю и внешнюю безопасность нашей страны. Только сильное государство может защитить своих граждан от всех социальных невзгод и создать условия для развития и процветания страны.

Необходимость сильного государства во многом диктуется и природно-географическими условиями российского общества. Огромная, беспримерная протяжённость территорий самой большой в мире страны, суровые климатические условия самой холодной страны в мире требуют того, чтобы государство крепко держало в своих руках транспортную систему, средства связи, системы жизнеобеспечения и всю сопутствующую инфраструктуру. Природно-географические условия России детерминируют ограничения рыночных механизмов экономической жизни. Либералы игнорировали специфику российского общества и в этом отношении, что создало угрозу территориальной целостности страны. Внедрение либеральных принципов организации экономики и общественной жизни неминуемо станет причиной тотального выезда — если не бегства — значительной части жителей из большинства регионов Сибири и Дальнего Востока и обусловит фактическую утрату контроля над этими территориями со стороны правительства России. Связывать воедино нашу огромную и столь разнообразную (географически, этнически, конфессионально и в других отношениях) страну, сохранить её территориальную целостность может только сильное государство, которое будет проявлять заботу обо всех своих гражданах. Необходимость и даже неизбежность в России сильного государства диктуется не только природными условиями, на которые вполне обоснованно обращает внимание известный российский публицист А.П. Паршев в своей ставшей бестселлером книге «Почему Россия не Америка», но и социокультурными факторами (менталитетом, народными традициями, религией и т.д.).

Говоря о потребности сильного государства, необходимо остановиться на вопросе, как соотнести понятия «сильное государство» и «свобода»: могут ли быть в сильном государстве свободные люди?

На наш взгляд, проблема взаимоотношений начал принуждения и свободы одинакова по своей значимости для человека. Не все одинаково оценивают с нравственной точки зрения взаимосвязь и взаимозависимость данных явлений, отдавая явное предпочтение свободе и мирясь с властью как с неизбежным злом. А между тем власть и свобода, на наш взгляд, суть две стороны одного процесса, проявления одного факта, а именно самостоятельности человеческой личности.

Поскольку власть и свобода по своей сути феномены общественного процесса, способность свободы и власти прежде всего и чаще всего проявляется в отношении других личностей. Таким образом, свобода возможна только там, где присутствует власть, способная защитить личную свободу людей.

Обосновывая этот тезис, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков писал: «Люди на общественных дорогах свободно ходят и ездят, и чем свободнее, тем лучше, но никому нельзя предоставить свободу бесчинствовать на улице и нападать на встречных». Свобода является величайшей ценностью, но её ограничение возможно в случае очевидной необходимости, какой является лишение свободы тех людей, которые отказываются уважать свободу своего ближнего.

В политических теориях часто противопоставляются государство как сфера принуждения и общество как область свободы. Но интересы свободы и власти совпадают в единой точке — государстве: именно в государстве торжествует человеческая свобода, именно государство является главным средством, обеспечивающим личности её свободу в обществе.

Константин Петрович Победоносцев. Портрет работы В.А. Серова. 1902 год

Государство должно следить за тем, чтобы не нарушалась правда в общественной жизни, чтобы люди не мешали и не вредили друг другу, а также за тем, чтобы любое преступление наказывалось и чтобы ничто со стороны не мешало бы правильному раскрытию положительных сторон человеческой личности. «Нельзя заставить человека любить, нельзя принудить его к жертве... но если нельзя или не должно говорить человеку принудительно: “Давай”, то должно сказать ему: “Не трогай”, когда он занесёт руку на добро своего ближнего». Но вместе с тем, государство не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт людей, не должно без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и творчество людей, одним словом, государство не командует (за исключением армии), а организует в пределах общего и публичного интереса. Итак, рамки действия государственной власти определяются задачей и обязанностью государства гарантировать защиту жизни и безопасности граждан, предотвращать любое явление, основанное не на законном праве, при этом действовать твёрдо и решительно.

Анализируя, что же может произойти, если ослабнет действие законной власти, М.Н. Катков пишет: «Если нет самостоятельной организации государственного начала, всё общество принимает более или менее его характер; если не будет определённой государственной функции, то вся общественная жизнь по необходимости превратится в функцию; если не будет правильного суда и расправы, то явится закон Линча...»

Ослабление власти неизбежно порождает смуту, начинается разложение, совершаются насилия, колеблются основы всякой нравственности, дух растления овладевает умами, и вместо явного правительства появляются тайные, действующие тем сильнее, чем слабее действие государственной власти. Кроме того, падает семейная, общественная и государственная дисциплина. Избежать такого состояния консервативные мыслители предлагали с помощью «страха», утверждая, что страх побеждается только страхом, а пагубный страх перед тёмными силами может быть побеждён только спасительным страхом перед законной властью.

Таким образом, одна из основных функций власти — проявлять свою силу, когда этого требуют обстоятельства, ведь символ государства есть меч, государство поставлено в необходимость прибегать в случае надобности к строгим и даже суровым мерам.

Вместе с этим сильное государство — это такое государство, в котором существует единство власти и народа, которое строится на их взаимном доверии, что составляет, по словам Н.М. Карамзина, нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твёрдости. Суть их единства заключается в том, что между интересами народа и интересами государства не должно быть никаких противоречий.

Государство не должно в своих взглядах и действиях отделять себя от общественных интересов — тогда оно сможет вернее понять своё положение и будет сильнее. К.П. Победоносцев писал: «Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на чём ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого на вере основанного сознания. Народ в единении с государством много может понести тягостей, много может уступить и отдать государственной власти». Только то, что совершается в духе единения народа и власти, только то прочно и плодотворно.

Сильным будет то государство, политика которого воспринимается обществом, имеющим веру и доверие к власти. В таком государстве политическая атмосфера страны будет спокойной, а в периоды кризисов, трудностей, войн власть своей правильной политикой может мобилизовать народ на решение государственных задач.

На наш взгляд, необходимо исходить из идеологии сильной и даже авторитарной власти. Только такая власть может обеспечить государственное единство страны.

Политическим идеалом нашего народа всегда была по-отечески строгая и суровая, но справедливая государственная власть. Наш народ ориентирован на патернализм как на нормативную модель отношений между государством и обществом, государством и бизнесом, государством и гражданами. Либеральный принцип «личность выше государства» должен быть безоговорочно отвергнут как лживый и демагогический, как служащий разложению общества и анархии. Личность есть неотъемлемая часть общегосударственного, общенационального целого. Не существует антагонистических противоречий между государством и гражданами, как то внушают либералы, настраивающие граждан против государства. Напротив, интересы государства и граждан органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. В самые тяжёлые моменты отечественной истории: в 1612, в 1812, в 1941–1945 годах государство и общество выступали в тесном, неразрывном единстве. Государство должно всецело опекать и поддерживать каждого честного и законопослушного гражданина, а каждый гражданин должен быть верен своему Отечеству. На наш взгляд, в современных условиях выражением идеала патернализма и тесного взаимодействия государства и общества является сильная президентская республика, в которой исполнительная, законодательная и судебная власть действуют как единое целое во главе с президентом.

Святая Русь

Сильное государство предполагает наличие мощных, прекрасно оснащённых и обученных вооружённых сил. Реалии современного мира показывают, что война по-прежнему является средством разрешения политических противоречий между странами. Россия как великая держава должна быть способна защитить себя и своих союзников от любого агрессора, от любой военной угрозы. Следует обратить особое внимание на подготовку к защите нашей страны от нападений внешних врагов. Мы должны быть готовы и к обычным войнам (локальным и региональным), и к войнам с мировыми террористическими сетями, к информационным войнам. В связи с этим жизненно важно увеличение финансирования военно-промышленного комплекса России, активизация социальной заботы о военнослужащих. Необходимо усилить военно-патриотическое воспитание молодёжи, используя и богатый советский опыт, выработать чувство долга перед Родиной, чувство патриотизма. А для этого необходимо изучение отечественной истории, так как без знания истории нельзя воспитать гражданина-патриота.

Одной из важнейших составляющих сильного государства является стабильность общественной жизни. Консерватизм отрицает насильственные революции, перевороты, отвергает беспорядки и смуту. Одним из наиболее негативных последствий либеральных реформ было потеря стабильности общественных процессов. Консерватизм выступает за мирное, эволюционное развитие страны, за создание условий для созидательного труда наших граждан. Стабильность общества является и целью, и средством консервативной политики и идеологии. Стабильность даст нашим гражданам уверенность в завтрашнем дне, надежду на лучшее будущее, веру в себя. Только сильное и социально активное государство, возглавляемое авторитетным лидером и опирающееся на развитую экономику, на традиционные духовные ценности, способно обеспечить стабильность развития общества и уберечь нашу страну от внутренних и внешних потрясений.

Таким образом, сильным может быть только то государство, которое охраняет целостность и безопасность страны от внешних угроз и способно поддержать общественный порядок и стабильность внутри страны; сильным может быть только то государство, которое ведёт открытую, понятную обществу политику — политику, которая близка интересам населения, поддерживается им и соответствует ментальности народа. И только в сильном государстве могут быть по-настоящему свободные люди.

Читайте также: