Святой Николай II и судьба России

В этом году исполнилось 100 лет с начала февральской революции 1917 года и свержения с престола Государя Николая II. Фигура последнего русского царя, без сомнения, является ключевой в понимании событий ХХ века. При его правлении Россия достигла наивысшего расцвета, после его убийства произошла катастрофа такого масштаба, какого не было за всё время её существования.

Традиционной, исторически выверенной формой российской государственности является самодержавная монархия во главе с православным царём, помазанником Божиим. 

При самодержавной монархии православный народ проникнут сознанием того, что верховная власть вручается монарху Господом и потому добровольно подчиняется ей, видя в этом Божию волю.

Царь, являясь главой православного государства, воспринимает свою власть как миссию Божия служения, священную обязанность и осознаёт свою страшную ответственность перед Богом за вверенные ему страну и народ. Во время венчания на царство через Таинство Миропомазания царь получает от Господа особые дары Святого Духа, помогающие ему в тяжелейшем труде управления страной согласно заповедям Божиим по правде и справедливости.

При утрате веры в Бога народ лишается способности понимать смысл Богоустановленной царской власти, теряет любовь к помазаннику Божьему и перестаёт ей подчиняться, что неизбежно приводит к разрушению монархической государственности.

К началу ХХ столетия в России произошло всеобщее богоотступничество. Охлаждение веры происходило постепенно, на протяжении двух с половиной веков с момента разрушения симфонии царской и церковной властей.

В ХIХ веке русские святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Филарет Московский предупреждали, что отпадение от веры приведёт к печальным последствиям. В 1908 году святой праведный Иоанн Кронштадтский предсказал в своих проповедях: «…не верующий в Бога не может быть верен царю и Отечеству. От неверия и все наши бедствия. Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлёт бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

По словам святителя Иоанна (Максимовича), «государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ». «Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему мировоззрению, по убеждению, по своим действиям, до конца жизни был верен своему высокому званию и в каждом поступке отдавал отчёт перед своей совестью, вечно ходил перед Господом Богом. Он был образцом целомудрия и глава образцовой семьи».

Современный богослов протоиерей Александр Шаргунов писал о Государе Николае II: «Он был духовно Император, во всех смыслах осуществлявший своё мистическое призвание, наиболее кроткий, наиболее угодивший Христу из всех православных государей — именно такой, каким должен быть царь в последние времена». Как бы в подтверждение этих слов в дневнике Государя за 20 октября 1902 года есть запись: «Я несу страшную ответственность перед Богом и готов дать Ему ответ ежеминутно. И пока я жив, я буду поступать по убеждению, как велит мне моя совесть».

Государственная деятельность Николая Александровича была направлена на поднятие народного благосостояния, а сам он лично не упускал случая оказать помощь нуждающимся. 

Наука, культура и искусство достигли наивысшего расцвета. Наша страна превращалась в самое могущественное и развитое государство.

Во внешней политике Государь стремился к мирному сосуществованию с другими государствами, избегая военных столкновений. В 1899 году по его инициативе состоялась Гаагская конференция для ограничения роста вооружения, ставшая впоследствии основой международных организаций Лига Наций и ООН.

Имея многочисленных врагов, Россия в начале ХХ века оказалась в центре революционных событий. Член Государственного Совета Н. А. Павлов писал в эмиграции: «Видя наши успехи, руководящие круги некоторых стран задались планом свести Россию на положение второстепенной державы. Русский заговор растёт и сливается с иностранным. С 1908 г. англичане изучают план свержения царизма и расчленения нас республикой <…> С 1911 г. в Германии готов план разгрома и колонизации России. План заговора был верен: зажечь сомнение в Царе — Думой. Через неё хлынуть в народ клеветой и вовлечь страну в войну. Вооружив народ, бросить в неё идею бунта, мира и земли».

Враги действовали через продажную прессу, через социалистические и либеральные партии, через масонство, проникшее во все слои русского общества, не исключая членов Династии. Как известно, клеветнические, порочащие слухи и обвинения в адрес Императора, Императрицы и их окружения имели цель дискредитировать верховную власть Царя как носителя идеи самодержавной монархии.

Для разрушения Российской империи в царствование Государя Николая II были развязаны две войны, две революции, организованы бунты, стачки, убито более 800 представителей власти. В результате к началу февраля около царя практически не осталось преданных ему людей. Большинство из них было убито, другие были оклеветаны, третьи поддались антимонархической пропаганде, четвёртые были испуганы деятельностью революционеров, особенно усилившейся во время войны 1914 года.

15 июня 1914 года Австрия начала войну с Сербией, а 19 июля Германия объявила войну России.

После военных неудач в течение года 23 августа 1915 года Николай II возложил на себя Верховное командование Армией, став державным вождём русского народа. В результате отступление прекратилось, наши войска начали наступать, и к началу 1917 года Россия была накануне окончательной победы.

Но именно этого стремились не допустить внешние и внутренние враги. Лидер партии кадетов П. Н. Милюков позднее признался, что участники международного заговора против Императора специально воспользовались войной для осуществления переворота. Вспомним, как это было.

Летом 1916 года в отсутствие Государя в Ставке прошло тайное совещание, на котором говорили о низложении Императора. В конце того же года был разработан окончательный план свержения монархии и назначена дата начала революции — 22 февраля 1917 года

26 января 1917 года начальник Охранного отделения Петрограда Глобачёв в докладе Департаменту полиции сообщал: «Передовые и руководящие круги либеральной оппозиции уже думают о том, кому и какой из ответственных портфелей удастся захватить в свои руки. Председатель Государственной Думы Родзянко стремится "к премьерству"».

В «Очерках русской смуты» генерал А. И. Деникин писал, что в ноябре 1916 года представители думских и общественных кругов, встречаясь с главнокомандующими фронтами генералами Брусиловым и Рузским, договорились об остановке императорского поезда революционными войсками во время его передвижения из Ставки в Петроград. «Далее должно было последовать предложение Государю отречься от престола, а в случае несогласия — его устранение. Наследником предполагался законный правопреемник Алексей и регентом — Великий князь Михаил Александрович».

Почти все высшие командные чины Армии, являясь членами масонских лож, также как многие депутаты Государственной Думы и Государственного Совета, приняли участие в заговоре против Государя, нарушив присягу, данную ему перед Евангелием.

22 февраля 1917 года Император был вызван из Царского Села в Ставку начальником Штаба Верховного Главнокомандующего генералом Алексеевым. И на следующий день, 23 февраля, в Петрограде вспыхнул бунт. Все распоряжения Государя прекратить беспорядки не выполнялись, и он решил вернуться в столицу, чтобы добиться наведения порядка.

Императорский поезд выехал из Могилёва 28 февраля. Действуя по заранее разработанному плану, генерал Алексеев оповещал революционные войска о передвижении императорского поезда и фактически загнал Государя в ловушку, в Псков, где находился Штаб Главнокомандующего Северным фронтом генерала Рузского, одного из главных участников заговора. В течение полутора суток Рузский, переговариваясь по телефону с председателем Думы Родзянко и Алексеевым и угрожая Императору братоубийственной войной на фронте и в тылу, вынуждал его подписать текст отречения от власти. Государь не соглашался, пытаясь объяснить, что он, как Самодержец, не может оставить престол, так как должен довести войну до победного конца, выполняя тем самым своё служение Богу. Чтобы добиться своей цели, Алексеев разослал телеграммы всем главнокомандующим фронтами с предложением просить Государя отречься от престола. Все главнокомандующие, являясь участниками заговора, прислали ответные телеграммы с такой «просьбой».

Прочитав телеграммы и услышав такую же «просьбу» от генералов штаба Данилова и Саввича, Государь понял, что оказался в западне, всеми предан и фактически уже свергнут с престола, так как верховную власть захватили депутаты-предатели, создав Временный комитет Государственной Думы. Надеясь спасти монархию и считая главным делом окончательную победу над врагом, он подписал подготовленный в Ставке текст отречения в пользу брата и послал ему телеграмму с объяснением. Но 3 марта депутаты-масоны в Петрограде вынудили Великого князя Михаила Александровича отказаться от власти до Учредительного собрания, угрожая в противном случае убийством всех представителей Династии. Известие об отречении Государя публика в Петрограде встретила с ликованием.

Как заметил протоиерей Александр Шаргунов, «требование отречения было острым проявлением того ощущения ненужности царя, которое охватило Россию <…> Того мистического трепета перед царской властью и той религиозной уверенности, что царь-помазанник несёт в себе благодать Божию, уже не было, это исчезло». 

Основными законами Российской империи не предусмотрено отречение царя от императорского престола, и это понятно. Император, являясь помазанником Божиим, не может отказаться от своего служения Господу. Акт отречения, вырванный заговорщиками угрозами и обманом, не может считаться правовым документом. К тому же были нарушены три статьи основных законов. Не являясь юридически правовым актом, отречение Государя имеет громадное религиозно-нравственное значение как проявление его величайшего жертвенного подвига ради спасения России. В течение жизни он неоднократно говорил: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России. Я буду этой жертвой — да свершится воля Божия». 

Протоиерей Александр Шаргунов писал: «Когда в силу страшных обстоятельств (кругом измена, трусость и обман) стало ясно, что он не может исполнять свой долг царского служения <…> он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России <…> Заслуга Николая II в том, что он осуществил смысл истории как тайны воли Божией».

Именно в день его отречения в селе Коломенском была явлена Державная икона Божией Матери. Архимандрит Константин (Зайцев) так объяснил это чудо: «В России было явление Державной иконы Божией Матери, которая засвидетельствовала, что под Её покровом продолжает оставаться русский народ и что, следовательно, как бы на весу остаются судьбы мира — в зависимости от чего? Опамятуется ли русский народ? Способен ли он снова стать оплотом мировой жизни и верности Христу Истинному?».

Вопреки обещаниям отправить Царскую семью за границу, Государь и члены его семьи были арестованы. Оказавшись в заточении, испытывая унижения и издевательства охранников, Николай II, как истинный православный царь, продолжал любить свой народ и молиться за него.

Арест государя и его семьи членами Временного правительства предопределил их гибель. В ночь на 17 июля 1918 года Царская семья и четверо их верных слуг были ритуально убиты в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Свершилось страшное злодеяние, была попрана древняя заповедь Божия: «Не прикасайтеся помазанным Моим» (Пс. 104, 15).

Епископ Нектарий (Концевич) в своём докладе на Молодёжном съезде в Сан-Франциско в 1981 года сказал: «Совершилось страшное злодеяние — цареубийство. Убит Государь — помазанник Божий, покровитель Православной Церкви, глава православного государства. Убит Удерживающий. И с этого момента "тайна беззакония" получила свободу, и все мы являемся свидетелями безудержного разгула и распространения зла во всём мире». Из сказанного абсолютно ясно, что злодеяние было ритуальным, а не политическим убийством, о чём свидетельствует также и каббалистическая надпись на стене Ипатьевского дома, где было совершено поистине сатанинское злодеяние.

Сразу после убийства Царской семьи произошло то, о чём предупреждал святой Иоанн Кронштадтский: нечестивые, жестокие, самозваные правители залили всю землю российскую кровью и слезами. И поныне наш народ несёт наказание за цареубийство и нарушение клятвы, данной нашими предками в 1613 году быть верными царям из рода Романовых до скончания века. «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5).

Как помазанник Божий, святой Государь и на Небесах продолжал молиться о России и нашем народе. Во время Отечественной войны он явно помогал нашим войскам побеждать немцев и дошёл с ними до Берлина. 30 апреля 1945 года его увидел связист Валиков Фёдор Иванович. Как потом он рассказывал, войдя в рейхстаг, он вдруг видит: «Царь Николай Второй во весь рост стоит. Он был в мундире полковника, на боку —шашка, на плечах — погоны». Эта встреча так потрясла воображение Валикова, что после войны он стал иноком, приняв постриг с именем Феодорит в Псково-Печерском монастыре.

Пережив страшную войну, русский народ стал постепенно возвращаться к вере. Святитель Иоанн (Максимович) в 1950-е годы писал: «…за согрешившую и страждущую ныне Русь нужна и сильна молитва царя-мученика <…> Величайшее преступление, совершённое в отношении него, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига <…> Тогда царь-страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасёт Русскую землю от переносимых бед <…> Царь-мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси. Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит её новой славой».

Протоиерей Александр Шаргунов собрал и опубликовал в нескольких томах множество фактов проявления чудес и случаев исцеления и помощи по молитвам к Государю и членам его семьи. Стало очевидным, что они прославлены на Небесах. Почитание Царственных мучеников всё более и более ширилось, тысячи верующих людей по всей России молились им, участвовали в крестных шествиях, проводили конференции, надеясь, что Господь услышит их и поможет прославить их во святых.

Наконец свершилось великое чудо. 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе были причислены к лику святых Царственные мученики во главе сонма новомучеников и исповедников российских. При объявлении их имён многие плакали от радости, а с ними радовалось и небо: проливной дождь прекратился, тучи разошлись и выглянуло ясное солнце.

Но за 8 дней до этого великого события, 12 августа, в день рождения цесаревича Алексея Николаевича, произошла страшная трагедия — погибла атомная подводная лодка «Курск» вместе со ста восемнадцатью моряками. Удивительно, что 20 августа на Чине прославления Царственных мучеников было сто восемнадцать архиереев! Четыре года спустя, 12 августа 2004 года, в день столетия святого наследника Алексея в храме святой Анны в одном из сёл Брянской губернии во время заупокойной литургии по погибшим морякам подводной лодки «Курск» неожиданно оплавились красной жидкостью сто восемнадцать свечей. Химический анализ жидкости показал, что это натуральная плазма человеческой крови.

Заслужить царя можно только глубокой верой, искренней любовью к Богу, покаянием и добрыми делами, как писал знаменитый философ И. А. Ильин. А для этого прежде всего нужно, чтобы народ наш вернулся к вере, вновь стал святорусским, богоносцем, исполняющим заповеди Божии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим <…> возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37–39).

Читайте также: