Светлый праздник Рождества — День рождения Христа

Если спросить нас, что вспоминается нам при слове «Рождество», мы ответим: «Новый год, ёлка, подарки, каникулы…» Верующий человек скажет, что Рождество — день рождения Иисуса Христа, Бога и Человека одновременно.

Как поздравляют нас с нашим днём рождения друзья и родные? По-разному, но, несомненно, в этот день мы чувствуем любовь и заботу, тепло и внимание близких. Мы едим сласти и получаем подарки, слушаем добрые слова в свой адрес и сердечные пожелания. В День рождения Богочеловека Иисуса Христа всё происходит наоборот: Он нам дарит подарки и Свою любовь.

Светлый праздник Рождества… Что значит он для человечества? Первым людям была предоставлена свобода выбора: деградировать, то есть жить, не отказывая себе ни в чём, не считаясь с другими людьми; жить, поддаваясь соблазнам, злой воле, или идти путём духовного возрастания — жить, помня, что ты не один на свете, подвигом самоограничения делать мир добрее и светлее; жить, прислушиваясь к высшей мудрости. И человек выбрал. Возомнив себя богом, сильным, умным и всемогущим, он стал неудержимо, подобно лавине, катиться вниз, в пропасть эгоизма, жестокости, цинизма, в падении увлекая за собой других. Остановить необратимый процесс одичания могла только жертвенная Божественная любовь. Для этого Иисус Христос и явился в мир. Явился не как грозный царь и повелитель, ожидающий божественных почестей; не как владыка, которому повинуются и перед которым трепещут, — явился в облике беспомощного младенца, которого спеленали и уложили в ясли, а проще говоря, в кормушку для скота. Люди, которых Бог одарил величайшей свободой, спелёнывают Иисуса Христа по рукам и ногам. Бог, подаривший человечеству Вселенную, появляется на свет в каменной пещере. Так встретил мир рождение своего Бога.

Устремимся же душой в ту чудную ночь, когда встрепенулась Вселенная, когда возликовала вся природа, предчувствуя невиданное событие — явление в мир Спасителя; когда Ангелы сошли с небес и поспешили с радостной вестью к простым и чистым сердцем пастухам.

Приблизительно за три дня до рождения Иисуса Христа в ночном небе выстроился парад трёх планет: Юпитера, Марса и Сатурна. В их электромагнитное поле попала комета, из которой родилась новая звезда, больше и ярче Полярной. Природа ликовала…

А Богородица Мариам, обручённая почтенному старцу Иосифу, устало брела от дома к дому по узким улочкам провинциального иудейского городка и стучала в затворённые двери, тщетно надеясь найти ночлег и приют. Но переполненные гостиницы не нуждались в постояльцах. Но прочны были запоры и крепки двери жилых домов: ни один горожанин не распахнул их перед будущей Матерью, слишком уж бедно одетой. Ни один не разомкнул скованные сном вежды, ни один не отверз ушей. Не нашлось им места в доме. Ни в одном. Люди жили, не ведая перемен. Но не будем поспешно осуждать жестокосердие вифлеемских жителей: это в наши сердца стучит с надеждой измученная Богоматерь…

Рождается будущий Спасителя мира в тесной, тёмной пещере — в пещере же, где погребают мертвецов, завершается и Его земная жизнь. О, каменное сердце наше! Когда же ты сделаешься домом и пристанищем Того, Кто стоит у дверей и стучит? «Птицы имеют гнёзда, и лисы имеют норы, а Сыну Человеческому негде главу преклонить». Не потому ли повелевает Он возвратиться в дом свой исцелённому Им бесноватому и многим, кто хотел идти за Ним, чтобы сердце наше стало домом молитвы, а не торжищем продающих и покупающих, не проходным двором для суетных меновщиков и праздных зевак? «Вы храм Духа Святого», — напоминает апостол Павел коринфянам, уклонившимся на путь язычества. Великая и святая задача человека — поборов низменные, животные страсти, привычки, желания, не только погрести их навеки, но и соделать сердце сверкающим сосудом Божественного Духа.

Волхвы, другими словами, восточные мудрецы, увидев новую звезду, поняли, что произошло нечто сверхъестественное, и поспешили поклониться Богомладенцу. Издалека шествуют они, предвкушая волшебную встречу, в город, затворивший двери пред вселенским чудом. Оставив дóма стадá, устремились в Вифлеем простецы-пастухи.

Над колыбелью Пречистого Младенца склоняется юная Дева-Мать и убелённый сединами Иосиф; познавшие учёную премудрость волхвы-горожане и не знающие грамоты селяне-пастухи... Такие разные люди, но их объединяет Христос. Объединяет их и духовный подвиг — готовность к лишениям и тяготам пути, способность отказаться от комфортной, привычной жизни ради чего-то неведомого, но, несомненно, прекрасного. Жители Вифлеема совершили иной выбор: их отделяло от Спасителя несколько шагов, но косность, лень, наслаждение покоем помешали им Его увидеть.

Как и подобает Богу, Он был так прекрасен, что несколько месяцев спустя, когда святое семейство, скрываясь от преследования царя Ирода, встретило в пустыне шайку разбойников, их главарь, поражённый Его красотой и ангельской чистотой, отменил своё намерение ограбить и убить путников. Богомладенец был так прекрасен…

По преданию, предводитель закончил жизнь на кресте, одесную Спасителя, и вошёл в историю как благоразумный разбойник. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец», — как не вспомнить эти слова Господа, созерцая красоту и завершённость Его земного пути, композиционную стройность Священной истории и дивный узор человеческих судеб (в том числе и неслучайность всего, что происходит с нами, если мы, конечно, внимательны к собственной жизни)!

Судьба этого человека, встретившего Иисуса в первые месяцы Его жизни и при конце страстнóго пути, вплетает в Священную историю ещё несколько узоров. «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое!» — кротко просит он, рассчитывая в лучшем случае на молитвенный вздох распятого рядом Страдальца. И что же он слышит? «Ныне же будешь со Мною в раю»! Чужой человек, посторонний, до последних дней жизни занимавшийся грабежом… И он первый, кто входит в Царство Небесное после Христа!

Как же так? Ведь с подобной просьбой обращаются к Божественному Учителю и сыновья Зеведеевы, но никаких гарантий не получают. Почему? Да потому что сердечные намерения — главное, что имеет значение в Царстве, где господствует любовь. Хоть и ходят за Иисусом и внимают Его словам сыновья Зеведеевы, но жажда власти и славы служит тем маяком, который манит их; она делает их чёрствыми и эгоистичными, затворяет их слух и застит очи. Спаситель им пытается поведать о том, что «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие», а они «портфели министерские» делят!

Другое дело разбойник. Человек грубых, казалось бы, нравов и неблаговидных дел, он умудрился не растратить духовное чутьё и человеческое сострадание. Понимая, что не земную власть и не земное царствие предлагает Спаситель, он готов разделить с Христом Его боль, страдания, поругание.

Ему, одному из немногих, было дано уразуметь суть спасительной миссии, постигнуть богочеловеческую природу Иисуса. Не каждому удавалось это вместить. Одни видели в Нём лишь божественную суть, как сыновья Зеведеевы, другие — незнатного, небогатого человека, отказывая Ему в элементарном милосердии и обычном человеческом участии, как вифлеемские жители.

Добывая хлеб насущный путём неправедным, преступным, жестоким, благоразумный разбойник не потерял тех качеств, которые способны воскресить его душу. Свирепый и грозный, он, однако, пожалел святое семейство в египетской пустыне. В отличие от Ирода, он дарует жизнь Богомладенцу и Его родителям, заметив печать нездешнего, неземного света на прекрасном лице.

Царь Небесный, Иисус Христос, приходит в мир, чтобы отдать людям всё без остатка, в том числе Себя и Свою жизнь, — царь земной, Ирод Четверовластник, приказывает умертвить всех младенцев, чтобы никто, даже Бог, не смел посягать на его земную власть.

Душу разбойника, вошедшего в рай, не пленили слава, деньги и власть — три искушения, которыми дьявол пытался уловить Христа; три искушения, перед которыми не устояли ни сыновья Зеведеевы, ни тем более Ирод; три искушения, из-за которых столько преступлений свершается поныне, столько проливается слёз и столько творится неправды.

Но Божественный Спаситель, открывший людям врата рая, всегда близ есть. Ради этого Он и родился в этот мир.