Рай временный и вечный

В издательстве «Воскресение» вышла книга «Рай временный и вечный. Беседы на Апостольские чтения в продолжение года», объединившая под своей обложкой двух известных современных православных авторов: протоиерея Андрея Ткачёва и Сергея Комарова. Ни один, ни другой в особых представлениях, пожалуй, не нуждается. Проповедника, писателя, теле- и радиоведущего отца Андрея Ткачёва сегодня знают даже далёкие от Церкви люди. Хорошо известен как в церковной среде, так и за её пределами и Сергей Комаров — миссионер, катехизатор, публицист и постоянный ведущий радио «Радонеж».

Соавторы не впервые выступают единым фронтом. В 2017 году издательство «Воскресение» уже выпускало их совместную работу — сборник размышлений о роли Священного Писания в жизни современного человека под названием «Библия и жизнь». Можно сказать, что новая книга протоиерея Андрея Ткачёва и Сергея Комарова во многом продолжает эту тему и отвечает на один из самых острых и животрепещущих вопросов: как оставаться христианином в наше безумное время? Авторы уверены: две тысячи лет назад на него уже ответили святые апостолы. Их духовное наследие — евангельские Послания и Деяния, ставшие частью церковного богослужения, по-прежнему остаются, если можно так выразиться, вечно актуальным практическим руководством для каждого, кто настроен на деятельную духовную жизнь. Именно поэтому беседы на Апостол мы найдём, к примеру, и у cвятителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, и у святителя Феофана Затворника, жившего в веке девятнадцатом. В III тысячелетии Сергей Комаров и протоиерей Андрей Ткачёв, суммируя святоотеческий опыт, опираясь на него и в хорошем смысле адаптируя к реалиям века двадцать первого, убедительно доказывают, что и сегодня, в стремительно наступающую киберэпоху, живые апостольские богодухновенные слова звучат по-прежнему вдохновляюще, они способны поддержать, утешить, направить человека на верный путь.

Книга РАЙ

Книга «Рай временный и вечный» состоит из небольших глав; каждая из них посвящена отдельному фрагменту Апостольского чтения — зачалу, то есть отрывку, который в определённый день читается на литургии. Сборник начинается с Пасхальных недель и завершается великопостными. При этом авторы предлагают читателям не просто комментарии, а вдохновлённые апостольскими текстами увлекательные, острые и злободневные размышления на самые разные темы.

Главная мысль, которая смысловым стержнем проходит через всё дальнейшее повествование, обозначена в самой первой главе — «Таинство Пасхи. Вместо вступления». В ней говорится об истинном значении Церкви, которое сегодня многие понимают превратно. Да что там сегодня! Сами апостолы, слушая проповедь Воскресшего Христа о Царстве Божием, поначалу ошибочно рассматривали её с политической точки зрения и думали, что Спаситель говорит о некоем могущественном земном государстве. Точно так же, считают авторы, поступаем и мы: «Кто-то ждёт от Церкви <…> определённых политических деклараций или высказываний; кто-то видит в Церкви социальный воспитательный институт, или генератор материальной помощи, или служанку народа <…> Но у Церкви совсем не те задачи. Она не от мира сего, но подарок Божий падшему человечеству. Церковь создана не людьми, и цели её выходят за рамки земного существования». Сергей Комаров замечает в статье, что понять этот факт, да и вообще что-либо о Церкви, а уж тем более рассуждать на подобные темы человеку возможно лишь в том случае, если он является её членом. «Умствовать о Церкви, не будучи её верным сыном или дочерью, есть безнадёжное и глупое занятие, ведь кто может правильно судить о вкусе мёда, не попробовав мёда?» Это замечание крайне актуально для дня сегодняшнего, когда судить о Церкви, выражать своё мнение о ней и давать оценки подчас берутся люди, максимально от Церкви далёкие. И самый частый и излюбленный их аргумент — Церковь не нужна, потому что «Бог у меня в душе». В одной из глав — беседе на Апостольское чтение 15-й Недели по Пятидесятнице, Сергей Комаров подробно разбирает и опровергает это популярное заблуждение тех, кто «может быть, "Отче наш" не знает, но утверждает то, о чём постеснялся бы сказать Серафим Саровский или Сергий Радонежский».

Новая книга протоиерея Андрея Ткачёва и Сергея Комарова отвечает на один из самых острых и животрепещущих вопросов: как оставаться христианином в наше безумное время? Авторы уверены: две тысячи лет назад на него уже ответили святые апостолы.

Ещё на одну болезнь современного общества потребления — эгоизм, крайнюю обособленность в противовес соборности, которая должна быть присуща христианам, — обращает внимание протоиерей Андрей Ткачёв в беседе на Апостольское чтение 4-й Недели по Пасхе (фрагмент из Деян. 9, 32–43). Отец Андрей сравнивает человеческий эгоизм с онкологией, раковой опухолью. И для наглядности напоминает, как действуют здоровая и раковая клетки в организме человека. В то время как здоровая тратит свою энергию на организм, оставляя себе, чтобы пропитаться, только самую малость, раковая пожирает здоровые клетки. Никакой энергии на организм она не тратит, всё забирает себе до тех пор, пока вместе с организмом не умрёт сама. «Девиз: "Мне! Мне! Мне!" — рак души, ума и сердца. Общество, в котором такие идеалы, долго жить не сможет», — полагает автор. Но нам есть что противопоставить такому тупиковому сценарию, уверен протоиерей Андрей Ткачёв. «Когда люди помогают людям… Допустим, один заболел — все собрались, прооперировали его на общую "копейку". Подняли на ноги человека. Вот кто-то погорелец, не дай Бог, сгорело жильё — собрались, скинулись, дали человеку возможность найти крышу над головой. За месяц-два собрали деньги нужные. Мы, когда видим это, готовы плакать от радости: "Как хорошо! Так и надо!"»

Нельзя не отметить, что у соавторов книги «Рай временный и вечный» при общности взглядов всё же ощутимо разная авторская стилистика, благодаря чему, кстати, книга становится вдвойне увлекательной. Так, например, Сергей Комаров изъясняется стилем, близким к академичному. Под этим нужно понимать, конечно, вовсе не сухость изложения — напротив, статьи Комарова написаны живым и ярким языком, в них чувствуется искреннее «горение» миссионера. Тексты отца Андрея Ткачёва, возможно, несколько более эмоциональны, для читателя он не только духовный наставник, но и хороший друг, честно и доверительно беседующий с ними по душам. Авторы прекрасно владеют дискурсом современной культуры. Так, например, в контексте размышлений над фрагментами Апостольского чтения Сергей Комаров весьма уместно цитирует то Виктора Цоя, то Олдоса Хаксли.

Однако главная цель авторов, разумеется, не блеснуть интеллектуальной подкованностью, а побудить читателей к серьёзным размышлениям, в первую очередь о том, что вера — это не просто заявление (хотя важность исповедания своей веры, как и проповеди, тоже неоднократно подчёркивается в книге), а непрерывный, нелёгкий, но блаженный труд. И только он способен приблизить нас к раю — не временному, измеряющемуся эфемерным земным благополучием, но истинному, вечному, обещанному каждому из нас Самим Богом.