Престольный праздник в киевском монастыре

Сегодня, 14 октября, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском соборе киевского Свято-Покровского женского монастыря, за которой была вознесена молитва о мире на Украине.

За богослужением, помимо настоятельницы монастыря игуменьи Калисфении с сёстрами, молились и тысячи верующих.

Накануне праздника, 13 октября, всенощное бдение в Покровском монастыре возглавил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний.

Событие, положенное в основу праздника Покрова, произошло в середине X века в Константинополе. В городе, который был тогда столицей Византийской империи, правил Лев VI Мудрый. Несмотря на свою учёность, император был никудышним военачальником, и многие завоеватели поглядывали на богатый Константинополь как на лакомую добычу. В тот раз город окружили сарацины, и у греков не было сил защититься от них.

В надежде на милость Божию правитель велел собраться для молитвы во Влахернском храме, где хранилась Риза Божией Матери. Согласно церковному преданию, в храме в это время молился раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин, который увидел Богородицу, озарённую небесным светом, в окружении сонма Ангелов и святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева со слезами молилась о христианах, а потом, сняв со Своей головы плат, распростёрла его над стоящими в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых. Охваченный трепетом Андрей спросил стоявшего рядом Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся обо всём мире». — «Вижу, святый отче, и ужасаюсь!» — ответил Епифаний.

Как гласят летописи, совершенно неожиданно полчища, осаждающие город, отступили, Константинополь был спасён. Явление Пресвятой Богородицы, Которая Своим Покровом защищает всех, кто ищет Её заступничества, и вспоминается во время праздника.

На Руси в честь Покрова называли большинство казацких церквей. Покровским был и главный храм Запорожской Сечи. С первых лет существования казачество в своих молитвах обращалось к Божией Материи с надеждой, что Пречистая покроет Своим омофором православное воинство, отстаивающее прародительскую веру, поможет в освобождении братьев и сестёр из басурманского плена.