Праздник Светов

Морозный январский день. Крещение... На церковном дворе сегодня необычно людно. Пришли даже те, кто бывает в храме два-три раза в год. Через открытые двери доносится пение: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, — «Троическое явися поклонение...» — подхватывают во дворе. Знатоки поясняют: воду еще вчера надо было брать, вода в сочельник самая что ни на есть «богоявленская».

Великое освящение воды в реке. Фото В. Ходакова

Крещенский сочельник, или навечерие Богоявления, напоминает нам недавнее Рождество. Связь этих праздников прослеживается в песнопениях предпразднства Крещения: «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится скверну омыти земнородных...»

Как и в рождественский сочельник, в канун Крещения полагается строгий пост (само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» — размоченные или вареные зерна пшеницы или других злаков; сочиво и надлежит вкушать в этот день). Как и под Рождество, в канун Крещения служатся Великие или Царские часы. Как и перед Рождеством, крещенская вечерня (за некоторым исключением) предваряет литургию.

Эта вечерня особенно запоминается своими паремиями (чтениями из Ветхого Завета): их 13. В чтениях говорится о начале мира, когда «Дух Божий носился над водами», многократно вспоминается Иордан — река, с которой связана история избранного народа. Вспоминаются и другие источники водные, и в каждом из чтений вода предстает как вещество, таинственным образом омывающее грехи, дающее новую жизнь.

После службы по церковному уставу положено великое водоосвящение. В Русской Церкви утвердился обычай совершать великое водоосвящение дважды: в сочельник и в самый праздник Крещения. Крещенская вода по-гречески называется «великой агиасмой», то есть «великой святыней». Ею окропляют не только храм и людей, но и дома, и хозяйственные постройки — все, что относится к земному бытию человека. Вода эта сохраняется целый год и даже более; ее пьют, когда требуется особая поддержка в сложных обстоятельствах. В древности «великая агиасма» давалась людям, не допущенным к Причастию, — не в замену Тела и Крови Христовых, а в сугубую помощь отлученному.

При погружении креста в воду поется не тот тропарь, что на всяком водоосвящении, а особый, праздничный, разъясняющий суть Богоявления. В то время, когда Спаситель крестился во Иордане, прозвучал глас Бога Отца, назвавшего Христа Своим Сыном Возлюбленным, и в подтверждение этих слов с неба снизошел Дух Божий в виде голубя — и таким образом человечеству был явлен Бог — Троица, Единый в трех ипостасях (лицах). Потому-то праздник Крещения называется иначе праздником Богоявления.

Великое освящение воды в реке. Фото В. Ходакова

А еще — праздником Светов, ибо от Иордана воссияла всем Заря, Солнце Правды, явился Свет Велий, Свет Неприступный. О Свете Невечернем говорят нам и белоснежные облачения служащего духовенства: ведь в белом светоносном цвете — альфа и омега, начало и конец всего многоцветья мира Божьего...

Согласно обычаю, после крещенской литургии торжественный крестный ход идет «на иордань» — к реке или к источнику, и здесь освящают воду.

Прорубь стараются вырубить крестообразно, или же водружают рядом крест изо льда; устраивают сень (навес). И вот — белый снег, и белые одежды, и огонь свечей, и сияние ледяных брызг — «Пришел еси и явился еси, Свет Неприступный...».

В прежние времена в Москве главный крестный ход, словно серебристый поток, спускался из Кремля к Москве-реке, где толпы народа ждали, когда опустится в воду сияющий крест и возгласят священнослужители, а за ними хор и весь народ: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...»

Многие православные даже в самые лютые крещенские морозы окунались в «иордань». Свечку, горевшую у «иордани», несли домой, хранили весь год, а если судил Господь кому в том году преставиться — свечу эту давали ему в руки и с ней хоронили. Верили: свеча эта «отходная», при прохождении мытарств оградит душу, разгонит бесов.

Праздник Крещения Господня тесно связан с таинством крещения. В древности в этот день крестили оглашенных. Одетые в белые, как и священство, одежды, они впервые причащались за литургией Святых Христовых Тайн. И теперь на крещенской литургии вместо «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный...» трижды поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». То же песнопение поется и при совершении таинства, когда новокрещеные со своими крестными вслед за священником трижды обходят вокруг купели в знак торжества, ибо крещение — это рождение для новой жизни, жизни истинной, жизни со Христом, жизни вечной!