«Переведи меня через майдан…»

Майдан Майдан… Маленький клочок украинской земли, имя нарицательное, ставшее уникальным в истории явлением, уже больше года не сходит с уст человечества. К нему прикованы все взоры; о нём все разговоры, споры и новости. Майдан, центр Киева, признанного в наши дни самой грязной столицей Европы, — материализовавшаяся история, давшая духовные всходы, которые столетиями прорастали в душах. Майдан, который видимым образом разделил день с ночью, расколов мир на два духовных лагеря, независимо от национальности, имущественного ценза, возраста и даже политических убеждений, выступает как символ глубинных, потаённых смыслов и знамение грядущих в мире перемен. Майдан, заболоченный некогда дремучий лес, — ныне водораздел между прошлым и будущим; между правдой и ложью, духовным и материальным; между истинной религией и её суррогатами; между Богом и Его лукавым противником — сатаной…

Здесь некогда проходила южная линия оборонительного вала, и восточным въездом в город служили Лядские ворота. Одни объясняют это название старославянским словом «ляд», что значит «нечистый», «непутёвый», и есть в этом своя сермяжная правда: ворота служили стоком для нечистот. Другие возводят его к забытому ныне многозначному существительному «ляда» — заброшенная пустошь, поросшее леском болото, густые заросли. Третьи связывают название ворот с компактным проживанием ляхов.

Незамерзавшее озеро под названием Козиное болото делало ворота неприступными для врагов. Но ударившие в начале декабря (по другим летописям — в конце ноября) 1240 года сильные морозы помогли полчищам хана Батыя сломить двухмесячную оборону киевлян и ворваться в осаждённый город.

Интересно, что киевляне празднуют День рождения города весной, когда пышно цветут каштаны, зато современные революционные майданы, словно слыша властный зов веков, пробуждаются именно в ноябре–декабре, заявляя о себе как о деструктивной вражеской стихии. Распространённую версию о том, что Лядские ворота открыли изменники, вряд ли удастся сейчас подтвердить или опровергнуть. Однако характерно, что трусливо сбежавший перед взятием города князь Даниил Галицкий, олицетворявший западнический путь Киевской Руси, остаётся для украинских националистов «отцом украинской государственности»: ведь именно с него началось отпадение этих земель от общерусских корней.

Столицу могучего государства буквально стёрли с лица земли, подвергнув опустошительному разорению. Папский посол Плано де Карпини, посетив город в 1246 году, констатировал, что в Киеве насчитывается не более 200 домов, а население едва достигает двух тысяч. Эстафету державственности переняла Москва, заслужив право именоваться духовно-цивилизационным центром славянского мира.

Точное местонахождение и внешний облик Лядской брамы доныне остаются предметом яростных споров историков, тем не менее за несколько лет до первой оранжевой революции главную площадь столицы реконструировали, вкривь установив на ней символический памятник воротам, сыгравшим в истории Киева столь трагическую роль. Выполненные в стиле «украинского барокко», они украшены изображением, оккультная природа которого не оставляет сомнений даже у непосвящённых.

Майдан

Богатая трагическими событиями история площади, сомнительная репутация селившегося окрест колоритного люда (отставные солдаты, обедневшие казаки, корчмари, шинкари-кабатчики и винокуры) вызывают закономерный вопрос: почему именно Козье болото стало центральным майданом украинской столицы?

Не везло на площади, как перчатки, менявшей названия, ни многочисленным памятникам вождям, ни небожителям. Небесным защитником Киева считается Архистратиг Михаил, предводитель Небесного воинства, стяжавший победу в окончательной, эсхатологической битве против сил зла. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную...» (Откр. 12, 9). В мае 1919 года большевики демонтировали фигуру Архистратига Михаила, с 1878 года венчавшую купол городской думы, — самую первую статую, которую установили на площади. В сентябре того же года деникинцы вернули Архистратига на прежнее место. Красные богоборцы, возвратившись в Киев, летом 1920-го заменили Архангела пятиконечной звездой. Статую собирались отвезти в музей, но время было тяжёлое, и она пропала. Расследование установило, что её банально сдали в пункт приёма металлов.

В мае 1996 года перед входом в Главпочтамт поднялась белоснежная колонна из каррарского мрамора с бронзовым Архистратигом, созданным Георгием Куравским. В 2001 году бывший тогда мэром Александр Омельченко потребовал заменить скульптуру на более внушительную. Большой камень, вывалившийся из постамента при демонтаже, покалечил несколько человек.

В декабре 2001 года флорентийскую колонну, где совсем недавно возвышался Архангел Михаил, увенчали макетом земного шара, который острословы немедленно прозвали «глобусом Украины» и «чупа-чупсом».

Демонтированного Архангела планировали подарить Харькову к его 350-летию, но торжественно преподнесли Донецку с особенно трогательной в свете сегодняшних событий надписью, которая в переводе с украинского языка звучит примерно так: «Пусть хранят вас Силы Небесные! Жители г. Киева дончанам от чистого сердца. Май 2002 г.». В 2004 г. скульптурное изображение Архангела Михаила, по странному совпадению тоже чёрное, получил и Харьков. В том же году в столице случился «оранжевый майдан», аукнувшийся эхом безумия в Харькове.

Майдан. Статуя антиангела

Однако ни та, ни другая фигура Архистратига по степени агрессивности не идёт ни в какое сравнение с той, которая была выбрана из 70 проектов, участвовавших в I туре конкурса, и установлена на майдане в 2001 году. Интересно, что за таинственные спонсоры финансировали и продвигали в жизнь работу Анатолия Куща, если, по его словам, муниципальные власти не дали на это ни копейки денег? Её спешили закончить непременно в декабре и водрузили не где-нибудь, а на Лядских воротах.

Скульптурное изображение мускулистого юноши с огромным кадыком и явно выраженным женским лицом, имеющим определённое сходство с чертами Ющенко и Тимошенко, даже отдалённо не напоминает бесплотного и бесполого небесного Ангела. Весьма далёкое от православных канонов, оно вызвало серьёзные нарекания духовенства, архитекторов, общественных организаций и просто жителей города. Статуя походит на кого угодно: на римского воина, вратаря или культуриста, готового в любой момент нанести удар, — но только не на светлого Ангела. Воинственно занесённый меч (конечно же, с символическими знаками у рукояти) вызывает вопрос: на кого он поднят? Ведь монумент — часть единого архитектурного ансамбля, и напротив установлен памятник Независимой Украине. Нимб, больше похожий на флаг Евросоюза… Облачение римского воина, густо испещрённое изображением тамги, а также руническими символами и знаками, и не какими-нибудь, а именно теми, которые имели широкое хождение в III Рейхе… Короткие, словно подрезанные крылья — признак падения… Но даже не это главное.

После оранжевой революции скульптурное изображение Небесного покровителя Киева — Архангела Михаила почернело. Сколько его ни чистили, ни красили — ничего не помогает. Учёные разводят руками, а скульптор Анатолий Кущ, автор проекта, невозмутим: а что вы хотите? Бронзе положено темнеть. Темнеть, но не чернеть! И кто мешал ему выбрать другой материал? Или так задумано? Да и на бронзового Столыпина, некогда украшавшего площадь, время почему-то не наложило тёмную печать, и фонтан, установленный на той же площади годом раньше, чем «архангел», не почернел. Может, недаром ещё в мастерской, прежде чем установить скульптуру на площади, её патинировали, чтобы металл приобрёл зеленоватый оттенок? Полагают, что светлый лик «ангела» помрачили испарения «помаранчевого» майдана, а кое-кто расценивает этот факт как грозное предостережение.

У одних чёрное лицо, женский облик и золотые змейки в чёрных волосах «ангела» ассоциируются с плотоядной индийской богиней Кали, которой приносятся многочисленные кровавые жертвы, в том числе и человеческие (ведь Кали Ма в переводе с санскрита означает «чёрная мать»). Другие видят в странной фигуре чёрного великана классическое изображение падшего ангела, и в том, что евромайдан начался именно в день Архангела Михаила, 21 ноября, они видят естественную закономерность.

В 2008 году очередной столичный мэр Леонид Черновецкий вознамерился заменить скандальный образ копией Архистратига, которая раньше украшала фронтон Михайловского монастыря, а сейчас хранится в монастырском музее. Однако Черновецкий не успел выбрать, где поставить новое творение: на куполе торгово-развлекательного центра «Глобус» или на Лядских воротах, — мэра отправили в отставку.

Последние правители, пришедшие к власти на волне майдана, вообще считают нецелесообразным оставлять фигуру «архангела» на площади. Уже и альтернатива ему нашлась — памятник героям «небесной сотни» в окружении, конечно же, многочисленных предприятий питания: они органично впишутся в «современное европейское общественное пространство». К конкурсу с рабочим названием «Территория достоинства» планируется привлечь иностранцев. Разве иначе бывает в независимой стране?

Оранта

А пока чёрный архангел стоит на площади, снизу вверх взирая на высящуюся напротив чёрную деву, установленную на 52-метровой белой колонне. Художник не скрывает, что первый ярус монумента, весьма скромный по своим масштабам, должен напоминать порталы храмов «украинского барокко», а колонна — ассоциироваться с памятниками Парижа, Лондона, Будапешта. «Наша история опирается на веру», — говорит он. Опирается или попирает? Впрочем, скульптор многозначительно умалчивает, какую веру он имеет в виду.

«Меня не очень задевает то, что мою Оранту-Украину на майдане называют Галей. Пусть будет — хорошее имя, мою жену так зовут. Обиднее, когда говорят "девочка на шаре" или, ещё хуже, "девочка на шáру". Это всё от бездуховности, совковости и неуважения к стране», — откровенничает Анатолий Кущ, тот самый скульптор, который изваял и Архистратига.

«Девочку на шаре» ещё и не так называют: «баба с венком (шашлыком, тряпкой)», «утопленница», «калиноносица», «Светочка с веточкой», «зелёная баба», однако не будем с поспешностью скорбеть о непочтении киевлян к родине-матери и сочувственно поддакивать автору. «Монумент независимости Украины», «Оранта» и «Берегиня» — это не разные памятники, как естественно следовало бы ожидать, но причудливый конгломерат исключительной «духовности» их творца.

О том, что Оранта — иконографический тип изображения Пресвятой Богородицы, известно любому православному. Но, наверное, трудно представить Её в украинском национальном костюме с калиновой ветвью в руках — символом независимости Украины.

И уж совсем невозможно, даже при самой буйной фантазии, совместить Пречистую Деву с образом берегини — нечисти, представляющей, согласно славянской традиции и словарю В. Даля, нечто среднее между русалкой и упырём. По народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы, в частности девушки, покончившие с собой из-за измены коварного жениха, то есть совершившие непрощаемый грех хулы на Духа Святого. На Русальной, или Троицкой, неделе, считали язычники, берегини выходили из-под земли, выныривали из рек и озёр. Они расчёсывали свои длинные зелёные косы, глядясь в тёмные воды, качались на берёзках, кувыркались в зелёной ржи, водили хороводы и заманивали молодых красавцев, сводя их с ума своей красотой и жестокостью. В день Ивана Купалы, когда берегини, по языческим верованиям, возвращались на тот свет, люди, надев маски животных и прыгая через костры, устраивали им проводы. Иначе чем кощунством подобное чудовищное «скрещение» образов не назовёшь. Есть в дремучем предании совсем уж интересная символическая деталь: когда люди перестают следить за чистотой озёр и рек, берегини превращаются в болотниц.

«Несёт она в правой руке ветвь калины, символ дружбы и красоты, а левой рукой указывает на запад, наш путь в Европу», — объясняет свой замысел автор, чтобы не оставалось сомнения, дружбы с кем и против кого. По странному совпадению, русское название калина — древнеславянское слово, одно из значений которого — кустарник, растущий на болоте. Поскольку обе скульптуры представляют собой единый художественный ансамбль, не мудрено, что черты многорукой Кали находят и в образе берегини, а калиновую ветвь на бывшей площади Калинина рассматривают как ключ к пониманию образа.

Моделью для собирательного образа независимой Украины послужила дочь скульптора — Кристина Катракис, гражданка США, американская художница украинского происхождения, носящая греческую фамилию пращура. Символично, не так ли? «Когда мой отец делал памятник на майдане Независимости в Киеве, то попросил меня сфотографироваться с поднятыми руками и выслать ему этот файл», — рассказывала преуспевающая голливудская художница, одна из самых модных в мире, около двух лет назад, когда ей было 33 года. А поскольку она считает себя олицетворением Украины, любопытно прислушаться к её откровениям, чтобы понять идейный и духовный смысл главного памятника, стоящего в центре украинской столицы. «Жила в Америке, работала в Голливуде, знает многих их звёзд, дружит с Клинтонами. При этом Христя — безмерная патриотка Украины: никогда не перейдёт на русский язык в разговоре с украинцем», — хвалится отец, явно при этом скромничая. Оставим дружбу Кристины с голливудскими звёздами и их совместные проекты в ООН. Гораздо интереснее, что её работы, выполненные в стиле поп-арт, украшают апартаменты и виллы Джорджа Буша, Сильвио Берлускони, Виктора Ющенко и Леонида Кучмы, а также известных бизнесменов Европы, США и Канады. «С Бараком Обамой у нас есть несколько социальных проектов», — вскользь замечает художница, конечно же, не вдаваясь в их суть. Как и отец, Кристина ни секунды не сомневается в своём патриотизме: ведь часть зимнего времени она проводит на Украине, читает здесь лекции о том, как преуспеть, устраивает для американских художников пленэры на украинских аэродромах и осуществляет сомнительные социальные проекты. Правда, ни квартиру в центре Лос-Анджелеса с видом на океан, ни два дома, студию и галерею на греческом острове Милос девушка, олицетворяющая истинную украинку, менять на горячо любимую отчизну не собирается. Зачем? Ведь Америка, по её мнению, — страна богатых возможностей: «…не было никаких сомнений в том, что я останусь жить в Америке, которая дала и мне, и другим деятелям разных направлений искусства, спорта, политики, экономики, техники условия для жизни и работы, которых не дала Родина».

Нашествие татаро-монголов

Вопрос религии, центральный вопрос человеческой жизни, Кристина решила для себя с присущей ей лёгкостью: «Во мне намешано много разной крови — греческой, польской, грузинской, украинской... Поэтому я очень толерантно отношусь к разным религиям и считаю, что Бог — это любовь. Именно она движет мной, когда я берусь расписывать храмы, и не только православные… Моя миссия — объединять, а религии — это разделение». К чему комментарии? Да и призыв Кристи к украинским женщинам гордиться собой — лишь дополнительный штрих к её весьма красноречивому портрету.

Главная печаль художника, если верить ему, в том, что монумент Независимости — главный труд его жизни — остался незавершённым. Суть его замысла состояла в том, чтобы на центральной площади столицы отразить в монументах многовековую историю страны, естественно, пропущенную сквозь призму мировоззрения автора. В его понимании, это Киевская Русь, гетманская Украина и УНР. «Монумент Независимости должен быть проникнут государственным, даже несколько имперским духом, стать… символом нашего самоутверждения... Подобные монументы существуют уже 4 тысячи лет! Вспомните величественные колоннады древнеегипетской царицы Хатшепсут, Пергамский алтарь в Греции, храм Зевса…» — убеждён А. Кущ.

Особенно интересна апелляция к Пергамскому алтарю, который уже в древности стяжал дурную славу. Вспомним «Откровение» Иоанна Богослова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны…» (Откр. 2, 12–13). Простое капище, кои в те времена были так же привычны, как ныне гороскопы, вряд ли удостоилось бы такой категоричной оценки. Существует мнение, что слова, приведённые Апостолом, относятся к алтарю Зевса, однако комментаторы «Откровения» обычно связывают их с культом Асклепия, в храме которого в Пергаме содержался живой змей, священный символ пергамского бога, вызывавший в христианах отвращение, как символ князя тьмы. Пергам (греч. — «крепость»), центральный город Малой Азии, где находилось римское правительство, занимал особое положение в распространении языческой религии.

Некоторые толкователи, однако, считают, что престол сатаны — это центр, где восседают власти мировой державы. Именно оттуда, с Пергама, началось обоготворение императора Августа, и там же был воздвигнут первый алтарь в честь правителя. Здесь произошло первое столкновение Церкви с государством, появились первые его жертвы — мученики-христиане. Так, пергамский епископ Антипа был сожжён язычниками во внутренностях раскалённого быка. К чести пергамских христиан, несмотря на грубое и фанатическое окружение, они остались истинными последователями Спасителя и сохранили твёрдость веры среди гонений.
В XIV веке, после IV крестового похода, Пергамский алтарь был некоторое время объектом поклонения тайной неоязыческой секты, существовавшей в недрах рыцарского ордена госпитальеров, более известного как Мальтийский орден, и за ним закрепилась репутация места, где совершаются человеческие жертвоприношения.
На протяжении многих столетий не угасал острый интерес к Пергамскому алтарю у членов оккультных обществ и откровенно сатанинских сект. В XX веке к нему начали массовое «паломничество» немецкие оккультисты. Особенно властно Пергамский алтарь манил к себе приближённых Генриха Гиммлера. В тридцатых годах его осматривал неоязычник Карл Мария Виллигут, личный маг и оккультный наставник шефа СС. Его изучал Вальтер Дарре — один из создателей института «Аненэрбе»; им восхищался любимец рейхсфюрера журналист Гельмут д'Алкуен, редактор эсесовской газеты «Чёрный корпус».

Вот такой исторический подтекст со множеством агрессивных, имперских, языческих, оккультных, антихристианских смыслов вложил «щiрий» патриот в своё творение!

Майдан

Издалека монумент должен был напоминать тризуб, горящий на солнце, или взлетающую птицу. На «крыльях» — рельефный коллаж с сюжетами из истории и изображениями выдающихся исторических лиц.

Открывать первое крыло, символизирующее украинскую державственность, должен был князь Аскольд, причём не просто как правитель, а как «святой покровитель Киевской Руси, по легенде, убитый новгородским князем Вещим Олегом». Завершающей планировалось сделать фигуру Михаила Грушевского. Между ними скульптор намеревался поместить десять других государственных деятелей, в том числе святую княгиню Ольгу и… гетмана Мазепу, считая его «выдающимся человеком и величайшим патриотом», сделавшим Украину стопроцентно грамотной, в отличие от «тёмной» Руси, которая «украла украинскую культуру».

Вторым «крылом» идеи являлась духовность, и там А. Кущ намеревался разместить беломраморные рельефы Нестора Летописца, Андрея Первозванного, Антония и Феодосия Печерских, Феофана Прокоповича, Тараса Шевченко, Михаила Драгоманова, Андрея Шептицкого и др. — словом, всех тех, кто «создаёт духовную государственность» внутри человека. Естественный вопрос, почему символизирует духовность не равноапостольная княгиня Ольга, а, например, либерал Михаил Драгоманов, удивительным образом сочетавший космополитические взгляды с националистическими убеждениями, легко разрешим: автор лепит свой фантасмагорический внутренний мир, увы, типичный для современного украинца. Представить в одной компании святого равноапостольного Андрея, верного ученика и самоотверженного последователя Иисуса Христа, и иезуита Шептицкого и в страшном сне невозможно.

Предстоятель униатской грекокатолической церкви, в своё время стоявшей у колыбели ОУН, Шептицкий активно занимался политической деятельностью, лелеял мечту создать иудеохристианское общество и распространить эту идею на всю Восточную Европу, да вот досада: «клятi москалi» помешали. После революции, питая органическую ненависть к советскому строю, он не скупился на изъявление чистосердечных признаний в любви, обращаясь к новым властям. «Будучи по натуре человеком импульсивным и страстным, митрополит Шептицкий с экзальтацией, свойственной старческому возрасту, увлёкся большевиками, увлёкся настолько, что мы… вынуждены принять меры к тому, чтобы сдерживать его от излишне ярких проявлений своего чувства. Вы бы видели, как митрополит Андрей выступал перед собором духовенства: речь страстная, глаза от увлечения собственными словами блестят — ну настоящий большевик!» — доносит оперативное сообщение 5-го отдела 2-го управления Наркомата Госбезопасности УССР. Восприняв нападение гитлеровской Германии на СССР «как великое благодеяние Божие», как результат того, что их «благоговейные молитвы услышаны Господом», УГКЦ благословляла палачей из «Нахтигаля», дивизии СС «Галичина» и ОУН на массовые убийства населения. В 1941 году Шептицкий отправляет приветственное послание Гитлеру: «Ваша Экселенция! Как глава Украинской грекокатолической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!.. Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа». Однако через три года с той же незамутнённой совестью глава униатов обращается к Сталину, нарекая его «верховным вождём» и «великим маршалом непобедимой Красной армии».

Скульптор предполагал повторить в контуре монумента пирамидальные очертания гостиницы «Украина», а за ним разместить стену президентов, на которой бы располагались плиты с их именами. «Я надеюсь, что когда-нибудь, как говорил Тарас Григорьевич, "прийдёт наш Вашингтон" и на Украине появится настоящая национальная и государственная власть», — мечтает художник, очевидно, ожидая, что «национальную» власть следует ожидать именно оттуда — из-за океана.

Хотелось бы добавить несколько фактов из биографии художницы и её отца. Случайные совпадения? Выводы делайте сами.

Имена Кэтри́н-Клэр Ющенко (Чумаченко) и Кристины Катракис нигде и никогда не стоят рядом, но и та, и другая активно работает с украинскими онкобольными детьми и сиротами, и арт-терапия — одна из важных сторон их деятельности.

Анатолий Кущ не любит показывать изваяние Виктора Ющенко, сделанное ещё в 1990-е годы, когда бывший экс-президент возглавлял Нацбанк. Это, по словам А. Куща, единственный памятник политикам в его практике (не считая, разумеется, Ленина и разве что Дзержинского). Не афиширует скульптор и дружбу с Виктором Ющенко и его семьёй, хотя называет Кэтри́н-Клэр Катей и вскользь замечает, что Ющенко с сыном бывал в его мастерской «сто раз».

Майдан. Офицер СС

В 1992 году Анатолий Кущ с семьёй едет в Чикаго, получив заказ создать памятник жертвам голодомора на Украине, работу над которым он завершает в 1993 году. Примерно на это время приходятся регулярные визиты на Украину Кэтри́н-Клэр Чумаченко в качестве консультанта банковской образовательной программы и её тесное сближение с Виктором Ющенко. Небезынтересно, что она, как и супруги Обама, как и Хилари Клинтон, — уроженка Чикаго, и одна из главнейших задач её фонда — освещение темы голодомора на Украине.

В январе 2010 года бывшая первая леди Украины, адепт неоязыческой секты РУН-вера, основанной бывшим офицером дивизии СС Галичина, «чикагским бандеровцем» Львом Силенко, повела около 100 украинских детей-сирот в Культурно-художественный и музейный комплекс «Мистецькiй арсенал».

Сегодня члены секты утверждают, что РУН-вера, у истоков которой стояли родители Кэтри́н-Клэр, — самая многочисленная организация язычников на Украине. Её адепты активно призывают молодых украинцев записываться в «нацгвардию» для участия в карательной операции на Донбассе, уверяя, что «смерть за Украину» гарантирует каждому «вход в бессмертие, которое дарует Даждьбог».

В своё время общество было шокировано, когда на страницы газет попала сделанная агентами ФБР фотография юной Чумаченко, которая держит руку в нацистском приветствии, выступая с декларацией об общности целей на закрытом мероприятии американской неонацистской организации «Национальный альянс».

Сакральный языческий рисунок, нанесённый на её правую руку, служит в неонацистской языческой секте РУН-віра знаком высшего посвящения.

Стремительное восхождение Чумаченко по американской карьерной лестнице началось вскоре после конференции Всемирной антикоммунистической лиги «Мир, свобода и безопасность», где юная поклонница «арийских богов» познакомилась с Теодором Оберлендером. Экс-командир карательного батальона СС «Нахтигаль», в 1941 году он активно участвовал в массовых убийствах жителей Украины, в геноциде поляков и евреев. В 1946 году он попал в плен к американцам, где был завербован ЦРУ.

Что же так заинтересовало активистку секты в «Мистецьком арсенале»? А предусматривал этот «этнографический проект» знакомство киевских и винницких сирот с произведениями скульптора Анатолия Куща «Коло Свароже». Это красноречивое название не идёт ни в какое сравнение с комментариями их автора, данными прессе.

«Он шёл к этому событию почти четверть века», — высокопарно напишут корреспонденты газеты «Новая» в статье «Праславянские боги спустились на землю», выслушав пояснения скульптора. Поместив в центре экспозиции Сварога, которого А. Кущ считает «ипостасью "всевышнего" для нашей галактики, творящего Солнечную систему и являющегося "Всем"», — художник просит не воспринимать его изваяния как отдельных богов. Оказывается, все они: Ярило, Даждьбог, Перун, Чернобог, Велес, Кришень, Числобог, Денница, Дивия, Лада, Карна, Красопаня, Диванна (от слова «диван»!), Зюзя, Цеця, Слава, Ния, Суденица, Желя, Лель, «задорная и коварная» Повитруля и остальные — разные ипостаси «всевышнего». Это ничего, что символами некоторых «богов» являются двуголовые птицы, небезызвестные козлы, змеи и интимные части тела; что названные сущности обладают явными пороками, в том числе и противоестественными; что они не просто жестоки, но патологически кровожадны и постоянно враждуют между собой, как и подобает царствию, разделившемуся в себе, — в воспалённом воображении художника они уживаются довольно мирно и, конечно же, служат объектом его обожания.

Языческое божество

Наравне со всеми поклонения заслуживает, оказывается, и «Чернобог — антипод Белобога, а попросту дьявол. На нём сидит Нава — богиня потустороннего мира. Наши пращуры считали, что Сварга будет стоять до тех пор, пока борются Белобог и Чернобог. Как только кто-то победит, мир развалится». Вот так-то! Никакой победы света — смертельно опасно!

Возникает вопрос: а кто же в таком случае Денница? Милейшее существо, представьте себе, — богиня утренней зари, которая «собирает в тарелочку росу и дарит её людям». Как трогательно! Ну, а сменить пол в наше время — дело техники. Поймут ли детки-сиротки, посетившие выставку, православных христиан, которые смеют дерзко попирать их нежные чувства, обзывая очаровашку Денницу нехорошими словами?

Нашлось в этом чудовищном пантеоне место и для нашего Спасителя. Оказывается, это Кришень, он же, согласно А. Кущу, и Кришна, и по совместительству Аватар, — бог, приходящий на землю раз в 12 тысяч лет.

Занятно, что «Мистецькiй арсенал» находится на улице Мазепы. Да и где же ещё демонстрировать подобное «искусство»? Где же, как не здесь, готовить себе достойную смену и воспитывать ярых ненавистников христианства, неадекватно воспринимающих мир?

В свете этих фактов образ берегини обретает новые смыслы. «Кто не поленится и возьмёт бинокль, чтобы рассмотреть девушку-Независимость, тот увидит, что в орнаментах на её одежде — вся наша история от Триполья до христианства. У меня ни одна деталь не служит украшением — каждая имеет подтекст». Триполье… У основателей РУН-веры особое к нему отношение. Они утверждают, что ещё за несколько тысяч лет до возникновения цивилизации на берегах Тигра и Евфрата территорию от Карпат до Дона, а также от Полесья до Чёрного моря занимала працивилизация Триполья. Они также уверяют, что Орияна — древняя Украина — является колыбелью всей белой расы. Поэтому молиться по примеру предков можно только верховному Даждьбогу.

Языческие чаяния ваятеля ещё более откровенно воплощены в памятнике-фонтане, открытом в 2002 году, абсолютно дисгармоничном по сравнению с уже существующим в Киеве памятником его основателям. Изваяние, расположенное у основания монумента Независимости, представляет собой камень, на котором стоят вооружённые луками Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь с двумя взлетающими лебедями. Основателей окружают брызги фонтана, указывая на одну из четырёх излюбленных оккультистами всех времён и народов стихий. Лицо Хорива Анатолий Кущ лепил с себя 33-летнего; в Лыбеди легко узнать Кристину Катракис. Прообразом Кия стал Виктор Ющенко, а моделью для Щека — искусствовед Александр Федорук, член научного экспертного совета уже небезызвестного нам «Мистецького арсенала». Но главное, конечно, не портретное сходство, а идеологическая начинка. Скульптор постоянно и настойчиво это подчёркивает, говоря, что изобразил не просто трёх братьев и сестру, но три племени, составившие славянство: полян, чехов и хорватов (!); что «в каждой точечке кроется смысл» и что «тот, кто умеет эти символы читать, всё поймёт». А понимать рунверовцам есть что! Все три памятника «нашпигованы» руническими письменами. И даже в руках у них не просто луки, а именно то оружие, что в виде оккультного знака изображено на Лядской браме.

Майдан

Как и во всех остальных высказываниях А. Куща, бросается в глаза желание поменять полярность «знаков» и скрыть под личиной святости звериный оскал: «И на щите вы увидите самый главный наш знак — агний, знак из далёких дохристианских эпох, зороастрийский знак. Он очень напоминает "тризуб". "Тризубом" его назвали не так давно, а этот знак обозначает троицу, троистое пламя».

Все древние славяне, по убеждению скульптора, «поклонялись праматери нашей Ладе, которую олицетворяет Лыбедь. Все четверо, они ещё и воплощают четыре стихии: огонь, землю, воздух и воду». Глубокомысленно претендуя на истину в последней инстанции, Кущ заявляет: «Это философский подход — там практически заложена наша вера. Она заложена и в знаках. Щек — землепашец, знак земли, Овен. Поэтому даже люди, которые поклоняются древним богам, рунверовцы, также могут найти в этом памятнике своё». Проговорился-таки!

Духовный смысл памятников, установленных сейчас на майдане, не оставляет сомнения, что переворот в Киеве — это начало открытой сектантской колонизации Украины, заранее спланированной и подготовленной. Хотят того киевляне или нет, их духовным символом стал тот, кто коварно принял на себя вид ангела света.