"Она, наверное, уже в США": Священник грустно пошутил о пропаже древнерусской иконы из ГИМ

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, прокомментировал пропажу иконы "Богоматерь Шуйская-Смоленская" из фондохранилища Государственного исторического музея. "Она, наверное, уже в США", - грустно пошутил священнослужитель, напомнив судьбу многих похищенных в России икон и древностей.

Ранее сообщалось, что заявление о пропаже поступило от службы безопасности музея. Прибывшие на место сотрудники полиции выяснили, что икону не выставляли на выставке в декабре ввиду её отсутствия в фондохранилище.

По словам священнослужителя, иконография Богоматери Шуйской-Смоленской возникла в 1654 году, в момент тяжёлых испытаний для России. "С одной стороны, шла война с Польшей, и русское войско во главе с царём Алексеем Михайловичем стояло под стенами Смоленска. С другой стороны, распространилась эпидемия чёрной немощи, как тогда говорили. Это была либо чума, либо холера - какая-то ужасная болезнь, с которой не умели бороться тогда. И в частности, в городе Шуе, кстати говоря, 1654 год ознаменовался целым рядом появлений чудотворных икон. Это удивительное, между прочим, незамеченное событие, забытое. Ряд чудотворных икон именно в 1654 году, в этот тяжёлый период, появляется в разных городах", - подчеркнул отец Александр.

В Шуе, в частности, тоже распространилась эта чёрная немощь. И тогда люди стали молиться Богу, пояснил он. "И было решено написать икону Пресвятой Богородицы. В общем, почему именно Смоленская, тут не совсем ясно. Может, именно потому, что шла война с Польшей, все же понимали, как мы с вами понимаем сейчас, что когда совпадают тяжёлые исторические события, то под угрозу ставится само существование государства. На самом деле всё было очень серьёзно. И повествуется, что была в Шуе церковь Воскресения Христова. И здесь такое совпадение, что у меня тоже церковь Воскресения Христова, наш престол главный. И было поручено иконописцу (имя его, к сожалению, сейчас запамятовал) написать икону. Иконописец в течение трёх дней создавал рисунок иконы, но, по преданию, каждый день, когда он приходил в мастерскую, чтобы продолжить работу над иконой, она меняла рисунок. Сперва он думал, что он ошибся, но когда в третий раз рисунок изменился как бы сам, он обратился к духовенству, пригласил священников и людей, все собрались и увидели такое чудо. Конечно, решили, что это какое-то благодатное вмешательство, и он уже дописал эту икону по тому самовоспроизведённому рисунку, по чудесному рисунку. И икона была написана, внесена в храм, освящена, причём в семье иконописца ранее все умерли от этой эпидемии. Но после всего, что я вам рассказал, эпидемия кончилась. Икона стала именоваться Шуйско-Смоленской как вариант Смоленской, то есть имеется в виду, что если бы эпидемия перешла в войско царское, которое было под Смоленском, то Россия, конечно, была бы обречена. Вот так, по молитвам Богородицы, перед этими иконами, которые появились именно в 1654 году, Бог помиловал в очередной раз Россию", - рассказал священнослужитель.

Отец Александр прокомментировал также свидетельства о том, что подлинник этой иконы был утерян ещё в 30-е годы прошлого века, а до нас дошла реплика многовековой давности, которая тоже пропала. "Эта икона исчезла в ХХ веке, конечно, в эпоху погромов. Есть специалист, который непосредственно очень много занимался этой иконой, Борис Макарьянц. Он написал две книги об этой иконе. Он много лет посвятил иконографии, всё изучил досконально. Дай Бог найти эту икону; может, всё небезнадёжно. Вряд ли такие иконы уничтожают, их всё-таки продают за большие деньги. Она где-то в тайных собраниях секретных в штате Техас или Аризона, например... Шучу", - с грустью заключил священник.