Обитель "Новозаветного Авраама"

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору: первый раз праотцу Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй — на русской земле преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому, — не дерзнём отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Введено-Оятский монастырь - место упокоения родителей преподобного Александра Свирского

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный преподобным Александром Свирским в конце ХV столетия в девственных дремучих лесах глухого Олонецкого края, среди языческого коренного населения — корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрёл известность.

Самой древней в монастыре является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим преподобным Александром в 1533 году на пожертвования великого князя Московского Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского построен в 1644 году; каменный собор Живоначальной Троицы — в 1791м, но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря и освящённая в 1509 году. Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1685 году; церковь Иоанна Дамаскина — в 1718‑м. Каменная часовня Пресвятой Троицы стоит на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады великие князья, российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги».

500-летняя история обители внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд.

Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и скитов этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи преподобного Александра Свирского и несколько монахов (начало и конец XIX века).

Было и совсем лихое время. В 1918 году в монастыре не стало ни святынь, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель архимандрит Евгений (Трофимов). После этого на монастырской территории устраивались, соседствуя или сменяя друг друга, тюрьма, казармы, инвалидный дом, совхоз, психиатрическая больница…

Новым насельникам, пришедшим в монастырь в 1997 году, пришлось много потрудиться — обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей его основателя — преподобного Александра Свирского, происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория, налажена богослужебная жизнь.

Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины, а именно через 14 лет. Ещё были живы его ученики и многие почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называеться, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью. В нём нет «благочестивых схем», оно правдиво отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Преподобный Александр Свирский

Родился преподобный Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. При крещении его назвали Амосом. Родители его, Стефан и Васса, были небогатые благочестивые крестьяне, и детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре, часто думал о нём и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трёх родах жизни монашествующих. И вот, воодушевлённый беседой, задумал он идти на «Северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет осенил его. Когда он пришёл на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок подвизался в трудах, посте и молитве. Тут пришёл на Валаам разыскавший его отец; преподобному удалось не только успокоить отца, но и убедить постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, подвижник услышал голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юговостоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашёл «бор красен зело, леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделённое от него Стремниной горой. Здесь он провёл в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием, зде растущим». Бог открыл Свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном её настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный ещё при жизни почитал Александра Свирского как святого.

На 23-м году жизни преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине, и он увидел трёх мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».

Явление Святой Троицы Преподобному Александру Свирскому

На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней здесь содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всём послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила святой увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом Бесплотных Сил Небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Её, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни преподобного, так и по смерти его.

За год до кончины преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую — вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исаию, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания коголибо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых изгонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Дивный во святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами.

Подготовил С. Троицкий