Николин день в Москве



Николин день, 9 (22) мая 1918 года, был отмечен грандиозным крестным ходом на Красную площадь в Москве. Это событие произвело впечатление даже на явных противников Церкви. Далее приводятся выдержки из различных российских газет, выходивших в 1918 году и посвященных празднованию первого Николиного дня в революционной России, которые ярко характеризуют обстановку этого времени.

Подготовлено Н. Кривошеевой. (публикация в Журнале Московской Патриархии за 2005 год)


Церковный Собор и первомайские праздники

Церковный Собор, обсудив вопрос о первомайском празднике, вынес следующее постановление: «Всероссийский Священный Собор Православной Церкви, осведомившись о намерении совета народных комиссаров устроить в день 1 мая нового стиля политическое торжество с шествием по улицам в сопровождении оркестром музыки, напоминает верующим, что означенный день совпадает с Великою Средою (Пасха в 1918 году праздновалась 22 апреля / 5 мая. – Прим. ред.)В скорбные дни Страстной Седмицы всякие шумные празднества и уличные шествия, независимо от того, кем и по какому случаю они устраиваются, должны рассматриваться как тяжелое оскорбление, нанесенное религиозному чувству православного народа. Посему, призывая всех верных сынов Православной Церкви в упомянутый день наполнить храмы, Собор предостерегает их против какого-либо участия в означенном торжестве. Каковы бы ни были перемены в русском государственном строе, Россия народная была, есть и останется православной».

Родина. 1918. 8 (21) апреля


Творимая легенда

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание. По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды. Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек. Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики. Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Наше слово. 1918. Пятница, 17 (4) мая


9 мая

На происходящих во всех московских приходах собраниях выносится резолюция о желательном участии в назначенном на 9 мая крестном ходе к Никольским воротам. Церковная власть не встретила препятствия к тому, чтобы крестные ходы в этот день были устроены не только из Казанского собора, но из всех московских церквей.

Заря России. 1918. Среда. 15 (2) мая


Беседа с Патриархом Тихоном

Члены петроградской делегации, приезжавшей в Москву за частицей мощей святителя Гермогена, сообщают о своей беседе с Патриархом Тихоном. Взгляды его на положение Церкви вообще и состояние церковных дел в Москве полны бодрости. Он отмечал случаи, когда к нему являлись представители интеллигенции, рабочих, простого народа, высказывавшие протест против теперешнего поругания веры и разрушения святыни. Патриарх верит, что, как и 300 лет назад, объединение различных слоев русского народа для созидательной работы может произойти только около Церкви, где еще сохранились крепкие устои и связь с народным бытом.По словам Патриарха, случай с разорвавшимся полотнищем над Никольскими воротами, которым был закрыт чудотворный образ Николая Угодника, произвел необычайное впечатление на православное население Москвы. Много кусков материи выпало, и они взяты богомольными москвичами. До сих пор у образа Святителя Николая толпится множество народа, и по просьбам различных делегаций Патриарх дал разрешение на устройство сегодня, 9 мая, крестного хода к Никольским воротам.

Свобода России. 1918. Среда, 22 (9) мая


Обращение святителя Тихона к православному народу града Москвы о принятии участия в крестном ходе и молебне

Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, православному верующему народу града Москвы. Благодать Вам и мир от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! 9 сего мая с Нашего благословения состоится торжественный креcтный ход и всенародное молебствие у Никольских ворот перед иконою Святителя и Чудотворца Николая, ныне, как и встарь, дивно охраняемою Промыслом Божиим в настоящие дни скорби и смуты. Призываем православных верующих жителей Москвы собраться вместе со святынями своих приходов на это церковное торжество и слиться в общей молитве, да сохранит Господь и впредь Своею милостию на радость и укрепление православного народа сию святую икону, осеняющую вхождение к святыням древнего Кремля. Пусть это светлое торжество не омрачится никакими проявлениями человеческих страстей и объединит всех не в духе злобы, вражды и насилия, а в горячей молитве о небесной помощи по ходатайству святого угодника Божия, молитвенным предстательством коего да оградится от всех бед и напастей Церковь Православная и многострадальная наша Родина.

Смиренный Тихон,Патриарх Московский и всея России.8/21 мая 1918 года, Москва

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 238. Л. 2–2 об. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф.

Публикация О. Ефремовой


Объявление чрезвычайной комиссии

В связи с устройством этого же крестного хода вчера по городу было расклеено следующее объявление:«От Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией.Завтра, 22 (9) мая, состоится обычный крестный ход. Этим желают воспользоваться всякие черносотенцы, провокаторы, контрреволюционеры, в своих грязных листках призывающие к свержению советской власти.Предупреждаем всех граждан города Москвы, что советская власть, обеспечивая полную религиозную свободу всех граждан, сотрет с лица земли всех тех, которые только попробуют нарушить завтра религиозное мирное шествие, ничего общего с политикой не имеющее, какими-нибудь провокационными речами и действиями против советской власти».

Раннее утро. 1918. Среда, 22 (9) мая


Демонстрация стяжателей

Сегодняшний крестный ход является не столько церковным торжеством, сколько, применительно к условиям момента, очередным ходом в процессе собирания сил организующей контрреволюции. Им очень выгодно было бы, чтоб мы их запретили, разогнали и т. п. Но мы не доставим этого удовольствия, – как бы ни выпирала из этого «невинного» крестного хода самая злокачественная контрреволюция.

Известия Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. М., 1918Среда, 22 (9) мая


Николин день. Крестный ход

Вчерашнее церковное торжество, устроенное по инициативе союза православных приходов Москвы, оказалось по количеству участников и по той стройности, с какой оно прошло, беспримерным в истории церковной жизни последнего времени. Возможно, что только в древней Москве бывали такие церковные процессии, создаваемые религиозным порывом народных масс. Торжество было подготовлено на местах целым рядом проповедей, в которых разъяснялось значение этого крестного хода. Накануне 9 мая во многих церквах происходила всенародная исповедь – возрожденный из древности христианский обычай.


Преображение души народной

Социалисты обещали русскому народу чудо интернационала. Но интернационал не наступил. И праздник первого мая, который должен был увековечить его торжество, вместо этого остался в памяти народной со знамением у Никольских ворот. Если кто сомневается в том, что для православного религиозного сознания в этот день произошло памятное событие, ему нужно только прочесть советские газеты, чтобы убедиться, что тогда нечто знаменательное в самом деле совершилось. Ведь не стали же бы большевики посвящать длинные статьи с рассуждениями тому, чего не было вовсе. Социалисты раньше относились к религии с бесконечным презрением. Теперь мы видим, что религиозные вопросы обсуждаются ими с величайшим интересом и страстью. Правда, в передовицах «Известий» с пеною у рта обрушиваются на верующую Россию. Но раз на нее обрушиваются, раз ее громят, значит, ее боятся, значит, ее признают, значит, она есть. И всякий, кто был на Красной площади вчера, должен сказать, что для русского сознания чудо в самом деле совершилось.

Веления Промысла неисповедимы, и их нельзя обойти никакой подтасовкой событий. Праздник первого мая должен был показать торжество интернационала – вместо этого оказался началом возрождения. И что бы ни говорили, что бы ни делали идейные властители русской действительности, они не в силах изменить направление народных помыслов. Они не в силах затемнить те духовные образы и идеи, что заменяют все явственнее материалистическую идеологию социализма. Она умирает и ее не оживить никакими декретами и репрессиями. Так же, как девятого мая, социалисты не могли помешать крестному ходу, они не могут помешать начавшемуся внутреннему воскресению великой России. Прошлое в виде обстрелянного Кремля с остатками красных флагов остается с ними. Но будущее с Кремлем колокольным, с Кремлем пасхальным, со свежими цветами, увенчавшими иконы, – это будущее им уже не подвластно.

В. Муравьев Заря России. 1918. Четверг, 23 (10) мая


Николин день 9 мая

Несмотря на декрет, признававший день 9 мая непраздничным и призывавший в этот день к работе, вчерашний день – «вешний Никола» вышел по обыкновению праздником. Не работали почти ни на одной из крупных фабрик, было закрыто большинство торгово-промышленных фирм. Однако и в большинстве казенных учреждений вся работа шла не в полном объеме, так как по просьбе служащих совершались молебны. С полудня почти все магазины были закрыты.

Свобода России. 1918. Четверг, 23 (10) мая

Читайте также: