Мы вынашиваем собственную душу

Вне Церкви спасение невозможно. Именно праздник Покрова свидетельствует о том, что Церковь является для нас Матерью, она — спасительный корабль, пребывая в котором, человек безбедно может переплыть житейское море и достичь желанной пристани, то есть Царства Небесного.

Церковное древо

Церковь — древо, на котором каждый из нас в меру своих сил и возможностей произрастает маленькой веточкой. Господь говорит сам о себе: «Я есмь лоза, вы же ветви. Всякий, пребывающий во Мне, сотворит плод мног, а кто не будет во Мне, тот засохнет и не сотворит никакого плода» (ср. Ин. 15, 5).

Каждый из нас хочет душевного мира, благополучия, каждый стремится к тому, чтобы жизнь внутри и вокруг была благословенна и благодатна. Но всё это можно почерпнуть и всего этого достичь, живя только жизнью Церкви, вместе с Церковью, будучи её настоящим сыном или дочерью. Святой мученик Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Грех разделения с Церковью не смывается даже мученической кровью! И наоборот, когда мы в Церкви, какие бы мы немощные ни были, наши молитвы, соединяясь друг с другом, с молитвами священника, восходят к престолу благодати Божией. В Священном Предании нашей Церкви говорится, что одно только «Господи, помилуй», произнесённое в Церкви вместе со всеми, выше Псалтири, прочитанной человеком одним в своей келье. Вот эта общая молитва, общее единение в духе, общая любовь, соединённая и выражающаяся в нашем богослужении в храмах, больше келейной молитвы. Мы никогда не будем оставлены Богом без помощи, без попечения и заступничества Царицы Небесной, если маленькую часть от себя даём Богу.

«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит младенца, тогда уже не помнит скорби за пришедшую радость, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете скорбь ныне, — говорит Господь, — но Я узрю вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас» (ср. Ин. 16, 21–22). У нас сейчас время плодоношения, когда мы вынашиваем собственную душу, чтобы она в срок родилась для вечности. Когда женщина носит ребёнка, это бывает для неё болезненно и скорбно, сопряжено со многими трудностями, тем более непросто рождение души для вечности. И поэтому без Церкви, без питания своей души словом Божиим, молитвой невозможно, чтобы душа пришла в здравие, очистилась и возросла.

Священное Писание говорит нам, что все слова Христовы Божия Матерь слагала в сердце своём для того, чтобы их исполнить, чтобы жить по ним. Вот и мы, следуя Её примеру, должны жить жизнью Церкви, жизнью Царства. Важно, чтобы жизнь наша была наполнена содержанием, чтобы она была свободна от многочисленных ошибок и падений, от многочисленных уклонений. Слово Божие должно вселяться в нашу душу обильно — по словам апостола Павла.

Почитание Матери Божией испокон веков, с первых времён христианства было достоянием Церкви. В нашей жизни есть бесчисленные примеры помощи и заступничества Матери Божией. И ничто так не ненавистно духу злобы, как почитание Царицы Небесной. Вот почему люди, отпавшие от Церкви, постепенно отдаляются и от почитания Матери Божией. Так отпали протестанты, утверждающие, что истинно одно только Евангелие, хотя само же это Евангелие обличает их и говорит через Матерь Божию: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). Тот, кто не воздаёт должного почитания Царице Небесной и Её иконам, не имеет молитвенных к Ней воздыханий, погибает и сам себя отсекает от Тела церковного.

В одном из церковных повествований есть назидательный случай, который показывает, насколько дьяволу ненавистно почитание Матери Божией.
На горе Елеонской жил затворник, великий подвижник. Дьявол сильно обуревал его блудными помыслами. Однажды при сильном нападении дьявола старец, потеряв терпение, воскликнул: «Когда же ты, наконец, оставишь меня в покое? Отступи от меня, по крайней мере хоть в старости!». Тогда дьявол видимым образом явился старцу и сказал: «Поклянись мне, что никому не откроешь того, что скажу тебе, и я перестану нападать на тебя». — «Клянусь Живущим на Небе, — поклялся старец, — что никому не открою сказанного тобою». — «Перестань поклоняться вот этому образу, — сказал дьявол, — и я прекращаю брань на тебя». А на иконе было изображение Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом. «Дай мне подумать», — ответил старец. На следующий день старец передал всё случившееся авве Феодору Илиотскому, жившему тогда в Лавре Фаран. «Воистину ты поруган, — сказал авва Феодор этому старцу, — потому что поклялся. Но хорошо поступил, что не умолчал. Знай, что нет гибели ужасней, чем отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Его Матери».

Богослужение в храме

Ни при каких обстоятельствах своей жизни нельзя увлекаться помыслами и собеседованием через них с духами злобы. Это может привести к серьёзному падению. И наоборот, исцеление человек может получить в своих духовных заблуждениях, когда он свои помыслы и недоумения разрешает с духовником. Иоанн Лествичник говорит нам, что враг больше всего ненавидит откровение помыслов. Когда камень поднимают с земли, то змеи под действием солнца сразу же расползаются, ток и мысли от злых духов уходят из нашей жизни, когда мы их открываем своему духовнику, ожидая от него совета и суда над этими мыслями, планами, пожеланиями и своими фантазиями. «Сеющий без благословения, — говорит нам Писание, — без благословения и пожнёт; а сеющий с благословением с благословением и пожнёт» (ср. 2 Кор. 9, 6).

Когда у нас есть какие-то сомнения, которые лукавый дух внушает против Церкви, против установлений и законов церковных, всё это надо исповедовать священнику. Один мудрый человек сказал: «Дьявол нам даровал "миф свободного падения, свободного полёта", но полёт этот ведёт в пропасть. Так и люди подчас думают, что если переступят закон, то будут свободными». Закон Божий — это маленькая тропинка, маленькое бревно, перекинутое через пропасть: шаг влево, шаг вправо — падение. Да, путь этот узок. Но видел ли кто когда-нибудь в горах хорошие дороги или мосты? Этого нигде нет. Где большие трудности, где опасности, там и узкий и маленький выход из ситуации. Так и Господь говорит нам, что широкий путь и широкие врата ведут в погибель, а узкие врата ведут в Царствие Божие. Мы не должны тяготиться установлениями церковными. Человек привык ходить широким путём, и никак ему в голову не идёт, что добиться чего-то в жизни можно только благодатью Божией и великим трудом над самим собой.

Многие из нас подвержены недугам душевным и телесным. Но мы должны знать, где искать помощи. Авва Дорофей говорит, что у нас есть прелесть мнения, прелесть мысли, когда мы думаем о том, чего нет на самом деле, когда мы думаем о своих болезнях и несуществующих недугах и под этим предлогом, в частности, ленимся, посещать храм. Оставляем праздники и воскресные дни, не думая о том, что всё происходящее в нашей жизни даруется от Господа.

В житиях оптинских старцев нам повествуется о их недоверии даже собственным болезням и немощам. Про Макария Оптинского говорится, что когда он приходил в храм Божий и чувствовал в себе какой-то недуг, то переходил с одного места на другое, испытывая себя: посижу здесь — может, тут пройдёт? Потом переходил поближе к алтарю. Болезнь не отступала. Тогда только он удостоверялся, что действительно болен, и со страхом Божиим и смирением выходил из храма.

Род лукавый искони колеблет наши православные устои, колеблет нашу душу, нашу веру, внушая нам мысли о том, чтобы мы оставили самое главное — оставили храм Божий. Знает лукавый, что если мы оставим его, то он сделает с нами всё, что захочет.

А колеблет дьявол людей ещё с евангельских времён. Вспомним то чудо исцеления 12-летней дочери Иаира, о котором нам повествуется в Евангелии от Луки, когда пришёл начальник синагоги, пал к ногам Иисуса и стал просить у Него: «Господи, дочь моя при смерти лежит, но приди и исцели её». И когда Господь шёл к его дому, чтобы совершить чудо исцеления его дочери, то подошёл к нему некто и сказал: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Этот «некто» всегда колеблет нашу жизнь, наш ум и душу. Кто это, всегда говорящий: «Не утруждай Учителя: не верь, не молись, не ходи в храм. Надежда твоя уже прошла, и веру уже не можешь возродить»? Он всё старается представить нам безнадёжным. И если есть у кого неверующие родственники: сын, который пьёт; дочь, которая гуляет, — то враг старается нам внушить, что нет никакой надежды на их спасение. «Дочь твоя умерла», то есть умерла у нас вера и надежда, и мы думаем: «Нечего нам делать в храмах, не слышит нас Небо». Так враг ежеминутно колеблет нашу жизнь. Но нам Священное Писание говорит, что Господь сказал Иаиру: «Не бойся, только веруй» (Лк. 8, 50).