«Мы вас не бросим»

Если горит дом соседа, на помощь сбегается всё село — так издревле было заведено на Руси, не только из соображений безопасности, но и по естественному велению сердца, по заповедям любви. В наше эгоистичное время, когда чужую беду равнодушные свидетели тупо снимают на фото или видео и ради собственно пиара горделиво выкладывают в Соцсети, всё чаще раздаются раздражённые возгласы: «Сколько можно другим помогать!?». Но разве не красной нитью проходит сквозь Новый и Ветхий Завет повеление Господа защищать слабых, обездоленных, гонимых?

«Когда летом поджигали наши церкви и убивали наших священников, правительство России через своего посла сказало нам: "Христиане, мы с вами, мы не бросим вас!" Это очень важно для нас. Мы ценим поддержку России и то, что ваш президент — православный… в отличие от нашего премьер-министра. Он ведь протестант», — говорит монах Абауи Дедавит российской делегации, прибывшей 17 ноября в Гондэр, один из центров христианства в Африке, по приглашению Эфиопской Православной Церкви.

Сотни местных жителей с флагами РФ и плакатами: «Спасибо Путину, спасибо Патриарху Кириллу!» — высыпали на улицы встречать российских журналистов и иеромонаха Стефана (Игумнова), секретаря по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Эфиопский монах объяснил журналистам, что плакаты с изображением российского президента и Патриарха Кирилла — знак благодарности за поддержку.

Жители Гондэра исполнили для гостей традиционные эфиопские песни и специально сочинённую к приезду российской делегации песню, посвящённую России. Тёплая встреча завершилась торжественным богослужением в главном соборе Гондэра.

Третья в мире по численности после Римско-Католической и Русской Православной, Эфиопская Церковь сохранила православное христианство практически в первозданном виде. Согласно Новому Завету, его сюда ещё в I веке принёс один из учеников апостола Филиппа.

Православные эфиопы, относящиеся к семитскому народу амхара, который проживает на эфиопской земле минимум три тысячи лет, считают себя потомками легендарной царицы Савской и царя Соломона. Этим обусловлены догматические и богослужебные особенности их вероисповедования: так, верующие чтут субботний день наряду с воскресным, храмы открывают только на время службы, а во время богослужения можно услышать ветхозаветные инструменты: струнный псалтырь, синтрон (трещотки) и трубы.

Несмотря на то что православные христиане в Эфиопии, как и в России, составляют большинство (65 миллионов, то есть 55 процентов населения), а священство по численности (свыше 600 тысяч) превосходит Римско-Католическую и Русскую Православную Церкви, вместе взятые, самые необычные последователи Христа в наши дни подверглись беспрецедентному гонению.

Дело в том, что нынешний глава государства протестант Абий Ахмед Али, выходец из племени оромо, исповедующего в основном ислам, оказался чужд эфиопским христианам не только религиозно, но и этнически.

Выходцы с востока Африканского Рога, его соплеменники пришли в центральную и западную части Эфиопии лишь в XVI веке, а власть захватили в 1974 году, когда офицеры-коммунисты из числа оромо, свергнув последнего правителя из древней «соломоновой династии», создали Временный военный совет и установили так называемый режим «Дерг».

Как и подобает кукушатам, оперившиеся залётные птахи стали выкидывать из насиженного гнезда законных его обитателей. За последние двадцать лет народ оромо, став самым многочисленным в Эфиопии, составил треть населения страны.

Именно благодаря их поддержке Абий Ахмед стал премьером, посулив взамен расширение политических прав.

«Фронт освобождения оромо», который с 1973 года активно воюет за «нэзалэжнисть» против любой власти, был официально объявлен в 2011 году террористической организацией, однако Абий Ахмед указ отменил, а с лидерами группировки заключил мирный договор.

Воинственные юнцы с чёрно-красно-белыми флагами (привет террористическому «Правому сектору»!) безнаказанно разгуливают по улицам, а исконные жители не без оснований высказывают опасения: «Если начнётся резня, власти попросту закроют на это глаза».

Их опасения, увы, подтверждаются многочисленными примерами: в конце лета неизвестные сожгли более десятка христианских церквей, убиты священники. Жители Гондэра уверены: это дело рук оромо.

В конце октября медиаменеджер Джавар Мухаммед, некогда помогавший главе государства прийти к власти, а впоследствии перешедший в оппозицию, вновь вывел на улицы столицы десятки тысяч оромо. Митинг закончился столкновениями с полицией: 62 демонстранта и пять полицейских погибли. Теперь весь регион нестабилен, а христиане готовятся к худшему.

Беспокоит местных христиан и состояние «африканского Иерусалима» — уникальных скальных церквей, нуждающихся в реставрации.

Посмотреть их приезжают десятки тысяч туристов в год, в основном европейцы и американцы. Экскурсоводы рассказывают, что построивший эти храмы царь Гебре Мескель, вероятно, послужил прототипом пресвитера Иоанна — правителя могущественного христианского государства, легенды о котором будоражили всю средневековую Европу. Римские папы и суеверные короли даже снаряжали экспедиции на поиски загадочного монарха и его баснословно богатой страны.

Ныне западные специалисты предлагают православной Эфиопии помощь в реставрации, но местные общины не спешат распахивать «благотворителям» свои объятия: ведь множество святынь-реликвий, вывезенных на Запад, хранится в Британском музее, Ватикане и т. д., но только не на родине.

«Сейчас мы хоть и свободны, но вынуждены полагаться только на самих себя. Нас некому защитить — власть безразлична к нашим чаяниям», — замечает епископ Цеги Мезгебу.