Куда уходят корни культуры? О святых, просиявших на церковном небосклоне, о великих государственных деятелях и о выдающихся деятелях культуры


Биографии великих композиторов, писателей и художников свидетельствуют, что большинство из них жили очень скромно. Жизнь многих композиторов, писателей и художников была весьма сложной, а признание зачастую приходило к ним посмертно. Например, Ван Гог за всю жизнь не продал ни одной своей картины, а сейчас каждое его полотно оценивается в миллионы долларов.

Это показывает, что культура, составляя огромную часть человеческого бытия, часто оказывается невостребованной, а её деятели — как в прошлом, так и в настоящем — нередко влачат бедственное существование. А между тем о ком в основном помнят люди, когда сменяются поколения?


Культура и культ

Клеймо житийной иконы святителя Филарета Московского, повествующее о встрече великого архипастыря с великим русским поэтом А.С. Пушкиным

Теснейшая взаимосвязь существует между культурой и воспитанием человеческой личности. Само слово «культура» означает «возделывание», «воспитание». Подобно тому, как мы возделываем землю, чтобы она приносила урожай, мы должны возделывать и свои души и сердца. В этом огромную роль играет культура, её деятели и произведения искусства, через которые человек приобщается к прекрасному.

Слово «культура» родственно ещё одному слову — «культ», то есть «богослужение». Когда-то человечество жило так, что светской культуры не существовало вообще; вся культура была замешана на религиозной закваске. Только начиная с эпохи Возрождения культура стала отходить от своих церковных корней, начала самостоятельное существование. Но тесная связь между культурой и богослужением, культурой и религиозной жизнью человека сохранялась и сохраняется по сей день.

В истории человечества были попытки создать безрелигиозную и даже антирелигиозную культуру. В большинстве случаев это приводило к созданию псевдо- или антикультуры, которая способствовала деградации человеческой личности.

Культура не может быть нейтральной в духовно-нравственном отношении. Есть произведения искусства, воспитывающие в человеке добрые начала, высокое эстетическое чувство, но есть и такие, которые развращают человека, способствуют деградации его личности. Это и есть элементы антикультуры, которая очень активно присутствует сегодня в так называемой массовой культуре и в СМИ.


Формирование эстетического чувства

Как формируется в человеке эстетическое чувство? Прежде всего, оно закладывается в детстве, и здесь огромную роль играет семья. От того, что ребёнок видит, слышит, с чем он соприкасается в детские годы, во многом зависит его последующая жизнь. От того, какой эстетический идеал, какие эстетические критерии были заложены в нём семьёй, школой, вузом, во многом зависит его вкус. От этого зависит, что именно он воспринимает как прекрасное, к чему тянутся его ум и сердце, какие произведения культуры и искусства будут окружать его в жизни. Очень важно, чтобы родители приобщали детей с самого раннего возраста не только к массовой культуре, но и к высоким произведениям литературы, живописи, музыки, формируя эстетическое чувство, которое потом поможет отличать прекрасное от уродливого.

К сожалению, сегодня СМИ не дают чётких эстетических ориентиров ни взрослым, ни детям. В годы моего детства и юности произведения искусства, создаваемые для детей, воспитывали чувство прекрасного. Мультфильмы и рассчитанные на детско-юношескую аудиторию художественные киноленты отличались высоким вкусом, в них не было культа уродства, который присутствует в массовой культуре сегодня. Если раньше героями мультфильмов были, как правило, добрые и смешные существа, то сегодня их место заняли уродцы, глядя на которых, ребёнок начинает воспринимать уродство как норму.

Надо сказать, что способность человека ориентироваться на высокие эстетические идеалы, как правило, благоприятствует и его духовно-нравственному развитию: ведь красота и уродство не нейтральны в духовно-нравственном отношении. Абсолютное добро есть абсолютная красота. В греческом языке слова «красота» и «добро» являются синонимами. У древних греков был даже специальный термин, объединяющий два этих понятия.

Если мы хотим воспитать человека нравственного, способного воспринимать духовные идеалы, то должны заложить в него и высокое эстетическое чувство. В этом и состоит воспитательная роль культуры, этим и обусловлена важность сотрудничества между теми, кто несёт ответственность за воспитание подрастающего поколения, — деятелями культуры, искусства и представителями Церкви.


Церковь и культура

Почему важна связь между Церковью и культурой? Эти два понятия взаимосвязаны не только исторически — ведь корни всякой культуры уходят в религиозный опыт человечества. И Церковь, и культура в значительной степени занимаются одним и тем же — воспитанием людей. Церковь призвана учить человека. Церковь — это школа, в которую человек ходит всю свою жизнь: Церковь постоянно и ежедневно воспитывает человека через богослужение, через богословие, через своё нравственное учение. И это воспитание неотделимо от культуры: ведь богослужение — это не только проповедь, не только чтение молитв, но ещё и соприкосновение человека с произведениями культуры и искусства, созданными на церковной почве.

Куда уходят корни культуры? Роспись храма

Связь между религией и культурой нигде не ощущается так сильно, как в Православной Церкви. Ведь православное богослужение представляет собой синтез всех искусств. Обычный православный храм, даже самый скромный, непременно украшен иконами, а во многих случаях — и настенными росписями. Любое православное богослужение сопровождается пением. Следовательно, богослужение воспитывает в человеке и духовно-нравственные, и эстетические идеалы.

Церковная традиция, богослужение, христианство как таковое оплодотворяют всю сферу культуры. Мы знаем немало произведений живописи, литературы и музыки, которые, не являясь в прямом смысле церковным искусством, были вдохновлены христианскими идеалами. Достаточно вспомнить такие произведения русской живописи, как «Христос в пустыне» Ивана Крамского или «Явление Христа народу» Александра Иванова. Достаточно вспомнить такие памятники эпохи Возрождения, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, чтобы понять, какое колоссальное воздействие оказало христианство на светское искусство.

Несмотря на все попытки отделить светское от религиозного, духовное направление в светской культуре так и не исчезло. Оно существует и сегодня возрождается с особой силой.

Культура никогда бы не смогла отказаться от религиозных корней. Взаимосвязь между культурой и религией, культурой и Церковью настолько тесна и нерасторжима, что все попытки отделить одно от другого не увенчаются успехом. Такое отделение может быть насильственным, как это было, например, в советское время, когда учили, что культура — для людей просвещённых, а Церковь — для отсталых стариков, неспособных приобщиться к сокровищнице культуры. Между миром культуры и миром Церкви была воздвигнута стена, но как только насильственно насаждаемая идеология потерпела крах, эта стена начала рушиться. Сейчас её практически нет — сегодня на сценах театров и концертных залов звучит церковная музыка, сегодня никого не удивляет, что Церковь является носительницей не только духовно-нравственного, но и высокого эстетического идеала.

Сегодня Церковь и культура заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Художникам, писателям, артистам, композиторам оно позволит сохранять ту живую связь с церковной традицией, которая всегда оплодотворяла произведения культуры и искусства и без которой многие авторы просто теряли вдохновение. Но такое взаимодействие необходимо и Церкви, потому что повышение культурного уровня священнослужителей, мирян — всех, кто составляет живое Тело Церкви, — очень важная задача.

Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова

Мне особенно близка тематика, связанная с музыкальной культурой. Наблюдая за развитием музыкального искусства, я поражаюсь тому, что оно всегда сохраняло связь со своей религиозной и церковной основой. До эпохи Возрождения светской музыки практически не существовало — вся музыка имела религиозный и богослужебный характер. Но связь между религиозной традицией и светским музыкальным искусством сохранялась и в последующую эпоху. Она сохранялась и после И.С. Баха, которого многие считают последним великим церковным композитором Запада: светские композиторы, авторы симфоний и опер, продолжали писать мессы и реквиемы.

В истории церковного музыкального искусства были как эволюция, так и революции. То, что произошло в русской музыкальной истории в эпоху Петра I и в последующие времена, было в подлинном смысле слова революцией: так называемое итальянское пение, пришедшее в XVIII–XIX веках на смену традиционному церковному, никак не вытекало из предшествующего развития русского церковного пения. По сути, произошло насаждение совершенно чуждого эстетического идеала, светского по своей природе, на русскую церковную почву. Эта революция коснулась не только музыки, но и церковной архитектуры и живописи: на смену традиционному иконописному канону пришли произведения светской живописи.

Но затем русские композиторы стали предпринимать попытки вернуть светское искусство в церковное русло: Бортнянский и Глинка — каждый по-своему — искали пути возвращения к «седой старине». Об этом говорил в своих письмах Чайковский. Всё развитие русской духовной музыки в XIX веке (особенно во второй его половине) шло под знаком возвращения к традиционному русскому пению. И хотя в полной мере этого возвращения не произошло, были возрождены и гармонизованы древние распевы.

Движение к истокам русской духовной музыки достигло своего апогея в творчестве С.В. Рахманинова. В 1910-е годы он создал два значительных произведения — «Литургию» и «Всенощное бдение», ознаменовавших собой создание национального, совершенно самобытного стиля духовной музыки, который удачно сочетает традиционные распевы и гармонизацию, позволяющую современному слушателю воспринимать эти произведения как высокие образцы не только с точки зрения духовности, но и с эстетической точки зрения.

Развитие русской церковной музыки прервалось в советское время по понятным и объективным причинам: Церковь была практически разрушена. Но и в то время создавались произведения церковной музыки. Например, совсем недавно были открыты произведения замечательного композитора Н.С. Голованова, который на протяжении всей своей жизни тайно, «в стол», писал духовную музыку. При его жизни она никогда не исполнялась. Сейчас эти сочинения исполняет на концертах Московский синодальный хор, и мы видим, что это следующий за Рахманиновым шаг — и в стилистическом, и в вокально-тематическом плане. Музыка Голованова интересна тем, что в ней отражён интонационный строй 30–50-х годов прошлого века. В ней присутствуют даже некоторые интонации массовой песни.

Вообще в XX веке в музыкальном искусстве, особенно в произведениях композиторов-авангардистов, наблюдался отход не только от религиозного, но и от общепринятого эстетического идеала: на смену гармонии и консонансу пришёл культ музыкального уродства — диссонанса.Тогда же началось расслоение между так называемой профессиональной музыкой и музыкой популярной. В XIX веке такого практически не было: Чайковский мог удовлетворить любой вкус — он умел писать и серьёзную, и популярную музыку, его слушали и представители аристократии, и простой народ. В XX столетии массовая культура выделилась в самостоятельную область человеческого развития, круг слушателей профессиональных композиторов значительно сузился, поскольку их музыка перестала быть понятной народу. Отрыв от простого слушателя был связан как с утратой эстетического идеала, так и с отрывом от духовных корней.

Сегодня профессиональное композиторское искусство ищет пути возвращения к широкой публике, и пути эти ведут через возврат к религиозному идеалу. Все крупные композиторы современности — такие, как Арво Пярт, Джон Тавенер, Николай Гурецкий, — пишут по преимуществу религиозную музыку — музыку, вдохновлённую христианскими идеалами, христианской тематикой. Этот процесс сближения между религиозной традицией и светским музыкальным искусством кажется очень показательным и симптоматичным.

Митрополит Иларион у мощей преподобного Сергия Радонежского

Думаю, что церковная музыка будет развиваться и дальше. Но нужно помнить, что церковная музыка, в отличие от светской, должна сохранять свой прикладной характер. Произведение духовной музыки не имеет ценности само по себе — оно должно прежде всего настраивать людей на молитву. Церковное пение может развиваться с точки зрения стиля, мелодики, но должно при этом сохранять молитвенный, сосредоточенный характер — иначе это уже будет не церковная музыка, а светская, только облечённая в церковные одежды, каковой была музыка итальянских мастеров XVIII века.

В московском храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость», где я служу, почти за каждым воскресным и праздничным богослужением исполняется музыка композиторов XX века. У нас регулярно звучат антифоны архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана, вошедшие в репертуар нашего хора. Кроме того, звучит музыка диакона Сергия Трубачёва, которая создавалась в трудные советские годы, а также сочинения современных композиторов. При моём участии создан сайт, посвящённый церковным композиторам, где выложены партитуры и записи ныне живущих авторов. Московский синодальный хор, возрождённый также при моём участии, уделяет очень большое внимание исполнению современных произведений, в том числе и за богослужением.

Что касается современной массовой культуры, её нельзя огульно осуждать. Но совершенно очевидно, что существенный сегмент её составляют произведения, которые можно отнести к элементам антикультуры. Музыка, которую слушает современная молодёжь, не всегда возвышает душу — часто она раскрепощает самые низменные и животные инстинкты.

Но Церковь ищет и находит выходы в современную молодёжную субкультуру. Некоторые священники проповедуют на рок-концертах. И я думаю, это очень нужно: ведь Церковь должна присутствовать повсюду — за исключением тех мест, где грех совершается сознательно и воспринимается как норма. А там, где живой человек ищет истину, смысл жизни и счастье, Церковь не только может, но и должна присутствовать. Если хотя бы один из десяти тысяч человек, пришедших на рок-концерт, придёт в Церковь, откажется от вредных привычек и дел, постигнет смысл жизни, то уже ради него одного стоит пойти на «тусовку» и проповедовать там.

Читайте также: