Константинополь снял анафему с раскольника Филарета Денисенко

Синод Константинопольского патриархата по итогам заседания в Стамбуле снял анафему (отлучение от Церкви) с предстоятеля неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, сообщается в соответствующем коммюнике. Также анафема снята с главы Украинской автокефальной православной церкви Макария.

В 1992 г. архиерейский собор РПЦ лишил Филарета сана за участие в создании Украинской православной церкви Киевского патриархата. В 1997 г. он возглавил УПЦ Киевского патриархата и был предан анафеме за раскольническую деятельность. Как отметил Константинопольский патриархат в коммюнике, решение было принято «не по догматическим причинам».

Константинополь также подтвердил, что приступает к предоставлению автокефалии украинской церкви. Он отменил действие синодального решения 1686 г., по которому Киевская митрополия была переведена в Московский патриархат, отметив, что это решение было принято по обстоятельствам того времени.

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков назвал решение Константинопольского патриархата легализацией раскола. «Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», – подчеркнул он (цитата по ТАСС).

На Украине в настоящее время действует признанная канонической Украинская православная церковь, которая входит в состав Московского патриархата. Еще две украинские церковные структуры канонически не признаны – это Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь.

7 сентября патриарх Константинопольский Варфоломей назначил в Киев своих представителей – экзархов. Решение было принято в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской православной церкви.

Против автокефалии Киевского патриархата выступает Русская православная церковь и большинство Поместных православных Церквей. Священный синод РПЦ 8 сентября выразил протест и глубокое возмущение назначением экзархов в Киев, подчеркнув, что оно «является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви».