Когда же приидет Сын Человеческий?..


«...Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф. 24, 1–2).

Можно представить себе, какое удивление и смятение вызвали эти слова у учеников. Благоденствующий столичный город, грандиозное сооружение храма — главной святыни еврейского народа, и вдруг Учитель возвещает нечто непонятное и страшное: разрушение и запустение всего, что ныне они зрят в расцвете и непоколебимости. Но не прошло и сорока лет, как предсказанное Спасителем совершилось в полной мере. При императоре Тите римские легионы вошли в Иерусалим и до основания разрушили его. А около 130 года, при римском императоре Адриане, Иерусалим прекратил своё существование и был восстановлен уже как римский город под именем Элия Капитолина. Это удивительное исполнение пророчества Спасителя не может не вызвать доверия и ко всему иному, что прорицает Он о грядущих временах.

Непосредственно вслед за предсказанием о разрушении Иерусалима Спаситель говорит о кончине мира: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 3–13).

Этими словами Господа нам сообщаются некоторые признаки Его страшного и славного Второго Пришествия. Итак, прежде всего явятся лжехристы и лжепророки, которые под видом религиозного учения станут сеять ложь и совращать людей с пути истины, улавливая их души в тенета погибели. Появление таких лжеучителей будет свидетельствовать об упадке нравственного состояния человеческого общества последних времён. Ибо если общество безразлично к истине, то наравне с нею оно готово принять и то, что ей враждебно. При этом общество, пребывающее в нравственном оскудении, будет считать своим долгом защиту любого, даже заведомо ошибочного и опасного учения, любой разрушительной доктрины.

Но нравственно здоровое общество отвергает ложь. Может ли человек, постоянно лгущий, делающий гадости ближним или иным способом вносящий дисгармонию в жизнь окружающих, найти своё место в нравственно здоровой среде? Конфликты с ним будут происходить прежде всего потому, что нравственно здоровая среда отторгает морально уродливое, ущербное, нечистое. То же и в обществе. Здоровое общество способно оттолкнуть от себя порочное начало, а нравственно больное принимает заведомые ложь и обман.

Затем умножатся «войны и военные слухи», «восстанет народ на народ, и царство на царство». Суть войны — уничтожение, разрушение, смерть, небытие. Война есть одно из максимальных выражений зла, горя и страдания. По всей вероятности, современникам Христа трудно было вообразить себе войну, в которой сражаются не армии, а целые народы. Но людям XXI века, знающим об ужасах двух мировых войн, это вполне понятно. И для современного человека нет ничего невероятного в возможности истребления всей цивилизации посредством оружия массового уничтожения.

Также умножатся голод и мор, то есть произойдут массовые эпидемии. При каких же обстоятельствах эпидемия может стать глобальной катастрофой, угрожающей существованию человечества? В первую очередь, в условиях экологической нестабильности, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и ослабления физического здоровья человека. Слушатели Христа и вообразить себе не могли, каких масштабов способны достичь голод и мор на земле. Но мы, вышедшие из XX века, наученные собственным печальным опытом, вполне отчётливо представляем, сколь велики могут быть страдания человечества, вызванные экологическими катастрофами. Все эти бедствия не зависят от воли человека, однако природный катаклизм может быть приближен или удалён — в зависимости от нравственного состояния человека.

Ведь когда мы загрязняем окружающую среду, разжигаем войны, лжём и упиваемся грехом, то утрачиваем присущее нам нравственное чувство. Человек обращается в зверя, которому всё дозволено и который способен погубить не только себя, но и весь род людской. Именно поэтому и говорит Господь, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».

Зло изменчиво и динамично, оно возрастает, развивается и совершенствуется, но его апогеем и высшей целью всегда остаются уничтожение, смерть, небытие личности, семьи, общества, государства, человеческой цивилизации. Зло не может быть побеждено при помощи зла — ни в масштабе всего мира, ни в масштабе отдельной личности. Как говорит преподобный Пимен Великий, «зло не уничтожает зла, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу». Единственной силой, что ещё способна противостоять смертоносности зла, являются добро и любовь. Но если по причине торжества беззакония отступят и они, то злому началу не бyдет преграды, и оно без сожаления истребит человеческую цивилизацию. И наступит конец.

Апостол Павел говорит: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7).

Многие пытаются понять, что же такое «удерживающий теперь». Слово Божие наделяет нас ясным пониманием того, что «удерживающий» есть добро, здоровое нравственное чувство, любовь, пребывающие в сердце человека.

Итак, все катаклизмы — предвестники конца света — имеют первопричину в человеческой личности. От нас зависит, приблизим мы конец света или отдалим его. Нравственное чувство, добро и любовь — вот непременные условия выживания нашей цивилизации.

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 29–31, 36).

В этих образах заключена конкретная религиозная истина о том, что конец века будет ознаменован явным, славным и устрашающим многих явлением Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа.

Господь, обращаясь к ученикам и последователям, говорит о необходимости духовного приуготовления к этому событию. Конец мира потребует от многих усиленной внутренней работы духовного бодрствования. Дабы люди лучше усвоили эту истину, Спаситель рассказывает притчу о мудрых и неразумных девах, которые должны были встретить пришествие Жениха с возжжёнными светильниками в руках. И когда в полночь раздался глас, возвещающий о грядущем Женихе, пять мудрых дев вышли навстречу Ему с заранее приготовленными светильниками. А пять неразумных дев, у которых не оказалось на тот момент масла, стали просить его у мудрых. Но те отвечали: если дадим, недостанет ни нам, ни вам; пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда пошли они покупать, пришёл Жених, и мудрые девы с горящими светильниками вошли с Ним на брачный пир, и двери чертога затворились. И пришли неразумные девы, и стучатся, и просят отворить им. Но отвечает им Жених: не знаю вас (см.: Мф. 25, 1–12). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13), — изъясняет Господь притчу Свою. Эта притча о десяти девах научает нас достойному приуготовлению себя не только ко Второму Пришествию Спасителя, но и к нашей собственной кончине. Ибо приход смерти и есть конец света для отдельного человека. Ведь о дне и часе том никто из смертных не ведает. Нам неизвестно, когда Господь призовёт нас: случится ли это завтра, или через месяц, или через год, или через десятки лет. Разумеется, чисто теоретически мы можем рассчитывать на некую продолжительность своего пребывания на земле, но опыт постоянно указует нам на то, сколь зыбки эти прогнозы. Болезнь или несчастный случай могут оборвать нить жизни в любой момент, застав нас врасплох. Поэтому мы должны быть всегда готовы к смерти. «Всегда ожидай, но не бойся смерти», — говорит святитель Иоанн Златоуст. «Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь», — вторит ему святой Димитрий Ростовский. Если человек не памятует о смерти, не заботится о подготовке к ней, то кончина может застать его врасплох и он вдруг окажется пред лицом Божиим, подобно тем неразумным девам, что не удосужились запастись маслом, дабы возжечь светильник Жениху Небесному.

После смерти каждый из нас предстанет пред Господом, и о каждом будет вынесен частный суд. Но в конце истории Суду Божию предстанет весь род человеческий, и здесь будет явлена великая и абсолютная Божественная справедливость.

Господь свидетельствует об этом великом и страшном Судном Дне: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 31–46).

Итак, что же ожидает нас в день Суда Божия? Спросит ли Господь о наших политических убеждениях, или о положении, которое мы занимали в обществе? или о наших профессиональных достижениях? Нет, не спросит. Ибо всё, во имя чего живёт человек и к чему он стремится: власть, карьера, деньги, общественное положение, имущество, — оказывается лишённым цены и значения пред лицом Божиим. Он спросит о тех малых по меркам мира сего, но великих для спасения души делах, которых мы по большей части так и не совершили.

Каждый из нас может уже нынче спросить себя: накормил ли я хоть единожды голодного? Напоил ли жаждущего? Одел нагого? Приютил ли странника? Посетил ли больного или узника? Тайна Страшного Суда открыта нам Господом: никакой тайны нет! Ибо любой человек уже сейчас, во дни своей жизни, способен предвидеть ответ, который он получит в вечности от Бога. И каждый уже теперь может предвидеть свою загробную участь: сподобится ли он стать по правую руку Высшего Судии или вынужден будет занять место по левую руку. Если человек честен перед собой, если он способен оглядеть свою жизнь при свете христианской совести, то Божественное правосудие не станет для него неожиданностью.

Господь призывает нас помочь ближнему, претерпевающему лишения. Мы же в круговерти собственных забот и эгоистических интересов зачастую и не замечаем страшных картин людского несчастья. Но между тем в силу своего человеческого призвания мы обязаны быть восприимчивыми к боли и страданию ближнего, а значит, должны быть готовы протянуть другому руку помощи. В противном случае мы утрачиваем право именоваться людьми и рассчитывать на милосердие нашего Судии и Спасителя. И не к нам тогда будет обращено Его всепрощение: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

В настоящее время ввиду постоянно возрастающей взаимозависимости людей, живущих в условиях современного общества, заповедь Божию о милосердии, оправдывающем человека на Страшном Суде, следует понимать не только как имеющую отношение к нашим личным поступкам, но и в более широком социальном плане.

Именно поэтому наш общий долг как христиан, сограждан и соотечественников состоит в том, чтобы стремиться к такому общественному устройству, при котором не было бы нищих, голодных, скитальцев и обездоленных.

Чувствовать боль другого человека и действенно, участливо отзываться на неё — вот чего ожидает от нас Отец наш Небесный и вот о чём спросит Он нас на Своём Страшном и справедливом Суде.

Спросит ли Господь в день Суда о наших политических убеждениях, или о положении, которое мы занимали в обществе, или о наших профессиональных достижениях? Нет. Ибо всё, во имя чего живёт человек и к чему он стремится: власть, карьера, деньги, — оказывается лишённым цены и значения пред лицом Божиим.

Наш общий долг как христиан, сограждан и соотечественников состоит в том, чтобы стремиться к такому общественному устройству, при котором не было бы нищих, голодных, скитальцев и обездоленных.

Единственной силой, что ещё способна противостоять смертоносности зла, являются добро и любовь. Но если по причине торжества беззакония отступят и они, то злому началу не бyдет преграды, и оно без сожаления истребит человеческую цивилизацию.

Читайте также: