Загадки психосоматики и самооборона души

Библия утверждает: «Наносящий удар глазу вызывает слезы, а наносящий удар сердцу возбуждает чувство болезненное <…> Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка» (Сир. 22, 21; 28, 20–21). Душевные страдания сильнее физических. Трудно выдержать и не сорваться, если не находишь себе места, на душе муторно и скребутся кошки, в голову лезут плохие мысли и снятся кошмары. Порой кажется, что сойдёшь с ума, и возникает неодолимая тяга прервать мучения... Обычно душевную боль «заглушают» любой ценой. Однако попробуем вместе разобраться в её корнях, ветвях и плодах.

От мыслей — к болезням!

В Священном Писании сказано: «Человеку принадлежат предположения сердца <…> Каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит. 16, 1; 23, 7).

По убеждению сербского старца Фаддея Витовницкого, добро и зло начинаются с мысли, которая материализуется. Всё сотворённое и существующее во Вселенной есть материализованная во времени и пространстве Божественная мысль. А мы созданы по образу Божию. Мирные, тихие, добрые и великодушные мысли улучшают наше внутреннее состояние и самочувствие. Мы становимся работниками на ниве Божией, тишина и покой разливаются вокруг. Напротив, худые и порочные мысли разрушают изнутри и умножают зло: передаются семье, обществу, стране... Падшие духи бестелесны, но воздействуют на нас через мысль. Мы творим зло сначала в мыслях, а потом и физически.

Наше внутреннее состояние отражается во взглядах, интонациях, словах и делах. Так, преподобный Паисий Святогорец полагал, что вещи, изготовленные спокойно и с молитвой, освящаются сами и освящают людей, ими пользующихся. Вещи, сделанные поспешно и нервозно, передают это состояние своим обладателям.

По мнению преподобного Серафима Вырицкого, мы часто болеем из-за того, что не призываем Божие благословение на пищу. Раньше всё делали с молитвой на устах: и пахали, и сеяли, и собирали урожай. А сейчас не ведаем, какие люди готовят то, что мы вкушаем. Ведь нередко еда «сдобрена» руганью и проклятьями.

Старица Любушка Сусанинская (Лазарева)

Однажды блаженной старице Любови Сусанинской (Лазаревой) кухарка принесла обед. Любушка сидела огорчённая: «Ты у меня святыню крадёшь! Это антихристов обед! Иди попроси прощения у сестры: ты сама перед ней виновата!». А повариха перед этим обидела другую служительницу и, готовя, внутренне досадовала, бранилась.

Меня всегда поражало, почему незатейливые крапивные щи и фасоль с огурчиком на трапезе в храме прекрасно утоляют голод и гораздо вкуснее изысканных блюд светского банкета? Ответ я нашёл у апостола Павла: «Потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 5). Древний монастырский обычай предписывает читать или слушать псалмы, молитвы и отрывки из духовных книг, приготовляя и вкушая еду.

Неверующие люди как-то спросили меня, зачем молиться и крестить пищу и питьё. Я сослался на старинную традицию. Их это не убедило. Пришлось привести аргумент, более веский для невоцерковлённых: «Продукты проходят через множество рук, “впитывая” чужое раздражение, недовольство, а иногда проклятия. Каким чёрным словцом или матом грузчики “поливали” овощи?! Эта скверна духовно отравляет еду. Поэтому сначала мы молимся, чтобы благодать Божия всё очистила, а после благодарим».

Мы едим для поддержания жизни и подкрепления сил, усвоения полезных веществ и энергии. Но всегда ли достигается эта цель? Ведь подчас садимся за стол здоровыми, а выходим больными. Увы, множество заболеваний проистекает от употребления недоброкачественных продуктов, переедания и вообще несоблюдения режима питания. В основе этого лежит не только нарушение санитарных норм и правил диеты.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

По мнению преподобного Порфирия Кавсокаливита, сдерживаемое негодование — это меч, наносящий смертельную рану! Даже не произнося ни слова, мы своей внутренней злобой можем насмерть сразить ближнего. Сердце излучает сигналы благословения или проклятия, счастья или беды. Сердце — радиоприёмник, а греховные страсти — помехи в эфире.

Подвижник рассказал трагический случай. Грубая, сварливая, необразованная и далёкая от Церкви женщина однажды сильно разгневалась на провинность сына и в сердцах крикнула: «Чтоб ты сдох!». В тот же день мальчик упал, ударился головой о камень и умер. Женщина рвала на себе волосы, но было уже поздно. Поэтому старец призывал: «Никогда не думай о других плохо. Своей молитвой, обращением ко Христу ты оказываешь благоприятное воздействие на ближних. Думая о людях плохо, ты влияешь на них отрицательно».

Допустим, нетерпеливые родители постоянно «отфутболивают» надоевшего и капризного озорника: «Отстань! Отвяжись от меня!». Но спустя годы ребёнок действительно «отвязывается»: убегает из родного дома или ведёт себя вызывающе-дерзко, по-хамски, как хулиган без тормозов. А родители ропщут: «Господи, управы на него нет! Да что ж за напасть, в кого он такой, откуда же это?!» .

Как «откуда»? «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, — предостерегает Христос, — ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Раскаты грома Судного дня слышны уже сейчас!

Куда направлен меч энергии?

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Опираясь на святоотеческий опыт и научные факты, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) утверждал, что мысль и слово обладают колоссальной психофизической энергией, направленной внутрь и вовне. Мозг и сердце воспринимают информацию, исходящую от людей, животных, окружающей природы, а главное, из неведомого и невидимого мира. Радостным светом озаряется благочестивая душа, когда к ней прикасается благодать Божия. Тихой сладостной волной изливается любовь матери на прильнувшего к груди ребёнка, страстное чувство супруга — на горячо любимую жену.

Святитель разъяснял, как наши мысли сообщаются людям, находящимся вблизи и на расстоянии. «Дух толпы» — мощный поток симпатии, гнева или энтузиазма — вызывает в театре и парламенте, на форуме и стадионе почти полное единодушие, единение. Этот поток сносит любые плотины. Беззаветный порыв храбреца увлекает всё войско, и огонь отваги, вырвавшись из пламенного сердца, воспламеняет сотни сердец. В средневековье психические эпидемии безрассудно и неудержимо заражали тысячи людей, жаждущих отправиться в крестовые походы. Бурный водоворот демонической энергии устремляется в нас, когда мы видим искры из глаз и искажённое ненавистью лицо врага.

Согласитесь, что эмоциональные бури сравнимы с цунами. Скажем, ненависть активизирует участки головного мозга, отвечающие за рассудительность, логическое мышление, подготовку тела к движению и за переход агрессии в действие. Ненависть — не всегда слепая, иррациональная сила. Зачастую она делает более рассудительным, хладнокровным и повышает способность предугадывать ходы противника. А влюблённость, наоборот, «отключает» способность мыслить разумно и трезво. Значит, за ослепляющую рассудок влюблённость и резкое неприятие, отторжение других людей отвечают одни и те же зоны головного мозга. Ненависть их возбуждает, сексуальная похоть — тормозит. Недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг , точнее, один участок мозга.

Интересны и размышления лингвистов. Общеславянский корень «любъ» является единым для трёх слов: «любовь», «любой» и «лютый». В русском языке слово «любовь» весьма многогранно и, в частности, обозначает сердечную привязанность. «Любой» — это какой угодно, всякий, а «лютый» — злой, свирепый, беспощадный, мучительный. Однако в свете вышесказанного выходит, в этой двойственности путаницы нет.

Вспоминается стихотворение православной журналистки и поэтессы Ольги Севастьяновой:

Швыряем друг в друга обломки злобы —
В печень, в сердце, в висок.
И прячем камни в свои утробы,
Хотим, чтоб хватило впрок.

Зачем держала за пазухой камень,
Копила обиды злость?
Теперь в боку полыхает пламень,
Как будто вонзили гвоздь.

Зажала в ладони осколок гнева,
Что доктор с трудом достал.
Дрожит душа у бренного тела —
Боится, что час настал.

Но Бог милосерд, Он продляет сроки
И боль врачует в тиши…
Услышит ли сердце Его уроки,
Чтоб камень упал с души?..

Тоска и уныние

О крепкой связи образа мысли, характера и болезни ведали с древности. Ветхозаветный мудрец учит: «Жестокосердный разрушает плоть свою <…> Тоска на сердце человека подавляет его, доброе слово развеселяет его <…> И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль <…> Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости» (Прит. 11, 17; 12, 25; 14, 13; 15, 30). Великие античные доктора Гиппократ и Гален отмечали зависимость психических переживаний от деятельности мозга и типа телосложения.

Скрытые или неразумно проявленные отрицательные эмоции и чувства выражаются в виде различных телесных недугов. Следовательно, каждый в немалой степени сам в ответе за своё здоровье. Эти закономерности подробно рассматривались в книге вашего покорного слуги «Почему я? Болезни, которые мы навлекаем».

Не секрет: чтобы уменьшить вероятность развития сердечных заболеваний, необходимо избавиться от гневливости и враждебности, увеличивающих остроту и скорость реакции на стресс. Растёт кровяное давление, учащается сердцебиение, образуются атеросклеротические бляшки в сосудах… Отсюда — стенокардия, инфаркты, инсульты.

Враждебно и агрессивно настроенные женщины находятся в группе риска развития рака груди, а мужчины — рака кишечника. Такие эмоции подавляют иммунитет и тем самым настежь открывают ворота опухолям.

Тревожность зачастую оборачивается гастритом и язвой желудка. Эмоционально нестабильные, беспокойные люди обычно нерегулярно питаются, курят, балуются алкоголем и не высыпаются. Поэтому кислотность пищеварительного сока резко повышается, разъедая стенки желудка и кишечника.

Не имея медицинского образования, преподобный Порфирий Кавсокаливит ставил весьма точные диагнозы. Профессиональные афинские врачи неоднократно просили его помолиться и помочь определить диагнозы в затруднительных и запущенных ситуациях.
Одному человеку, пришедшему на исповедь, подвижник советовал не возмущаться, не нервничать и не раздражаться, если его домашние пропускали воскресное богослужение: «С благословением, которое ты получил в церкви, мирно твори про себя молитву: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. Так ты потихоньку успокоишься. Ведь из-за нервов у тебя происходит защемление (спазмы. — К. З.) кишечника и начинает болеть живот».
Старец разъяснял: женщины, ревнующие своих мужей, часто заболевают раком. «Ревность и гнев сокращают дни, — указывается в Библии, — а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30, 26).

Итак, сильные отрицательные эмоции изменяют гормональный фон и перенапрягают нервную систему. Не имея нормального выхода (разрядки), избыток гормонов и нервное возбуждение разрушают организм. Ведь энергия должна куда-то расходоваться. Разумеется, единичные всплески эмоций не приводят к заболеваниям. Тем не менее следует гибко и адекватно реагировать на проблемы (например, не воспринимать собственную неудачу или чужой успех как поражение и трагедию). Если же реакция иная, то вероятность недуга резко повышается.

«Обратится болезнь его на главу его»

Главная роль в происхождении и течении психосоматических расстройств отводится психотравмирующим факторам: стрессам, отрицательным эмоциям, различным конфликтам (прежде всего внутренним), кризисным состояниям и т. п. Тяжёлые драматические ситуации: развод, смерть или серьёзная болезнь близкого человека, аборт, военные столкновения, террористические акты, стихийные бедствия — нарушают нашу способность к адаптации (приспособлению, выживаемости).

В список психосоматических заболеваний включены стенокардия, инфаркт миокарда, гипертония, мигрень, некоторые формы ревматоидного артрита, кожных и урогенитальных (мочеполовых) заболеваний, аллергии, алкоголизма, депрессии и т. д. К числу типичных психосоматических расстройств относят нервную анорексию (чрезмерное желание похудеть) и булимию (обжорство), психогенное ожирение и кардиоспазм.

Но, по сути, любое заболевание имеет психосоматическую основу. В этом плане не существует чисто психических (душевных) или соматических (телесных) недугов. Не надо бросаться в крайности, объясняя всё либо психологией, либо физиологией. Современные исследователи идут дальше: «Нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные».

Происхождение заболеваний. Рисунок автора

Реальная история, опубликованная в Интернете. Людмила приехала покорять столицу из небольшого сибирского городка. Устроившись секретарём в коммерческую фирму, она втёрлась в доверие к богатой клиентке Анне, а в дальнейшем — и к её мужу. Людмила неимоверно старалась поразить воображение 50-летнего ловеласа, изображая бурную страсть. Он «клюнул» и завёл роман, но бросать ничего не подозревавшую супругу не собирался. Однако Людмила сделала всё, чтобы Анне стало известно об изменах мужа. Супруги разругались, разъехались, и разлучница поселилась у «возлюбленного»… Перед совместным заграничным путешествием Людмила твёрдо решила: беременность заставит Олега жениться. Готовясь к поездке, лукавая «угонщица» бросила курить и стала принимать витамины. Но вместо прилива сил с каждым днём чувствовала себя всё хуже и хуже: слабость, сонливость, вялость. Не прошли симптомы и под тропическим солнцем. Вернувшись с отдыха, Людмила обнаружила долгожданную задержку месячных и обрадовалась. Однако гинеколог направил её к эндокринологу, который выявил гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы).

Видно, недаром бабушка Людмилы укоряла внучку: «Правильно люди говорят: сделаешь ближнему подлость — она тебе щитовидкой вылезет. Как себя ни оправдывай, совесть-то на горло давит».

Теперь тяжелобольная и брошенная любовником молодая женщина вынуждена постоянно «сидеть» на гормональных лекарствах. На лечение уйдёт гораздо больше времени, чем на разработку и воплощение каверзного плана. Зато поставлен барьер прелюбодейству. Разве такой финал — простое совпадение?

«Нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя», — наставляет псалмопевец (Пс. 7, 15–17). В славянском переводе ещё выразительнее: «Обратится болезнь его на главу его».

Какие эмоции и мысли питала Людмила, соблазняя и уводя чужого мужа? По комментариям психологов, внешне это могло и не проявляться, но мозг не обманешь. Скорее всего, она внутренне сознавала, что совершает подлость, и боялась, что зловещая интрига раскроется раньше срока.

Попытки заглушить голос совести и построить своё счастье на чужом горе ведут к внутреннему саморазрушению и блокируют возможность любить по-настоящему. Несмотря на благовидные предлоги и оправдания, человек это чувствует нутром. И тогда включается механизм защиты души от саморазрушения — физическая болезнь. Так, при тяжёлом поражении щитовидной железы нельзя благополучно зачать и выносить младенца.

Воистину, «слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его <…> Кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Прит. 26, 22–27).

В данном случае грех «выстрелил» в щитовидную железу, хотя «под прицелом» мог оказаться любой орган. Задумаемся над этим! Для нас сейчас принципиально важна сама модель:

греховные помыслы

нарушение заповеди Божией

осознанное или неосознанное чувство вины

подавление угрызений совести

психоэмоциональный стресс

психосоматическое заболевание

Многое в твоих руках

Смятение

«Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Прит. 3, 7–8).

Над здоровьем, как над счастьем, нужно трудиться. Мы не в силах избежать невзгод. Однако важно готовиться к встрече с ними, соблюдая простые и, казалось бы, банальные правила.

Во-первых, осознавать внутренние проблемы, ухудшающие самочувствие. Боль, порождённая столкновением с самим собой, противлением голосу совести и чувством вины, врачуется трезвым самоанализом, а не самооправданием или самобичеванием. Что толку «глушить» язву таблетками и соблюдать диету, если мы по-прежнему лезем на стены из-за малейшей неприятности или оплошности? И нечего винить скандальную родню, списывая всё на вконец расшатанные нервы. Начнём с себя! Не можем разобраться? Обратимся к опытному священнику, православному психологу и врачу.

Во-вторых, учиться контролировать собственные эмоции и чувства. Выразим их открыто и максимально спокойно, без надрыва, спора и озлобления. В помощь нам — безбрежное море святоотеческой мысли и рекомендации христианских психологов.

Конечно, путь к психосоматическому здоровью двумя шагами не исчерпывается. Но ведь и самая длинная дорога начинается с небольшого первого шага.

Читайте также: