Жить по-христиански значит плыть против течения

Сейчас очень много говорят о молодёжных проблемах, о молодёжной политике, молодёжной работе. Часто спрашивают: каково место молодёжи в Церкви, почему и как Церковь должна заниматься молодёжной проблематикой?

Молодежь

Если выделять молодых людей в отдельную группу, то, думаю, можно сказать, что молодёжь — это основная «группа риска» среди прихожан нашей Церкви. У молодого человека внутренний духовный мир ещё находится в стадии формирования. И чем человек делается старше, тем прочнее становится его внутренний стержень, и тем труднее внешним влияниям его поколебать. Внутренний же мир молодого человека подвержен этим колебаниям, именно поэтому молодой возраст — это возраст наибольшего риска.

Многие говорят, что Церковь сегодня живёт в условиях жёсткого противостояния со стороны внешней среды. На самом деле Церковь всегда жила в таких условиях. Когда Христос создал Церковь, Он сразу дал понять Своим ученикам, что их пребывание в этом мире будет лишено комфорта; что то учение, которое Он принёс на землю, будет разделять не только друзей или соседей, но даже семьи. Не случайны слова Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Здесь говорится о том, что та верность правде Божией, которая должна во все времена характеризовать верующего человека, оказывается подвигом. Так было и так будет всегда: внешняя среда в большей или меньшей степени противостоит человеку, хотящему жить по правде Божией.

Многие из нас ещё помнят те времена, когда вера в нашей стране была гонимой. Быть верующим тогда означало быть готовым на постоянное противостояние внешней среде. Христианин, особенно если он исповедовал веру открыто, должен был давать «ответ о своем уповании» (1 Пет. 3, 15) и своим друзьям, и той среде (школьной, студенческой или рабочей), в которой он находился, и тем, с кем была связана его жизнь в семье. По сути дела, человек призывался к непрестанному исповедничеству. Не менее трудным был подвиг христианина, который был вынужден скрывать свои убеждения, и таких христиан было очень и очень много, в том числе и среди молодёжи.

Как раз в те времена появляется стереотип, согласно которому Церковь существует прежде всего для людей пожилых. В молодости человек живёт свободно, ни о чём не задумывается, но к старости жизненные приоритеты постепенно меняются, развлечений становится меньше, времени становится больше, и тогда, на старости лет, человек идёт в Церковь «замаливать свои грехи». Такой стереотип существует и сейчас. Обычно те, кто его разделяет, говорят: Церковь — это место, куда бабушки приходят.

Действительно, в Церкви есть бабушки, и благодаря им, нашим бабушкам, вера православная дошла до нас. Но ни тогда Церковь не была местом только для пожилых людей, ни сейчас она таковым не является. Напротив, мы видим в храмах много молодёжи. И иногда мы спрашиваем себя: а что их привлекает в храмы? Ведь здесь нет развлечений, а богослужение внешне может показаться довольно однообразным, тем более что по сути своей оно на девяносто процентов неизменяемо.

Что же притягивает молодого человека в Церковь? Я для себя никогда не мог дать ответ на этот вопрос. Когда я был молодым человеком, меня не тянуло на дискотеки или какие-то другие традиционные молодёжные развлечения. Меня тянуло в храм. Почему это происходило, я не знаю. Как не знаю до сих пор, почему одни люди тянутся к Церкви, а другие обходят её стороной, одних она привлекает, а других отталкивает.

Мне кажется, что здесь очень важен момент Божественного призвания: Бог прикасается к сердцу того или иного человека, и человек слышит зов Божий, у него начинается какое-то внутреннее тяготение к Церкви, к тому, чем она живёт. Но совершенно неправильно думать, что если человек не приходит в Церковь, значит, Бог его не привёл.

Дело в том, что Господь хочет, чтобы мы были Его соработниками, то есть перед каждым из нас стоит задача быть апостолами Христовыми в этом мире. И если вы молоды, то не надо ждать зрелости для того, чтобы начать проповедовать Христа. Наш внутренний рост должен проходить параллельно с решением той миссионерской задачи, которая возложена на каждого христианина, в том числе и молодого. А каким образом можно миссионерствовать? В первую очередь, делиться нашим опытом и с нашими друзьями, и с теми, кого мы встречаем в школе или в университете, в семье или на работе. Каждому человеку, с которым нас сталкивает судьба или, лучше сказать, с которым мы встречаемся по Промыслу Божию, мы должны, прежде всего, свидетельствовать о Христе своим образом жизни.

Сегодняшняя молодёжная субкультура по всему своему строю разительно отличается от того, чем на протяжении веков жила Церковь. И это одна из проблем для современного воцерковлённого молодого человека, который постоянно находится в ситуации некоей раздвоенности. С одной стороны, он живёт тем, чему учит Церковь, ведя жизнь собранную, строгую, ориентированную на христианское нравственное учение, но, с другой стороны, весь окружающий мир настраивает его на совершенно иные ценности. И эти ценностные ориентиры, которые существуют в молодёжной среде, часто прямо противоположны тому, чему учит Церковь. Как молодому человеку сохранить себя, свои ещё неокрепшие убеждения в этой среде? Прежде всего, я думаю, каждый молодой человек должен воспитывать в себе эту внутреннюю укоренённость в церковной жизни, понимая, что Церковь учит вечным и незыблемым ценностям, а те ценности, которые есть в сегодняшнем мире, скоропреходящи.

Для молодого человека, думаю, очень важно возгревать в себе доверие к Церкви. Он может не совсем понимать то, чему учит его Церковь. Он может даже не соглашаться с чем-то, что услышал в храме. Но у молодого христианина должно быть очень глубокое внутреннее доверие к Церкви. Мы должны себе говорить, что, если мы что-то не поняли, мы это поймём потом, если мы чему-то ещё не способны верить, мы в это сможем поверить позже. Но уже сейчас, здесь и теперь, мы должны жить по-христиански. А жить по-христиански, особенно для молодого человека, значит плыть против течения, значит ориентироваться на забытые сегодня добродетели и отторгнутые ценности.

Меня часто просят затронуть такой аспект жизни молодого человека, как половой. Церковь учит, что половые отношения возможны только в случае заключения брака между юношей и девушкой. И отношения эти должны начинаться не до создания семьи, а только после того, как юноша и девушка стали мужем и женой. Эти нормы дают возможность каждому юноше или девушке сохранить своё целомудрие для того, с кем они потом соединят свою жизнь в брачном союзе. Именно это добрачное целомудрие является тем прочным фундаментом, на котором можно и нужно строить здание полноценной семьи. Очень многим современным молодым людям кажется, что эти слишком строгие (как они считают) нормы устарели, что современная молодёжь не может жить по таким правилам и т.п. Современная молодёжная культура настраивает молодого человека на половую распущенность, причём наибольшей ценностью в этой сфере считается так называемая свободная любовь. В мире, где на первое место поставлено получение удовольствий и достижение комфорта любой ценой, естественно, что взаимоотношения между юношей и девушкой рассматриваются прежде всего как средство получения удовольствия. Именно ради этого современный молодой человек, не задумываясь о последствиях, легко идёт на нарушение тех нравственных норм, которые на протяжении веков закладывались в основание каждой новой семьи, на которых строилась вся семейная этика.

Дети

Сегодня налицо глубочайший кризис семьи. Это не просто демографический кризис. Демографический кризис — лишь одно из следствий того фундаментального кризиса, который поразил современное человечество, — кризиса семьи. Согласно статистике, в России на тысячу браков приходится более шестисот разводов, то есть шесть из десяти семей распадаются. В результате этого образуется огромное количество неполных семей, в которых дети воспитываются без одного из родителей. Вместе с тем очень много (по разным подсчётам, от 15 до 20 процентов) супружеских пар, которые не могут иметь ребёнка по физиологическим причинам, и, как правило, такой причиной являются совершённые ранее аборты. Человек ответствен не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, окружающих его, а также и за своё потомство, в том числе то потомство, которое могло от него произойти и не произошло.

Вся эта проблематика имеет не только и не столько медицинский, сколько нравственный характер. Если бы сохранялся тот жизненный уклад, который на протяжении веков проповедовался Церковью, этого кризиса у нас бы не было. Что говорить о неверующих, если порой молодые христиане не считают этот аспект жизненно важным и отступают от того, чему учит их Церковь?

Вместе с тем, всё по той же статистике, в тех регионах России, где преобладает мусульманское население (таких, как Чечня, Дагестан), соотношение разводов к бракам не 6 к 10, а 1–2 к 10, т.е. около 100–200 разводов на тысячу браков. Это говорит о том, что мусульмане в большей степени хранят традиционный семейный уклад, чем православные христиане.

Мы знаем, чему учит Церковь, но не хотим это исполнять. Мы знаем, что является нормой или требованием Церкви, но каждый говорит себе: я не могу полностью этому следовать или буду следовать позже, а сейчас у меня другие приоритеты. И вот из-за того, что многие люди делают такой выбор, в итоге мы имеем ту катастрофическую ситуацию, которая существует сегодня.

Ключевой вопрос, который каждый человек задаёт себе в молодости, можно сформулировать очень просто: в чём смысл жизни? Жизненный вектор определяется именно в юности, именно тогда человек для себя определяет, что является приоритетом, как он хотел бы прожить жизнь и для чего. Впрочем, можно и совсем не задумываться над этим вопросом, а прожить жизнь как все, плывя по течению, участвуя в том общем потоке, который несёт молодёжь неизвестно куда. Но тогда можно в конце жизни остаться у разбитого корыта. Если же молодой человек, несмотря ни на что, всё же хочет для себя расставить жизненные приоритеты, определить свою жизненную стратегию и потом ей следовать, думаю, что именно в этом ему очень поможет Церковь. Например, трудно самостоятельно разобраться, что относится к абсолютным и незыблемым жизненным ценностям, а что — к ценностям временным и скоропреходящим. В таком важном вопросе Церковь — надёжный помощник.

Церковь может во многом помочь человеку, но прежде всего она помогает сформулировать свои жизненные позиции, жизненное кредо. Когда это кредо сформулировано, дальше уже начинается работа самого человека. Он должен работать над собой, воспитывать себя, и опять же здесь Церковь является первой и незаменимой помощницей. Церковь ведёт человека по жизни, переводит его из одного возраста в другой, сопровождает во всех его делах, но особенно важной она оказывается в кризисных ситуациях, которых в жизни молодого человека бывает очень много.

При этом Церковь не заставляет молодого человека уходить от мира, порывать с миром, не призывает всех молодых людей становиться монахами. Церковь призывает молодого человека жить в этом мире, быть частью этого мира, но в то же время, как говорит Христос, быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5, 13–14), то есть, находясь в миру, жить теми высокими ценностными ориентирами, которые проистекают из Евангелия и из учения Церкви. Это нелёгкая задача, требующая смелости, мужества, решимости, но самое главное — целеустремлённости. Если целеустремлённость есть, всё остальное приложится.

Читайте также: