«Енисейск – это энергия жизни, устремлённая в вечность...»

Митрополит Пантелеимон

О будущем города-юбиляра, об истинном патриотизме и памяти жертв террора размышляет митрополит Красноярский и Ачинский ПАНТЕЛЕИМОН.

— Ваше Высокопреосвященство, чем для Вас лично дорог Енисейск? Есть ли у Вас любимое место в нём?

— Енисейск относится к особенным городам России, к городам с богатейшей историей. Это духовный Иерусалим на Енисее для всего Красноярского края и всей Сибири.

Енисейск — живое свидетельство того, что народы России владеют огромным потенциалом жизненных сил и даром облагораживать земли, которые уготованы Господом для их бытия. Само существование подобных исторических поселений утверждает право будущих поколений россиян на наши сибирские территории. Не надо забывать, что угроза посягательства на нашу землю всегда существует. И вот подобные города напоминают нам всем об обязанности хранить веру православную как незаменимую скрепу в цепи духовно-культурных ценностей русского народа.

Что касается любимого места Енисейска, не могу выделить что-то одно. Я люблю весь этот город, каждый его дом, каждую улочку и закоулок. Енисейск для меня бесценен! В нём сам воздух врачующий. Чувствуется энергия жизни, устремлённая в вечность. В Енисейске меня всегда охватывает восторг, восхищение нашими предками, нашей культурой и нашим народом.

— Владыка Пантелеимон, тот факт, что город несколько отрезан от внешнего мира (до него нельзя добраться самолётом, и он на большом расстоянии от Красноярска), — благо, на Ваш взгляд, или нет? Заинтересована ли Церковь в развитии паломнических маршрутов сюда, в результате чего город смогли бы посетить тысячи людей?

Памятник

— Взгляд Церкви на этот вопрос не отличается от позиции местной власти и просвещённой общественности. Когда я вспоминаю о древних и любимых многими исторических местах, коим является и Енисейск, одновременно радуюсь и скорблю. Скорблю от того, что многие уникальнейшие архитектурные объекты там пока ещё находятся в упадке. Но это очень перспективное место, создававшееся для будущих поколений, то есть для нас, посему мы должны максимально сохранить живые памятники старины, возродить и воссоздать их. В этом заинтересована и Церковь, и власть, и весь наш народ.

Исторически сложилось так, что Енисейск был возведён на окраине России, но не на задворках. В прошлом сюда стремились правоверные со всей страны: народ ехал много дней на подводах, добирался по реке — плыл пароходами. И сейчас православные сибиряки группами и поодиночке самостоятельно добираются сюда, чтобы поклониться местным святыням.

И конечно, необходимо организовать всё таким образом, чтобы как можно больше людей увидели наши культурные и духовные жемчужины: старинные храмы и монастыри, памятники деревянного зодчества. Здесь ещё и дивные природные красоты: озёра, леса... Отрадно, что и местные учёные, и музейщики при помощи государства стремятся создать комфортные условия для изучения истории этого небольшого городка, где сконцентрирована история Сибири, история Красноярского края.

Автодороги до Енисейска отремонтировали хорошо, но нужно наладить авиасообщение, развивать водные пути, запускать скоростные электрички. Стоит подумать и о разработке хороших туристических маршрутов, куда вошло бы не только посещение храмов, но и знакомство с уникальными природными уголками, с бытом таёжных деревень и т. п. На примере Енисейска можно напомнить всем, что Сибирь — это не только «кандальный край» и медведи косолапые, а уникальная культура и богатая история.

— Да, Енисейск — город с богатейшей историей, которую далеко не все знают. В Крыму, например, изучают такой предмет, как «севастополеведение». Может быть, и нам ввести «енисейсковедение» для школьников?

Историческая реконструкция

— Абсолютно согласен. У нас в Красноярском крае нечто подобное обязательно нужно сделать! Ведь патриотизм — это не только высокие слова, не только военные подвиги дедов и прадедов, о которых, слава Богу, сегодня рассказывают повсеместно, и молодёжь уже кое-что знает. Патриотизм воспитывается в первую очередь через любовь к истории малой родины, своего края. А в Енисейске есть всё: и примеры церковного подвига, удали казаков, искусства мастеровых, жизни малых народов, принятых в империю. Молодое поколение должно понимать, что Сибирь — это вовсе не глухой таёжный закоулок, это сила и могучий дух, богатое прошлое, это и природное творение Божие во всей своей красоте.

Конечно, не так просто запустить подобный познавательный проект, но делать его надо, начиная с малого, тем более что у нас есть удачный прецедент: в Культурно-историческом центре при воссозданном Свято-Успенском монастыре активно ведут подобную просветительскую работу.

— Преосвященнейший Владыка, к юбилею в Енисейске воссозданы и отреставрированы многие церковные здания, на что потрачены немалые средства. Почему так важно восстанавливать старинные святыни? Не проще ли выстроить новые?

— Процесс возрождения разрушенных святынь таит в себе множество смыслов. Старинные церкви — это звенья спасительной якорной цепи, которая держит на плаву нравственности мировой корабль человечества. Храмы прошлого свидетельствуют о том, что мы не вчера пришли к вере Христовой, что не вчера человечество в поисках истины получило и ответы. Древние храмы свидетельствуют о правоте наших предков в плане почитания, поклонения и любви к Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Который есть источник жизни и любви. Это свидетельство о принадлежности нашего народа к Православию. Без истинной веры людское сообщество превращается в бесноватый скот, который бросается с кручи в бездну и погибает. Древний храм безмолвно говорит, что наши предки мечтали о вечной жизни, не имея изобилия и питаясь тем, что Бог давал: распахивали поля, ловили рыбу, ткали и пряли. И энергию для всего этого они получали от храма, наполняя свои дома теплом жизни от него.

Новые храмы тоже нужно строить, они суть новые кирпичики для строительства всеобщего дома спасения, где звучит слово Божие. Но новые церкви не будут ценностью без древних. Древние храмы — наши учителя, наша мудрость, которая говорит: «Живите, созидайте, творите добро».

Успенский монастырь

Не стоит забывать и о том, что восстановление древних храмов — это и акт покаяния, начало размышления о бытии, оценка тёмного времени, когда церкви были разрушены, священники и миряне уничтожались, Бог был отвергнут, что привело в страну леденящую идеологию безбожия.

— Как раз об этом тяжёлом времени… Сто лет назад в Енисейске анархистскими группами был устроен настоящий красный террор, погибли десятки горожан. Может быть, стоит возвести памятник в честь жертв мятежа?

— На самом деле, мы не должны забывать то страшное время — революционные события начала XX века принесли столько горя Отечеству! Но эти воспоминания не должны питаться ненавистью, мстительностью, злобой и разделением на белых и красных, своих и чужих. Даже зная палачей поимённо, мы не должны проклинать и преследовать носителей этих фамилий. Необходимо понять ту эпоху и вынести из неё определённые уроки. И жить так, чтобы безумие не повторилось. Енисейск — многострадальный город, но он разделил судьбу всей Российской империи. На мой взгляд, самым лучшим памятником, который примирит потомков мятежников и потомков жертв, станет часовня или поклонный крест. Ведь храм — это место, где могут встретиться вчерашние враги, где царствует мир Божий. Данью памяти жертвам тех кровавых событий может стать и скульптура Христа Спасителя — в мраморе или бронзе, установленная в каком-то удачном месте. Эта инициатива мне кажется правильной и нужной. Полагаю, её стоит как следует продумать и обсудить.

Беседовала Елена ЕСАУЛОВА