В огне соблазна


В Библии приводится весьма поучительный рассказ о трех юношах, телохранителях персидского царя Дария, которые затеяли между собой состязание. Каждый должен был написать, что он считает самым сильным на свете. «И чье слово окажется разумнее другого, даст тому царь Дарий великие дары и великую награду» (2 Езд. 3, 5).

В огне соблазна

Один написал: «сильнее всего вино», второй — «сильнее царь», третий, самый умный из них, по имени Зоровавель, — «сильнее женщины, а над всем одерживает победу истина». Узнав об этом споре, царь велел высказаться каждому юноше в совещательной палате, в присутствии всех государственных мужей и сановников. Зоровавель произнес длинную речь, в которой есть такие примечательные слова:

«О мужи! Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино? Но кто господствует над ними и владеет ими? не женщины ли? Жены родили царя и весь народ, который владеет морем и землею; и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино... Люди не могут быть без жен. Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив всё, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи. Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене своей, и с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей... Женщины господствуют над вами... Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть... И во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной. И более любит человек жену свою, нежели отца и мать. Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин. Неужели теперь не поверите мне? Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему? Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу... она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. И при всём том царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним... Как же не сильны женщины, когда так поступают они?» (2 Езд. 4, 14-32).

Эта библейская мудрость никогда не переставала быть истиной в нашем непростом мире, который «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Интимные отношения ставят перед человеком ряд серьезных проблем и предлагают массу неоднозначных решений. Постараемся сверить некоторые из них с точкой зрения Православной Церкви.

Беда в том, что и мужское, и женское половое влечение зачастую принимает весьма болезненные, уродливые формы. Поэтому при определенных условиях интимные отношения приносят больше вреда, чем пользы. Здесь есть свои «акулы» и свои «пропасти», а значит, нужна разумная осторожность.

Если половое влечение становится чрезмерным, оно затмевает собой всё остальное. Плоть «бунтует», кровь «играет», гормоны «пляшут», совладать с собой трудно. При упоении страстью разум обычно как бы отключается, о чем и приходится горько жалеть после. Такое взбалмошное, неуравновешенное состояние души и тела очень метко выражено словами популярной эстрадной песни: «А когда любовь проходит, голова меня находит». От дурмана страстей, от «похоти плоти» человек действительно «теряет голову» и утрачивает свободу. Отныне он готов на всё...

Проблемы супружества столь сложны, что благополучно решить их непросто, зачастую даже невозможно. Самый верный путь врачевания «похоти плоти» — целомудрие. Не случайно в переводе с церковнославянского языка это слово означает целое, здоровое, неиспорченное мудрование, то есть здоровый образ мыслей и действий. «Целомудрие», «целостный», «цельный», «целебный», «исцеление» — слова однокоренные. Интересно отметить, что «блуд» и «заблуждение» — тоже слова одного ряда.

Русский богослов и философ священник Павел Флоренский противоположностью целомудрия назвал состояние развращенности, разврата, развороченности души. Когда «целина личности» распахана, внутреннее сокровенное «я» словно вывернуто наружу. А то, что должно быть открыто, напротив, уходит вглубь. Исчезают искренность, прямота, добросердечие. Человек, не гнушающийся развратом, как бы «выворочен наизнанку». Он прячет свое подлинное лицо и нередко лицемерит, надевая на себя фальшивые маски.

В огне соблазна

На страже целомудрия стоит чувство стыда. Бесстыдство — признак «испорченности» личности и растления души. Характерно, что глагол «тлеть» соотносится с процессом распада, разрушения, деградации. Растление — это нарушение законного порядка слоев душевной жизни.

Не потому ли апостол Павел напоминает, что целью христианского благовестил является «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1, 5)? Бог дает нам не духа боязни, но «силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1, 7). А дары Божий позволяют человеку, по слову апостола Иакова, «хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1, 27).

Нравственная чистота имеет также большое педагогическое, психологическое и психотерапевтическое значение. Косвенно об этом свидетельствует положительный опыт грамотного полового воспитания в западных странах. Знаменательно, что именно Америка, породившая «сексуальную революцию» и вдоволь хлебнувшая ее ядовитых плодов, теперь старается обуздать... непомерную половую активность своих школьников. Вдумаемся: страна — поборница всяческих свобод вынуждена вводить различные ограничения и запреты!

Так, 22 августа 1996 года президент Билл Клинтон подписал закон, согласно которому США ввели у себя программу с весьма характерным названием — «Обучение воздержанию». На ее реализацию в 1998-2002 годах из государственного бюджета выделены огромные средства — по 50 миллионов долларов ежегодно. Деньги распределяет Бюро здоровья матери и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступивших от Федерального правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара. Средства идут на консультирование и обследование людей.

Данная образовательная программа призвана раскрыть положительные социально-психологические и связанные со здоровьем стороны жизни, которые можно реализовать благодаря половому воздержанию. Главная задача — донести до подростков мысль о том, что воздержание само по себе безвредно. А в социальном плане это наиболее надежный способ избежать нежелательной беременности, аборта и рождения внебрачного ребенка.

В своих решениях американские политики, законодатели и ученые опираются, в частности, на выводы знаменитого австрийского врача и психолога Виктора Франкла. По его наблюдениям, «сексуальное воздержание не приводит к невротическим симптомам у взрослых... Ни воздержание, ни половая связь не противопоказаны — при определенной физической зрелости... Но в смысле психогигиены половая связь между молодыми людьми, которые созрели физиологически, но не психосексуально, противопоказана». В. Франкл подчеркивает, что в воздержании нет ничего страшного, если человек выбирает его добровольно.

Современная хрестоматия по «Психологическим методам обретения здоровья» тоже подтверждает, что полное воздержание или временный отказ от сексуальной жизни абсолютно безвредны — наоборот, они помогают преодолеть пагубные последствия изнасилования и прочих извращений, а также разрыва интимных отношений ввиду потери близкого человека. При воздержании люди сохраняют ценную внутреннюю энергию и испытывают мощный духовный и интеллектуальный подъем. Достаточно сказать, что православные подвижники благочестия достигали духовного совершенства не иначе, как путем отказа от мирских удовольствий и плотских наслаждений. А гений человечества сэр Исаак Ньютон до конца своих дней был девственником.

В огне соблазна

Поистине революционный размах приняла в Америке и борьба с абортами. Департамент здравоохранения и социальной помощи США выделил премии для тех штатов, где количество абортов ниже показателей 1995 года: пять по 20 миллионов долларов — штатам с наименьшими показателями родов вне брака и премию в 25 миллионов долларов — штату с самым низким числом родов вне брака. В ноябре 2003 года Конгресс США официально запретил прерывание беременности сроком более 12 недель. Позднее этого срока делать аборт воспрещается даже по медицинским показаниям. Женщина обязана доносить плод, желает она того или нет, — иначе она будет привлечена к уголовной ответственности за убийство! Более того, в случае осложнений врачам предписывается прежде всего спасать плод, причем независимо от степени его жизнеспособности. Во вторую очередь медики должны бороться за жизнь матери.

Выступая по национальному телевидению 6 ноября 2003 года, президент Джордж Буш приветствовал эти строгие, но справедливые меры. По его словам, он рад, что Конгресс наконец-то обратил внимание на проблему, которая в течение долгих лет не имела удовлетворительного решения. «Когда плод находится в нескольких сантиметрах от жизни, уничтожать его преступно». Глава Белого дома глубоко озабочен сексуальной безответственностью и неразборчивостью, царящими в стране. Этим и продиктована его позиция.

Кроме того, президент личным распоряжением учредил в своей администрации новую должность — посол по проблемам СПИДа во всём мире. На встрече в Кэмп-Дэвиде президенты Путин и Буш договорились координировать совместные усилия, препятствующие распространению ВИЧ-эпидемии. Америка выделит для этих целей 15 миллиардов долларов на пять лет работы. В 2003 году Россия уже получила 12 миллионов.

По американским данным, в нашей стране ВИЧ-инфицированы около 270 тысяч человек. Причем за два последних года число тех, кто заразился через сексуальные связи, возросло с 4 до 20 % . Важно отметить, что эти люди не входят в группу риска, то есть не являются гомосексуалистами, наркоманами, проститутками и т.д. «Выход тут один, — откровенно заявил высокопоставленный американский представитель, — хранить супружескую верность».

Другими словами, Америка ратует за возврат к традиционным духовно-нравственным ценностям. Она старается упорядочить интимные отношения своих граждан и лиц, находящихся на ее территории. Тем самым планируется снизить и уровень преступлений на сексуальной почве. Ведущая роль здесь отводится пропаганде полового воздержания вне брака.

В огне соблазна

Попытки проводить половое воспитание по принципу «бери от жизни всё» завершались полным провалом и в других развитых странах. Яркий пример — негативный опыт Швеции. История школьного полового воспитания насчитывает в этой стране почти 100 лет. Уже в начале XX века сторонники распространения среди молодежи жизненно необходимых знаний читали лекции по анатомии и гигиене половой жизни. Пресса занялась пропагандой способов контрацепции. Вскоре к дискуссиям присоединились и педагоги. Однако изменения в законодательстве произошли только в 1938 году. Сначала шведы избрали «научный» вариант курса «Половое воспитание». Детям и подросткам рассказывали о физиологии половых органов, контрацепции, о методах защиты здоровья и получения максимального полового наслаждения. Очень мало говорилось о семье, общечеловеческих ценностях, необходимости поддерживать равновесие между личным и общественным, между желаниями и обязанностями.

Последствия этого эксперимента оказались ужасны, даже катастрофичны. Хотя Швеция достигла высокого уровня жизни, она в 70-е годы установила у себя и ряд антирекордов. Вот некоторые из них:

— небывалый рост психических и венерических заболеваний;

— увеличение числа беременных, не достигших совершеннолетия;

— массовость абортов и осложнений после них;

— увеличение количества внебрачных и брошенных детей;

— всплеск вандализма и агрессии на сексуальной почве (особенно среди молодежи);

— расширение форм сексуальных извращений, ведущих к деградации личности и самоубийству.

Поэтому с середины 70-х годов шведы были вынуждены значительно изменить содержание курса «Половое воспитание». Акцент сделали на формировании нравственных норм и непотребительского отношения к близкому человеку. Для проведения занятий в школах стали приглашать представителей христианских церквей. И сам курс назвали иначе — «Подготовка к половым и межличностным связям».

Однако все эти усилия не исправили ситуации полностью. В 90-е годы Швеция продолжала тратить немалые средства на медицинские консультации, обязательную диагностику и при необходимости комплексное лечение подростков обоих полов. В итоге это позволило хотя бы частично преодолеть плачевные результаты неудачного «эксперимента» .

Большую тревогу в западных странах вызывает и сексуальный бизнес. В той же Швеции, например, с 1999 года за торговлю «живым товаром» правоохранительные органы привлекают к ответственности не только сутенеров, но и тех, кто пользуется услугами «жриц любви». Наказание предусмотрено значительное — от штрафа в размере 50 дневных заработков до 6 месяцев тюремного заключения. Правда, блюстители порядка признают, что данный закон встречает сильное сопротивление определенных слоев общества.

Кроме того, в Швеции существуют центры реабилитации наркозависимых женщин и проституток. Тот факт, что эти две категории лиц поставлены в один ряд, уже весьма показателен. По мнению медиков, и те, и другие нуждаются в специальном лечении. С ними проводят психотерапевтические семинары, тренинги личностного роста, в рамках трудотерапии обучают крестьянскому труду и т.д.

Итак, Запад защищает своих граждан с помощью особых законодательных инициатив, образовательных программ и психологического консультирования. Помимо этого, подрастающее поколение ограждают и от неблагоприятного воздействия средств массовой информации.

Во многих странах существует четкое различие между дневным и вечерним телевещанием. Для того чтобы телевидение не оказывало вредного влияния на детей во время работы их родителей, показ и реклама эротических фильмов, сцен насилия и растления запрещены. На открытых каналах Франции (с 6. 00 до 22. 30) и Великобритании (с 6 до 21 ч.) мы не увидим крови, натуралистических сцен и иных вульгарных, пошлых сюжетов. Британское законодательство требует заранее предупреждать о содержании подобных передач, даже если они идут поздно вечером и ночью.

Возьмем, пожалуй, самую либеральную страну — Голландию. Запреты там сняты полностью и сексуальная свобода практически ничем не ограничена. Раньше всех легализованы однополые браки, при желании — с венчанием в протестантской церкви. Но телевидение всё равно не демонстрирует обнаженных тел, постельных сцен и т.п. Просто взрослые люди знают, что «это» не должно выходить в эфир, когда он доступен детям.

А в Америке началась кампания по удалению из старых мультфильмов тех фрагментов, которые сейчас кажутся некорректными, неделикатными. Об этом сообщила 1 июля 2003 года программа «Новости» радиостанции «Маяк». Цензоры безжалостно вырезают любые оскорбительные, бестактные высказывания или сведения относительно расы, национальности и вопросов пола, а также рекламу сигарет и алкоголя. Девиз этой акции — забота о нравственном здоровье и воспитании подрастающего поколения американцев!

Почему бы и нам не перенять у Запада хорошее и полезное? Разве это повредило бы благополучию наших детей и внуков?

В огне соблазна

В заключение процитируем видного церковного деятеля и богослова протопресвитера Александра Шмемана: «Наше время характеризуется попытками освободить секс от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Коль скоро секс «естественен», он «хорош»; поскольку он «хорош», он «невинен», — таково основное уравнение, взятое на вооружение в процессе сексуального освобождения человека. Но именно это уравнение Церковь отвергает так же, как она отвергает отождествление секса со злом... Будучи органически связанным с одним из высочайших божественных даров человеку — с даром любви, он именно поэтому является средоточием трагической двусмысленности, свойственной падшей человеческой природе. Секс — не только выражение любви: он сам по себе есть любовь. Но... два полюса и двигателя секса: любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить, изолировать одно от другого. Отсюда и поистине антиномичный характер подхода Церкви к сексу, и невозможно свести эту антиномию к простому решению — отделить «черное» от «белого».

Было бы ошибкой думать, что Церковь, осуждая секс вне брака и считая его вне брака «плохим», просто утверждает, что в браке он «хорош»... Церковь осуждает, как поистине демонические, те идеи и направления, которые призывают к сексуальному освобождению... Болезненность и тупая одержимость становятся всё больше и больше отличительным признаком « освобожденного секса », всяческих попыток сделать секс, и только секс, единственным содержанием человеческой жизни и любви...

В глазах Церкви всё, что человек, «живущий в мире и облеченный плотью», может и должен сделать, — это принять в смирении и послушании закон, явленный Богом и освобождающий его, по крайней мере до некоторой степени, от темной и иррациональной тирании секса, — закон, который делает секс слугой (хотя и двусмысленным) любви, а не ее хозяином или ее единственным содержанием. Закон не освящает секс и не проклинает его. Но, открывая человеку истину о сексе, его неизбежную трагическую двойственность, он помогает ему сохранить внутри себя понимание своей истинной природы и бороться за ее целостность или, другими словами, искать благодати».