Время для умной радости

Патриарх читает канон Андрея Критского

Бог создал человека безгрешным. Душа первых людей была свята, а потому им не требовалось никаких Божиих заповедей — все они были вложены в его нравственную природу.

Только одна заповедь — не десять, а одна — была нужна первым людям, чтобы сохранить святость души; и заповедью этой было послушание Богу. Только послушание Богу определяло тот образ жизни, то состояние святости, в котором пребывали первые люди. Господь предложил человеку воздержаться от вкушения плода с древа познания добра и зла. Но прародители наши эту единственную заповедь, которая никак не обременяла их, не сковывала свободы, нарушили, а потому и были изгнаны из рая. Мы в точности не знаем, что скрывается под этими грозными образами в книге Бытия, повествующей нам о том, как Бог изгнал людей из рая и приставил к райским вратам Херувима с огненным мечом (см. Быт. 3, 23–24). Известно только, что грех поработил сердце человека, завладел его умом и волей; а там, где грех, там не может быть рая, потому что тождественны только рай и святость. Человеку предстояло пройти долгий и сложный путь, пока, наконец, во Христе Иисусе , Сыне Божием и Сыне Человеческом, ему вновь открылась возможность, препобеждая грех, обретать рай и в нынешней жизни, и в жизни будущего века.

Почему это повествование об изгнании первых людей из рая предлагается нам в канун Великого поста? Потому, что именно пост есть наилучшее время для преодоления греха. Конечно, в условиях земной жизни полное преодоление греха невозможно, но возможно возвышение души, ума, сердца к Богу, очищение совести своей; возможно достижение состояния, которого достаточно для того, чтобы обрести бессмертие ― жизнь райскую.

Пост можно сравнить с лекарством, ценность которого относительна и зависит от его эффективности. Более того, неправильно употреблённое лекарство может оказаться бесполезным или даже причинить вред. То же касается и поста: он может принести человеку благо, а может оказаться тщетным и даже пагубным для его души. Как излечение от физической болезни зависит не только от лекарственных средств, но и от различных сопутствующих важных обстоятельств: от качества ухода за больным, питания, покоя и многого другого, ― так и пост становится «лекарством», благотворно воздействуя на душу, лишь при определённых условиях.

Об одном из таких условий Господь говорит в Евангелии от Матфея: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6, 16). Почему Господь предупреждает нас, что нельзя поститься лицемерно? А потому, что если мы держим пост для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но превращается в лекарство, причиняющее вред. Ведь так и делали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая показать этим, как строго они постятся. Другими словами, они использовали пост для повышения своего авторитета, стремясь, чтобы люди, взирающие на них, более прославляли их самих, а не Бога.

Однако и современные церковные лицемеры, уподобляясь ветхозаветным, порой стремятся выставить напоказ своё постничество, нередко стараясь при этом ещё и обидеть, принизить других. К таковым обращены слова апостола Павла из послания к Римлянам: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (ср. Рим. 14, 3), — и это ещё одно условие спасительности поста. Наше собственное следование посту не даёт нам права осуждать тех, кто поста не соблюдает. Единственное, о чём можно свидетельствовать, беседуя на эту тему с другими людьми, особенно непостящимися, — это о своём собственном опыте, о том, как благотворно пост влияет на нашу душу. При этом следует неизменно подчёркивать, что это не наше личное достижение, а милость Божия, которая открывается нам во время прохождения постного поприща. Мы не должны скрывать от людей того, что пост есть великое и сильное лекарство, действительно исцеляющее душевные недуги человека. Но всё, что мы говорим о посте, никоим образом не должно служить нашему самовосхвалению и уничижению других людей.

Пост важен тем, что он развивает в нас навык воздержания — непременное условие совершенствования человеческой личности. Достижение успеха в любой области человеческой деятельности требует самоограничения, концентрации воли, тщательного самоконтроля.Об этом хорошо известно из примеров житейских. Какие ограничения накладывает на себя спортсмен, чтобы достичь результатов! От сколь многих радостей и утех молодости нужно отказаться, чтобы получить хорошее образование, стать учёным! Если же распылять силы на второстепенные вещи — пусть и приятные, интересные, приносящие удовольствие, — никакой концентрации не получится. А те, кто желает принести пользу Отечеству, разве могут трудиться так, чтобы ещё оставалось много времени на личную жизнь, удовольствия, отдых? Чаще всего такой труд полностью поглощает человека.

Если этот закон действует в светской жизни, то насколько же он важен в жизни духовной! Ипост — это школа воспитания нашей воли, способности ограничивать себя во имя самого главного — освобождения души своей от греха.

Но в нынешних условиях не каждый человек может поститься строго по церковному Уставу. Но стремиться к этому нужно — не случайно Устав прописывает столь строгие правила: они основаны на многовековом опыте Церкви, восходящем к посту Самого Господа и Спасителя. Ведь Он сорок дней и ночей ничего не вкушал, готовя себя к общественному служению, к тому, чтобы выйти к людям и проповедовать им Царствие Божие. Известно, насколько строг был пост в святоотеческое время. Но никто никогда не умирал от этого строгого поста, никто не наносил ущерба своему здоровью, и потому Церковь многое из той древней традиции донесла до сегодняшнего дня и предлагает людям как замечательное средство воспитания своей воли и очищения души от греха.

Бывают случаи, когда жизненные обстоятельства вынуждают человека отказаться от строгого следования церковной дисциплине. Как тогда вести себя? — Нужно помнить, что пост — это прежде всего самоограничение. Человеку необходимо самому определить для себя некую область жизненных интересов, отказ от которых потребует ограничения каких-то желаний и тяготений.Нет возможности полностью соблюдать пост ввиду определённых обстоятельств — заставь себя хотя бы мяса не вкушать. Или, стремясь принести Господу свою малую жертву, откажись от того, к чему чувствуешь пристрастие, — например, перестань курить. Дай зарок: «Не могу поститься, Господи, а хочу принести Тебе свою маленькую жертву. Хочу испытать себя, хочу закалить свою волю — не буду курить».

Иногда спрашивают: «А как с детьми быть? Должны ли дети поститься?». Конечно, многое зависит от общего настроя семьи, от способности предложить детям правильную постную пищу. Но если таких условий нет, почему же детям не отказаться от того, что для них является привлекательным? Не можешь поститься — от сладкого откажись, от конфеток и шоколада.

Патриарх читает канон Андрея Критского

У современного человека, особенно молодого, очень много пристрастий, одним из которых является стремление к постоянному веселью, к забавам. Этому в немалой степени способствует огромное количество развлекательных программ по телевидению. Но верующим людям следует всегда помнить о том, что пост — это ещё и воздержание от всевозможных развлечений, отвлекающих сознание от самого главного. «Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу, все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены», — говорит епископ Игнатий Брянчанинов. Вот почему благочестивые люди стараются не смотреть постом никаких развлекательных программ и кинофильмов; а если и смотрят телевизор, то лишь по необходимости быть в курсе событий, поскольку, как правило, именно из новостных телепередач можно узнать о жизни страны и всего мира.

Каждому человеку необходимо самому определить для себя ту область бытия, которая может представлять потенциальную опасность для его духовной жизни, разрушая внутренний мир и отвлекая или рассеивая сознание. Следует взять под особый контроль эту сторону жизни, стремясь во дни поста возложить на себя подвиг воздержания, отказавшись от всего, что доставляет удовольствие. Пост — это лекарство, которое поистине способно исцелить человека.