Взгляд неврача на гомеопатию


Кому не известно, что химиотерапевтические препараты, способствуя выздоровлению повреждённого органа человеческого тела, могут нанести удар по здоровым органам? В медицине это именуется побочным эффектом, простой же народ в таких случаях говорит: «Одно лечит, другое калечит». Некоторые из этих препаратов обладают столь выраженными побочными эффектами, что аллопатию можно уподобить обоюдоострому мечу. Однако при этом, к сожалению, мало кто из аллопатов сообщает пациентам о таком направлении в медицине, для которого проблема побочного эффекта не актуальна.

Речь идёт о феноменальном и поистине чудесном явлении в медицине, которое именуется гомеопатией. Название это известно почти всякому грамотному человеку, но лишь немногим из нас хотя бы в общих чертах известна история её возникновения и принципы действия. Весьма прискорбно, что некоторые нечистоплотные люди в собственных корыстных целях спекулируют на этой неосведомлённости, распространяя о гомеопатии различные кривотолки, подрывающие её авторитет.


Иоанн Кронш­тадт­ский: «Ваш метод самый ра­зум­ный и верный. Сама Божест­вен­ная Пре­муд­рость не нашла более верного средс­тва к вра­че­ва­нию не­ду­гу­юще­го грехом и бес­чис­лен­ны­ми бо­лез­ня­ми че­ло­ве­чест­ва, как вра­че­ва­ние по­доб­но­го по­доб­ным...»

Название «гомеопатия» происходит от двух греческих слов, которые означают «подобный» и «болезнь», то есть подобная болезнь. Дело в том, что врач-гомеопат предлагает пациенту ничтожно малую дозу такого вещества, которое в больших дозах вызывает патологические явления, подобные симптоматике наблюдаемой болезни. Вот только несколько примеров. Репчатый лук как еда вызывает жжение слизистой, слезотечение и чиханье, а в виде гомеопатического препарата (цепа) помогает при простудных заболеваниях. Йод, раздражающий дыхательные пути, в малых дозах (йодум) благотворно действует при бронхитах. Сера, при длительном воздействии на кожу приводящая к дерматиту, в гомеопатическом применении (сульфур), наоборот, излечивает различные кожные заболевания.

Этот основополагающий принцип гомеопатии, именуемый «подобное лечится подобным», был подмечен ещё в древности Гиппократом, Галеном, Парацельсом, Авиценной и некоторыми другими европейскими и арабскими учёными.

Однако честь разработки гомеопатической терапии принадлежит немецкому врачу, профессору Лейпцигского университета Христиану Фридриху Самуэлю Ганеману, всю свою жизнь возложившему на алтарь медицинской науки. Он родился 10 апреля 1755 года в саксонском городе Мейсене на Эльбе в семье обедневшего в семилетнюю войну художника местной фарфоровой мануфактуры. Это обстоятельство подвигло Христиана совмещать учение с трудами переводчика. Наделённый свыше высоким интеллектом и прилежанием, он овладел греческим, латинским, древнееврейским, арабским, английским и французским языками. Благодаря переводческой деятельности Ганеман проштудировал многие зарубежные трактаты по медицине, фармакологии и химии. Поступив в Лейпцигский университет в 1775 году, Ганеман уже в 1779-м получил степень доктора наук за диссертацию о причине и лечении судорожных больных. К 1789 году он пользовался репутацией одного из лучших учёных-врачей Германии.

взгляд неврача на гомеопатию

Впоследствии, будучи преподавателем Лейпцигского университета, Самуэль Ганеман испытывал на себе и своих студентах-добровольцах различные вещества, как-то: ртуть, дигиталис, стрихнин, мышьяк. В связи с этим Ганеман писал: «Чтобы безошибочно выявить чистое действие лекарства на человека, нет более верного и более точного средства, как испытание их, каждое отдельно и в умеренных дозах, на здоровых людях, и отметить симптомы, изменения и проявления, являющиеся результатом их первичного действия, то есть те болезненные явления, которые эти вещества могут вызывать». Начало этим изысканиям было положено в 1790 году, когда Ганеман предпринял знаменитый эксперимент с хиной (перуанская кора), принимая её по 4 драхмы дважды в день. Результат исследования оказался парадоксальным: перуанская кора, вызывавшая пароксизм озноба и жар, излечила пароксизм озноба и жара.

Свой самоотверженный труд по изучению свойств лекарственных веществ профессор медицины продолжал в течение почти 50 лет до 1839 года. Так формировался фундамент гомеопатии как регулирующей терапии, цель которой ― воздействие на процессы саморегуляции с помощью лекарств, подобранных строго индивидуально, с учётом реакции больного.

Замечательным плодом колоссальной научной деятельности Самуэля Ганемана явились составленные им в течение 20 лет шесть томов «Чистого лекарствоведения», в которых он с немецкой педантичностью описывает лечебные свойства около сотни испытанных им веществ. Этот шеститомник считается кодексом гомеопатического лекарствоведения. В 1810 году Самуэль Ганеман выпустил в свет «Органон врачебного искусства», в котором изложил своё научное мироощущение и основополагающие идеи гомеопатической терапии. Издание настоящего труда считается рождением новой отрасли медицинской мысли, так что мы находимся в преддверии того времени, когда весь гомеопатический мир будет отмечать двухсотлетие издания «Органона». Накопив огромные экспериментальные данные, назначая пациентам лекарства по принципу подобия, светило европейской науки писал своим последователям: «Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надёжно, подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию, которое предстоит исцелять».

Вторым основополагающим принципом рассматриваемой науки является завет древнегреческого врача Гиппократа: «Лечи больного, а не его болезнь». Таким образом, гомеопатия — это строго индивидуальное и комплексное лечение, учитывающее одновременно все патологические ощущения конкретного больного. Для врача-гомеопата всякий пациент — это отдельная история и особый случай: больному предлагается группа лекарственных препаратов, которая соответствует только его букету хворей. В этом смысле гомеопатию можно уподобить шахматной игре, обладающей великим множеством возможных комбинаций.

Гомеопатические препараты выпускаются в виде крупинок, жидкости и порошка, изготовляемых из натурального сырья: растительного, животного и минерального. Крупинки производятся из молочного сахара и потому обладают весьма приятным вкусом. Всякая из них несёт в себе каплю лекарственного раствора, вобравшего в себя целебные свойства соответствующего природного компонента. Эти препараты изготовляются в специальных промышленных фармацевтических лабораториях. Комплекс таких наукоёмких предприятий действует при ведущей в России гомеопатической аптеке № 7 на шоссе Энтузиастов.

Одним из добрых вестников нового метода лечения был Карл Бернхард Триниус, племянник основателя гомеотерапии Ганемана. В 1809 году он приехал в Россию в качестве домашнего врача герцогини Вюртембергской. Будучи ботаником, он получил известность как автор трактата о систематике и морфологии лекарственных растений, произраставших в окрестностях обеих столиц Российской империи, и стал впоследствии академиком Петербурской академии наук. В 1824 году он был произведён в лейб-медики царского семейства, став в России первым врачом, открыто провозгласившим себя гомеопатом. Данное обстоятельство, а также тот факт, что Триниус преподавал естественную историю наследнику престола, будущему государю Александру II, сыграли в судьбе гомеопатии особую роль: он ревностно пропагандировал новый терапевтический метод среди представителей царствующей династии и их вельмож. Благодаря этому члены августейшей фамилии благосклонно отнеслись к гомеотерапии и стали ей покровительствовать.

В правление Николая I, который никогда не отправлялся в путь без ганемановских лекарств, в Петербурге и Москве открылись первые гомеопатические аптеки, деятельность которых регламентировалась указом от 26 сентября 1833 года. Этот указ стал важной вехой в истории русской гомеопатии, которая в этом году празднует 180-ю годовщину своего официального признания.


Из со­об­ще­ний Алтай­ской ду­хов­ной миссии из­вест­но, что пра­вос­лав­ные мис­си­оне­ры удив­ля­ли го­ме­опа­ти­чес­ким вра­че­ва­ни­ем даже язы­чес­ких лам, гор­дя­щих­ся своим ле­чеб­ным ис­кусс­твом.

Первоначально отечественная гомеопатия выступала как домашняя медицина. Многие состоятельные люди выписывали для себя из-за границы врачей-гомеопатов. В этот период появляются первые русские переводы иностранных трактатов по данному вопросу. К концу XIXвека в Российской империи было опубликовано более 50 трудов по гомеопатии, выпускалось нескольких специализированных журналов.

В царствование Александра II и Александра III интерес к терапии по принципу подобия резко возрос и число гомеопатических аптек значительно увеличилось. Во многих городах империи: в Санкт-Петербурге, Варшаве, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Перми — появились гомеопатические общества, популяризировавшие новый метод и оказывавшие помощь страждущему люду. В 1898 году Санкт-Петербургским обществом последователей гомеопатии была открыта гомеопатическая больница в память о в Бозе почившем императоре Александре. В 1892 году на Невском проспекте северной столицы состоялось торжественное открытие гомеопатической лечебницы и аптеки, при освящении которой величайший пастырь русской земли святой Иоанн Кронштадтский произнёс слово, ставшее благословением для всех врачей-гомеопатов: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным...». Из воспоминаний Екатерины Духониной, духовной дочери святого пастыря, узнаём, что праведник благословлял её лечиться гомеопатией.

Во многом отечественная гомеопатия обязана своей популярностью Русской Церкви. Её одобряли такие светочи России, как святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), священномученик Серафим (Чичагов) и преподобный Серафим Вырицкий. В житии святителя Игнатия обретаем удивительное свидетельство: «С 9 часов принимался за дела, или выходил к литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приёмов и диету, если таковая оказывалась нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя». В середине 1880-х годов Святейший Синод ввёл в учебные программы духовных семинарий изучение гомеопатии. Справочники по ней рассылались храмам в качестве бесплатного приложения к церковной периодике.

взгляд неврача на гомеопатию

Благодаря абсолютной безопасности ганемановской терапии широко использовало её в лечении своей паствы сельское духовенство. Из сообщений Алтайской духовной миссии известно, что православные миссионеры удивляли гомеопатическим врачеванием даже языческих лам, гордящихся своим лечебным искусством. Архиепископ Иркутский Парфений (Попов) благословлял своих клириков использовать прославленный метод, являющийся чудом Божественного человеколюбия. В жизнеописании оптинского старца Иосифа читаем: «Это было в феврале 1909 года, когда батюшку постигла третья опасная болезнь, настолько серьёзная и мучительная, что выписан был из Москвы доктор. И на этот раз московский доктор удивлялся хорошему состоянию батюшкиного сердца в такие преклонные лета. Батюшка мне после сам говорил, что это оттого, что он смолоду никогда не пил вина и не принимал никаких лекарств, кроме гомеопатии». Неоценимый вклад в развитие русской терапии по принципу подобия внёс основатель киевской гомеопатической школы Демьян Попов, бывший лечащим врачом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). В наши дни в Санкт-Петербурге создана церковная благотворительная лечебница блаженной Ксении, в которой используется колоссальный опыт, накопленный отечественной гомеопатией. В сердце русского Православия — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — уже несколько лет действует центр врачей-гомеопатов. Один из духоносных старцев нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Успенского Печерского монастыря, благословлял своих духовных чад лечить и врачеваться гомеопатией. Известно, что духовный сын преподобного Серафима Вырицкого, прославленного на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, профессор медицины С.С. Фаворский был замечательным практикующим врачом-гомеопатом. Такую же медицинскую специализацию имел и знаменитый регент Богоявленского собора в Елохове Виктор Степанович Комаров, сподвижник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского).

Глубокая благодарность сотен тысяч людей, спасённых гомеопатией от тяжких недугов, увековечилась в изваянии статуи Самуэля Ганемана, воздвигнутой на лучшем месте Лейпцига. Это памятник не только основоположнику чудотворной терапии, но и достойным его последователям, хранящим в своём сердце Ганемановские заветы: «Высочайшим идеалом лечения является быстрое, мягкое, стойкое восстановление здоровья или полное устранение и истребление болезни кратчайшим, надёжным, безвредным путём на рациональной основе».

Читайте также: