Великая миссия на Святой Земле

Святую Землю православные верующие из России считают еще одной своей Родиной. Это то место, куда всегда, как домой, настойчиво стремится душа. А где с любовью ждут нас? Где нам всегда особенно хорошо? Конечно же, не на чужбине, а на родной земле.

Архимандрит Тихон (Зайцев; ныне епископ Подольский), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (2006–2009)

Здесь, под высоким и бескрайним небом, в древних городах и весях, среди отвесных пустынных скал — во всех тех местах, где проходила земная жизнь Господа, кажется, всё уже знакомо до мельчайших подробностей, даже тем, кто попал сюда впервые. И это вполне объяснимо. Не случайно ведь Святую Землю называют «пятым Евангелием». Благая весть этого Евангелия о пришествии в мир Спасителя проникает в душу не в храме, когда молишься за Божественной литургией, не со страниц Книги книг, а на той самой земле, где жил и проповедовал Сам Господь. Таким знанием проникаешься с самых первых минут пребывания в этих благодатных местах, начиная с храма Рождества Христова в Вифлееме и далее — шаг за шагом — до храма Гроба Господня в Иерусалиме. Подчас даже трудно отделить реальность сегодняшних дней от событий, которые происходили две тысячи лет назад, — так плотно всё здесь пронизано духом тех времён. И смысл Евангелия воспринимается совсем иначе: находясь в тех местах, где проходили события, связанные с жизнью Христа, будто становишься их участником. И зримо представляешь, где и как это происходило. Ни изменившийся вид древних городов, ни наша современная цивилизация не смогли заслонить собой то, что вершилось здесь два тысячелетия назад.

А то, что земля эта для православного верующего близкая и родная, каждую минуту напоминают встречи с многочисленными паломниками из России. Группами и поодиночке они идут к святыням, и их не спутаешь ни с кем. Наш разговор с архимандритом Тихоном (Зайцевым; ныне епископ Подольский) проходил в середине февраля. Тогда архимандрит Тихон был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Как известно, 31 марта нынешнего года определением Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена деятельность Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Её председателем был назначен архимандрит Тихон.

Беседа проходила неподалёку от входа в храм Воскресения Господня. И почти каждый мой вопрос к отцу Тихону прерывался просьбой: «Батюшка, благословите!» Это русские паломники, увидев священнослужителя в монашеском облачении, спешили подойти к нему. Именно для них, православных верующих из России, и была создана в свое время Русская Духовная Миссия здесь, в Иерусалиме.

— Когда бывает самый большой наплыв паломников в Святую Землю?

— За четыре года моего служения в Святой Земле заметил, что самое большое количество верующих из России приезжает на Великую субботу, когда в храме Воскресения Господня сходит Благодатный огонь. Это свидетельство чуда, подтверждающего истинность православной веры. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут схождения Благодатного огня. В сердцах многих присутствует не только ожидание чуда, но и некий трепет. Паломники обычно тщательно духовно готовятся к этому событию.

После отмены виз между Израилем и Российской Федерацией — это произошло в сентябре прошлого года — в Святую Землю сразу же устремилось множество паломников и туристов. Люди получили возможность без сложных формальностей в посольствах и на границе приезжать в страну, чтобы поклониться святыням, осуществить своё давнее желание побывать в этих благословенных Самим Господом местах.

— А когда русские паломники впервые появились здесь?

Сергиевское подворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

— Российскому присутствию на Святой Земле исполнилось уже 900 лет. Просвещённые светом веры Христовой, русские люди всегда устремляли свой мысленный взор на Святую Землю, а некоторые, невзирая на трудности и испытания, сопровождавшиеся порой грозной опасностью, направляли и свои стопы сюда, чтобы пройти вслед за своим Спасителем Крестным путём, встретить праздник славного Христова Воскресения и вернуться с благодарностью и пальмовыми ветвями в руках к себе на Родину.

Сохранились первые письменные свидетельства о таких путешествиях, они относятся к XII веку. Игумен Даниил пришёл сюда, чтобы поклониться величайшим святыням христианства, и здесь возжёг лампаду от земли русской. Его личные записи о паломничестве, дошедшие до наших дней, являются одним из первых письменных свидетельств, рассказывающих о посещении этих мест нашими соотечественниками. Несмотря на трудности, ничто не останавливало верующих русских людей, стремившихся сюда, на Святую Землю, чтобы поклониться её святыням.

— Расскажите, а как создавалась Русская Духовная Миссия?

— Непростой была история Святой Земли. Этот благословенный край переходил из рук одних завоевателей в руки других, и потому долгое время не представлялось возможности учредить здесь представительство Русской Православной Церкви. Лишь после того, как дипломатические отношения между Российским государством и Портой (так называли Османскую империю) наладились — это было в начале XIX века, — затеплилась надежда учредить здесь Русскую Духовную Миссию. 31 июля 1847 года Высочайшим указом Императора Николая I она и была учреждена.

Первоначальнником её стал известный учёный-востоковед епископ Порфирий (Успенский). История Русской Миссии, если говорить кратко, развивалась следующим образом: на смену одним начальникам приходили другие. Все они предстательствовали у величайших святынь за землю русскую. Наиболее яркой личностью из этой плеяды является архимандрит Антонин (Капустин), который собрал Русскую Палестину. Слово «собрал» чрезвычайно точно отражает всё содеянное им: архимандрит Антонин очень много построил, приобрёл, восстановил — для того, чтобы православные паломники, посещая святыни в разных уголках этой благодатной земли, имели здесь место для отдыха и молитвы. То, чего крестоносцы и сарацины добивались мечом и кровью, архимандрит Антонин Капустин смог осуществить любовью и миром.

Троицкий собор Русской Духовной Миссии

В 1914 году в связи с начавшейся Первой мировой войной Русская Духовная Миссия вынуждена была покинуть свои пенаты и спасаться в Александрии, потому что Россия и Османская империя воевали по разные стороны.

В 1918 году помещения Миссии были заняты пришедшими на смену рухнувшей Османской империи англичанами. Они, оценив по достоинству здание Миссии, заняли его под свои нужды и разместили в нём военно-полевой суд. С 1920 по 1947 год Палестина являлась так называемой подмандатной территорией Великобритании. А когда в 1948 году было образовано государство Израиль, оно и приняло права на владение тем имуществом, которое до того времени находилось в руках англичан.

Скорбная дата в истории Русской Миссии — 1964 год. Никита Хрущёв, поставивший своей целью активизировать борьбу с Церковью и показать в итоге по телевизору «последнего попа», продал государству Израиль важные русские постройки. После печально известной «апельсиновой сделки», по которой Израиль выкупил у нашей страны более двадцати русских построек, остались лишь два подворья. Одно из них, Сергиевское, было записано на великого князя Сергея Александровича, а потому не могло быть продано Советским Союзом. В то же время за апельсины были проданы Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья, консульский дом, больница и другие объекты российской собственности на Святой Земле.

Жители Святой Земли: евреи и арабы — всегда с уважением относились к русскому присутствию в этих местах, называя «Москобией» целые районы, где расположены православные храмы и монастыри, построенные на средства россиян. В настоящее время Русская Духовная Миссия на месте, которое в Израиле именуют Москобией, имеет только Троицкий собор и само здание представительства. Причем занимает в нём лишь его третью часть (две трети арендует мировой суд Израиля).

В 2005 году во время визита Президента России В.В. Путина прошли официальные переговоры с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. В ходе переговоров во главу угла был поставлен вопрос о возвращении исторического здания его законному владельцу — Русской Миссии. Этот процесс продолжается и сейчас, и мы надеемся, что он найдёт должное завершение. Верим, что здание Миссии в полном объёме будет возвращено законному владельцу. Значит, у нас появится ещё один повод радоваться, в частности, тому, что мы сможем тогда размещать в здании Миссии, в непосредственной близости от Старого города с его главными христианскими святынями, своих паломников — православных русских людей, приезжающих со всего мира.

— На каждом этапе своего существования Русская Духовная Миссия выполняла определённые задачи. А какие из них она решает сейчас?

Русский храм Марии Магдалины на берегу Генисаретского озера в Галилее

— В настоящее время Миссия осуществляет те же задачи, которые поставлены были перед ней в начале её основания; я бы сказал, исполняет ту же миссию, что и прежде: принимает паломников, оказывая им всяческую поддержку и помощь в посещении святых мест. Как правило, все группы из России встречаются с Патриархом Иерусалимским. Верующие люди берут у Блаженнейшего Патриарха благословение перед началом своего паломничества. Визит к Предстоятелю Иерусалимской Церкви — это особый знак почтения и уважения к нему со стороны русских православных людей. Русская Духовная Миссия является связующим звеном между Церковью Иерусалимской и Церковью Русской, развивая и укрепляя двусторонние связи. Вторая, не менее важная задача, стоящая перед Миссией, — окормление русскоязычной паствы, проживающей в Израиле. Многие люди, приехавшие сюда из бывших республик Советского Союза, посещают храмы и монастыри Русской Духовной Миссии, расположенные в разных местах Святой Земли, будь то территория современного Израиля или Палестины.

Мы также содействуем воспитанию подрастающего поколения, поскольку многие выходцы из стран СНГ хотят своих детей воспитывать в вере православной, стремятся их отдать в руки тех, кому они сами обязаны своим духовным воспитанием, то есть в руки христианских пастырей.

Также поддерживаем постоянные отношения с дипломатическими миссиями иных государств и представительствами разных религий и конфессий.

В 2007 году произошло воссоединение Зарубежной Православной Церкви с Церковью в Отечестве. И сейчас одной из приоритетных сторон деятельности нашей Духовной Миссии является также выполнение задачи по укреплению этих связей. Здесь мы имеем возможность совершать совместные богослужения, общаться, проводить различные мероприятия. Мы также надеемся осуществить по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и общие с Русской Зарубежной Церковью планы по восстановлению нашего наследия, имеющегося здесь.

— Я много слышал от паломников, находящихся здесь, что на Святой Земле христиане обращаются к Господу как бы напрямую. А о чём Вы просите Бога?

— Как человек, призванный быть пастырем Церкви Христовой, постоянно ощущаю благодатную помощь Господа. Особенно когда сравниваю свою нынешнюю деятельность с тем поприщем, которое Он мне судил пройти до моего прибытия сюда. Эта помощь проявляется в самых разных сферах моего служения и жизни, начиная от личных просьб и обращений к Богу — от того главного, что для каждого христианина чрезвычайно важно: признания своей немощи, своей недостаточности, того, что в силу своей занятости порой не могу исполнить свои монашеские обязанности. Но в то же время нахожу духовную поддержку в том, что Господь помогает мне найти время пусть иногда для краткой, но сосредоточенной молитвы, вслед за которой мир вселяется в сердце.

Святая Земля. Масличный сад. Фото Н. Кокухина

Каждый отдельный человек, трудящийся в Русской Духовной Миссии, находит здесь особое утешение, осознавая, что это служение дано ему Самим Богом. И все сотрудники Миссии отдают свои силы, способности души, таланты для того, чтобы Русская Духовная Миссия и Русская Православная Церковь сохраняли добрые связи со всеми, с кем мы здесь имеем общение.

— Какие любимые места у Вас на Святой Земле?

— Каждому христианину, приезжающему сюда, Господь открывается по-своему, и у каждого местом этой особой встречи может быть и своя святыня. Для кого-то это Гроб Господень, кого-то Спаситель посетил Своим благодатным прикосновением в Храме Рождества в Вифлееме. На меня, на мою душу произвела неизгладимое впечатление святая Голгофа. Но все святые места этой земли дороги, и предпочтение нельзя отдать какому-то одному из них, потому что все они связаны с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, с Его спасительным подвигом.

— Что Вы пожелаете нашим читателям, которые тоже всей душой стремятся побывать на Святой Земле?

— Желаю, чтобы благодать Божия, сопутствующая каждому христианину, всегда пребывала вместе со всеми нами. А мы, находясь здесь, будем всегда пользоваться возможностью прикоснуться душой к главным святыням христианства, таким, как Живоносный Гроб Господень, Божественная Голгофа, Вифлеемская пещера и другие. И ещё будем помнить о самом главном — о том, что мы имеем исключительную возможность воздохнуть у святынь и, как говорят наши сёстры из Горненского монастыря, испросить у Бога, «как бы сказав Ему на ушко», то, что мы хотим. Его поддержки, любви и благодатной помощи всем православным верующим в России и во всём мире.

Желаю сил, крепости в искании и нахождении мира, который может даровать Церкви Своей и всем людям Своим Господь Иисус Христос, воплотившийся в Вифлееме Царь и Спаситель мира.

Беседовал А. ВАСИЛЬЕВ