Быть христианином сегодня: христианский ответ на вызов тоталитарного релятивизма

Понятие свободы, свободной воли человека приковывало к себе внимание как богословов, так и философов на протяжении многих столетий. Ещё древние мыслители: Сократ, Платон, Аристотель — размышляли об этой категории в разных её аспектах; философия свободы была предметом исследования таких философов, как Кант и Гегель, Шопенгауэр и Ницше, а также русских религиозных философов. Философия Нового времени, водрузившая знамя веры в разум и отказа от религии, положила начало и новому пониманию человеческой свободы. Последняя стала рассматриваться исключительно в секулярном измерении, вне связи с нравственной ответственностью индивида за реализацию своей свободы.

Современный период жизни западного общества (если быть более точным, начиная со второй половины ХХ века) культурологи назвали эпохой постмодернизма, который стал реакцией на надлом ценностной системы Нового времени: оптимистичная вера в прогресс и всемогущество разума сменилась разочарованием и дезориентацией. Состояние идеологического вакуума вызывает определённый внутренний дискомфорт и потребность человека заполнить эту идейную пустоту.

Скептицизм, нигилизм, интеллектуальное и бытовое уныние в какой-то мере стали непременными свойствами современного образованного человека западной цивилизации. Неотъемлемым элементом постмодернизма и его идеологической платформой стал этический релятивизм (от лат. relativus — относительный), который утверждает произвольность нравственных ценностей, изменчивость норм и стандартов человеческого поведения, их обусловленность меняющимся миром и обстоятельствами жизни.

Секулярные процессы, начавшиеся в эпоху Нового времени, привели к тому, что сегодня в жизни среднестатистического европейца, ориентированного на вышеупомянутую «философию потребления», Бог занимает далеко не центральное место, если вообще занимает какое-либо.

Кажется, складывается парадоксальная ситуация: христиане как представители религиозного большинства становятся всё чаще жертвами нетерпимости и дискриминации в Европе. Данный феномен является результатом противостояния традиционным духовно-нравственным основам христианства со стороны носителей секулярного мировоззрения.

Семь с половиной лет назад я начал один из своих докладов с тезиса о том, что призрак воинствующего секуляризма бродит по Европе. Сегодня уже можно констатировать, что этот призрак вполне воплотился в тот самый «тоталитарный релятивизм», в результате которого повсеместно на европейском пространстве распространяется христианофобия. Я имею в виду не только действия отдельных лиц или сообществ, продиктованные нетерпимостью к христианам, но и принятие законодательных актов, ограничивающих возможности Церквей осуществлять свою миссию в обществе. Часто апологеты секулярной общественно-государственной модели заявляют о надуманности этой проблемы. Одно из наиболее часто встречаемых возражений состоит в том, что невозможно дискриминировать большинство, а христианство в Европе так или иначе остаётся самой крупной религиозной общностью. Действительно, чаще всего в мире дискриминации подвергаются именно группы меньшинства. Однако многие помнят пример с итальянским министром Рокко Бутильоне, который не был допущен к работе в Европейской комиссии, потому что позволил себе упомянуть о своей принадлежности к Католической Церкви и высказаться по отношению к проблемам абортов и гомосексуализма с точки зрения верующего человека.

Церковные иерархи, политики и общественные деятели в Европе всё чаще заявляют о проблеме христианофобии. В 2010 году Папа Римский Бенедикт XVI во время встречи с британскими политиками, бизнесменами и представителями интеллектуальной элиты в Вестминстерском аббатстве заявил о своей обеспокоенности возрастающей маргинализацией религии, особенно христианства, которая имеет место в Европе: «Есть люди, утверждающие, что религия должна замолчать или, как минимум, быть низведённой до исключительно частной сферы. Есть люди, которые утверждают, что необходимо препятствовать публичному празднованию Рождества Христова, руководствуясь сомнительными аргументами, что это каким-то образом может оскорбить представителей других религий или атеистов. И есть также те, кто утверждает — парадоксально, но пытаясь бороться с дискриминацией, — что христиане в своей общественной жизни должны действовать и против своей совести. Это печальное свидетельство отказа не только учитывать права верующих на свободу совести и свободу религии, но также и права религии на место в общественной сфере».

Архиепископ Католической Церкви в Великобритании Питер Смит подтверждает, что сегодня религия рассматривается исключительно как личная экстравагантность, которая имеет право существовать за закрытыми дверями один раз в неделю, но не должны иметь каких-либо выражений в общественной жизни или на работе.

В марте 2009 года в Вене Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе провела конференцию по дискриминации христиан, которая собрала около ста экспертов и представителей власти европейских стран. В итоговом пресс-релизе был констатирован факт, что нетерпимость и дискриминация по отношению к христианам имеют место повсеместно на европейском пространстве и выражается в нападениях на верующих, нанесении ущерба культовым сооружениям и местам религиозного поклонения, а также в ограничении свободы вероисповедания. Участники конференции также отметили негативное освещение христианства и его ценностей в средствах массовой информации, что приводит к возникновению ложных предубеждений и стереотипов.

Изгоняя религию из общественной жизни, сторонники «тоталитарного релятивизма» пытаются подвести под свои действия идеологическую платформу в виде такой трактовки концепции прав человека, которая исключает связь этих прав с нравственной ответственностью. Это находит свой позитивный отклик в массах, поскольку потребительская философия, утилитарное отношение к окружающему миру стали превалирующими в общественном сознании. И сегодня актуальны слова учителя Вселенской Церкви святителя Иоанна Златоуста, сказанные в IV веке: «Мы извратили порядок, и зло усилилось до того, что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти» (Беседа 12 на Книгу Бытия).

Злоупотребление свободой, использование её для удовлетворения лишь собственных эгоистических желаний парализует волю человека грехом и лишает его свободы, ибо свобода духа несовместима с рабством греху. Вот почему для христиан важна не свобода как таковая, но возможность жить в соответствии со своей религиозной традицией и нравственными императивами, авторитет которых является незыблемым.

Возвращаясь к теме дискриминации христиан со стороны последователей агрессивного секуляризма, хотелось бы изложить некоторые факты враждебного отношения к христианам в Европе. В основе этого обзора — исследования Центра по нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам, некоммерческой организации, зарегистрированной в Австрии, в Вене (The Observatory on Intolerance and Discrimination against Christians). Приводимые ниже случаи классифицируются по принципу нарушения основных прав и свобод человека.

Христиане в Европе регулярно подвергаются обструкции за их позицию по вопросу совершения абортов и эвтаназии. Чтобы продавить право на убийство нерождённых детей или неизлечимых больных нужно не только его обосновать благовидными предлогами (защита прав женщины на рождение или нерождение детей, облегчение страданий больных людей), но и лишить христиан права высказываться по этому поводу в контексте нравственных религиозных императивов. Например, в октябре 2010 года бывший член Британского парламента Кристина Мак-Кэфферти призывала рекомендовать Парламентской ассамблее Совета Европы ограничить право на свободу совести врачей, когда дело касается аборта. К счастью, ПАСЕ в одной из последних рекомендаций закрепила право врачей отказываться от участия в подобных операциях по соображениям совести.

Аналогичное сопротивление и репрессии имеют место при попытках христиан действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями по отношению к так называемым однополым бракам. В ноябре 2008 года судья Фернандо Каламита был дисквалифицирован на 18 лет за то, что, ссылаясь на свободу совести, затягивал процесс удочерения маленькой девочки однополой парой. В марте 2010 года Высший суд Великобритании отказал в апелляции по делу Лилиан Ледейл, которая была подвергнута взысканию за то, что она отказалась регистрировать однополый брак, сославшись на свободу совести.

Свобода слова является одним из основных прав демократического общества. Она подразумевает право на высказывания, которые могут быть непопулярны или не соответствуют текущей политической конъюнктуре. Это право также включает возможность для людей высказываться по любым вопросам на основе своей веры и убеждений и является естественным продолжением свободы совести. Христианам дело проповеди заповедано Самим Иисусом Христом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Поскольку «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17), то и проповедь Евангелия невозможна для человека без реализации его права на свободу слова. Апостолы Христа пронесли Его учение по всей земле, возвестили всем народам (см. Рим. 10, 18) и устно и письменно передали Церкви на все времена (ср. 2 Сол. 2, 15).

Но с чем же мы сталкиваемся в Европе? Приведу несколько примеров. В июле 2010 года испанский суд оштрафовал христианский телевизионный канал на 100 тысяч евро за трансляцию рекламных роликов, пропагандирующих традиционную семью в противовес гомосексуальным отношениям.

В мае 2010 года уличный проповедник Дейл Мак-Альпин был арестован после того, как говорил прохожим, что гомосексуальные отношения являются грехом. В марте 2010 года аналогичный случай произошёл с другим миссионером в Глазго, который был арестован и оштрафован на одну тысячу фунтов стерлингов. В приговоре суда говорилось, что он делал «гомофобские заявления, усугублённые религиозными предрассудками».

В апреле 2009 года федеральный парламент Бельгии большинством голосов принял две резолюции, формально осуждающие Папу Бенедикта XVI за его высказывание, что популяризация контрацепции не предотвратит распространение СПИДа. Позиция Папы Римского была классифицирована как «преступление против человечества».

Вот уже несколько лет в ряде европейских государств существует курс сексуального просвещения детей младшего школьного возраста. В рамках этого курса детям навязываются взгляды на отношения полов, которые грубо противоречат религиозным нравственным убеждениям. Например, в сентябре 2008 года правительство Австрии усилило директивы по сексуальному воспитанию детей, что сделало практически невозможным для родителей опираться в этом вопросе на традиционные христианские ценности. Эти директивы также были распространены на классы религиозного образования. В феврале 2010 года в Великобритании был принят закон, обязывающий как религиозные, так и светские школы давать детям информацию о гомосексуальных отношениях, искусственной контрацепции и аборте, включая сведения о том, где можно приобрести контрацептивы и сделать аборт. Католические и англиканские школы обязаны характеризовать аборты, контрацепцию, «гражданское сожительство» и гомосексуальные отношения как «нормальные и безопасные».

Против такого «просвещения» христиане пытаются бороться, начиная с обращений в суд и кончая прямого бойкотом образовательных учреждений, но их сил явно не хватает для борьбы с государственной бюрократической машиной. «Тоталитарный релятивизм» жёстко реагирует на попытки граждан отстоять свои права: например, в феврале 2010 года в Германии мать восьми детей была отправлена за решётку на восемь дней за то, что она отказалась отдать своего девятилетнего ребёнка в школу, основываясь на своём протесте против сексуального воспитания.

«Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19) — такими словами из Священного Писания можно ответить на попытки навязать христианам безрелигиозный взгляд на человека, семью, принудить их к нарушению заповедей Божиих, опираясь якобы на права человека.

Факты нетерпимости по отношению к христианам чрезвычайно распространены сегодня в Европе и представляют собой такие действия, как создание средствами массовой информации негативного образа христианства, откровенная ложь и неприкрытое издевательство и оскорбления. Многочисленные случаи оскорбления чувств верующих были зафиксированы Центром по нетерпимости и дискриминации по отношению к христианам во многих странах Западной Европы. Это богохульства, допущенные участниками или ведущими различных ток-шоу по телевидению и радио. Например, в январе 2010 года на популярном венгерском ток-шоу журналист Имре Пара-Ковач заявил, что «жизнь ребёнка может быть разрушена двумя вещами: христианством и порнографией». Это и манифестации сексуальных меньшинств (так называемые гей-парады), не гнушающиеся наглым попранием религиозных символов. Например, в мае 2009 года Ассоциация геев и лесбиянок Германии устроила антихристианскую демонстрацию в Марбурге, протестуя против проведения психиатрического конгресса, где рассматривался вопрос патологии сексуальной ориентации. Демонстранты нарисовали на двери университета, где проходил конгресс, крест с распятой свиньей, повесили плакаты с надписями: «Мы здесь, чтобы оскорбить вас», «Религию можно вылечить».

Не отстают от общего тренда и представители искусства. В Европе время от времени проходят «культурные» мероприятия с неприкрытым оскорблением религиозных символов. Передовые представители постмодернистского общества могли приобщиться к таким «шедеврам» изобразительного искусства, как картина «Мадонна с Гитлером-младенцем», продемонстрированная в итальянском городе Салеми в октябре 2010 года, или скульптура Христа с ракетой в руках, дающего указания солдатам Третьего Рейха, представленная на суд публики в галерее Ферран Кано в Мадриде.

Свобода самовыражения торжествует, ценители современного искусства в восторге, протесты верующих игнорируются. В 2005–2006 годах в результате появления в одной из датских газет карикатур на основателя ислама, волнения охватили всю Европу, страны мусульманского Востока и Африки, на улицы выходили тысячи мусульман. В Нигерии в результате возникших беспорядков были убиты десятки ни в чём не повинных христиан. Повсеместно начались нападения на дипломатические представительства Дании и других западноевропейских государств со стороны возмущённых представителей ислама. Авторы карикатур вынуждены до сих пор скрываться из-за угроз расправы. Получается, что издеваться над христианскими символами в якобы христианской Европе можно практически безнаказанно и безболезненно: толпы не выйдут на улицы и не призовут к ответу так называемых поборников свободы самовыражения.

Отдельного упоминания заслуживает такое проявление «тоталитарного релятивизма», как борьба против религиозных символов. Самым ярким примером всеевропейского масштаба стало дело «Лаутси против Италии», судебные разбирательства по которому продолжались в различных инстанциях с 2002 по 2010 год. Напомним, что гражданка Италии финского происхождения Соиле Лаутси обратилась в 2006 году в Европейский суд по правам человека, настаивая на том, что присутствие распятий в школе нарушает нормы Европейской конвенции по правам человека. Дело Лаутси имеет очень важное значение, поскольку вопрос затрагивает законность христианской символики не только в итальянских школах, но и на всём европейском пространстве. Оно сделало открытым спор о будущей религиозной и культурной самобытности Европы, обострило противостояние поборников полной секуляризации и приверженцев традиционной христианской идентичности.

Менее громких дел, связанных с борьбой с религиозными символами в Европе, набралось уже немало. Например, в Греции в январе 2008 года православный священник был приговорён к 70-дневному тюремному заключению с отсрочкой исполнения приговора, в связи с тем что на него поступали жалобы от жителей окрестных домов. Причина — слишком громкий и слишком долгий звон церковного колокола. Уполномоченный по правам человека в Греции заявил, что проблема с колокольным звоном является серьёзной, «приводит к шумовому загрязнению и снижает уровень жизни, а также угрожает здоровью граждан». Омбудсмен призвал греческое правительство принять законодательные акты, регулирующие использование колоколов. Этот факт является удивительным в том числе и потому, что в России Греция воспринимается как бастион христианства в Европе (многие в России помнят репортажи о многотысячных демонстрациях протеста против отмены правительством Греции в 2000 году графы «вероисповедание» во внутренних паспортах и идентификационных картах). В связи с таким противостоянием невольно напрашивается аналогия с послереволюционной Россией ХХ века, когда одним из первых карательных действий новых большевистских властей было повсеместное уничтожение колоколов. Тогда богоборческому режиму было ненавистно всё, что связано с христианством, гонители веры испытывали иррациональную ненависть к «бронзовым проповедникам», столь любимым в русском народе.

Атака на религиозную самоидентификацию происходит и на уровне «дресс-кода». В октябре 2006 года на сотрудницу авиакомпании Birtish Airways Надию Эвейду было оказано давление со стороны её начальства, которое требовало убрать с шеи христианский крест, мотивируя это нарушением корпоративного дресс-кода. Обращения в различные судебные инстанции, включая апелляцию в Верховный суд Великобритании, оказались безрезультатными для истца, и дело было проиграно.

С сожалением приходится признать, что наш диалог с некоторыми протестантскими общинами находит всё меньше точек соприкосновения, и в борьбе за права христиан мы находим всё меньше союзников. Если в предыдущие десятилетия дискуссии шли по вопросам богословия, церковного устройства, то сегодня уровень обсуждения снизился до, казалось бы, очевидных для всех христиан нравственных евангельских аксиом. С прискорбием приходится констатировать усиление расхождений по таким фундаментальным аспектам, как понимание святости института семьи и брака, осуждение однополых связей, недопустимость возведения в епископское или пресвитерское достоинство людей, открыто практикующих противоестественные контакты. Это напрямую связано с давлением тоталитарного релятивизма на церковные общины, вынуждающим их либо становиться «не политкорректными» и лишиться тех или иных привилегий, либо принять новые правила игры. Размывание нравственных императивов также связано с желанием некоторых христианских деноминаций привлечь в свои ряды большее число членов, сделав религию удобной и комфортной. Тем не менее, политика чрезмерного снисхождения к человеческим немощам путём снижения нравственной планки не достигла своей цели — новые члены не пришли, а общины уже лишь весьма условно можно назвать христианскими.

В июне 2011 года Святейший Патриарх Кирилл высказался по указанной проблеме на заседании Европейского совета религиозных лидеров, посвящённом теме прав человека и традиционных ценностей в Европе: «В жизни людей есть базисные ценности, которые должны оставаться неприкосновенными, по крайней мере, с религиозной точки зрения. Мы не можем предложить эту идею людям неверующим, но мы должны, по крайней мере, в религиозной общине сохранять идею неприкосновенности нравственных ценностей, потому что, как я уже сказал, именно на этом базисе выросло европейское право и европейская культура».

В ноябре 2011 года в средствах массовой информации прошло сообщение, что датские гомосексуалисты уже через полгода смогут венчаться в храмах, о чём объявило Министерство по делам церкви Дании. Соответствующий законопроект будет в ближайшее время внесён на рассмотрение в парламент. «Все члены Церкви датского народа должны иметь возможность вступать в церковный брак независимо от их ориентации», — говорится в заявлении министерства. «Мы ждём, что первый церковный брак состоится уже летом будущего года», — заявила редактор газеты Датской протестантской церкви Агард Петерсен. Как известно, Дания стала первой страной в мире, легализовавшей однополые браки 1 октября 1989 года. Начиная с 1997 года Лютеранская церковь Дании благословляет однополые браки, но не проводит обряда венчания.

Как можно относиться к таким нововведениям, радикально противоречащим евангельскому учению? Хочется привести слова Священного Писания: «…ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15; Ис. 6, 10).

Каковы перспективы христианского ответа на тоталитарный релятивизм? Они будут зависеть от тех консолидированных усилий, которые христианские Церкви смогут предпринять для отстаивания своего права оставаться христианами во всех сферах общественной жизни, понимать добро и зло, добродетель и порок, как об этом говорит Священное Писание, а также воспитывать своих детей сообразно христианской вере и традиции.

Отказавшись от Христа, Европа не имеет будущего, хотя бы потому, что, лишившись твёрдого нравственного основания, любая цивилизация неизбежно катится к своему упадку и распаду. Об этом нравственном основании день и ночь свидетельствует Святая Церковь.

Злоупотребление свободой, использование её для удовлетворения лишь собственных эгоистических желаний парализует волю человека грехом и лишает его свободы. Вот почему для христиан важна не свобода как таковая, но возможность жить в соответствии со своей религиозной традицией и нравственными императивами, авторитет которых является незыблемым.