«Блаженны миротворцы»

Блажении миротворцы Слово «миротворцы» встречается в Ветхом Завете один раз — в книге Притчей: «Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев» (Прит. 12, 20). Это слово возводит к библейскому представлению о мире (евр. שׂלום šālôm) как антониме войны, вражды и ненависти. Вся история израильского народа была наполнена войнами, конфликтами, столкновениями с соседними племенами; времена мира и стабильности наступали редко и длились недолго.

Седьмая заповедь, в отличие от предыдущих, говорит не столько о внутреннем качестве человека, сколько об образе его поведения: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

В Ветхом Завете мир воспринимается как Божественный дар, подаваемый людям в награду за исполнение заповедей Божиих (см. Исх. 26, 3–7). Призывы к миру встречаются в Псалтири: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15). Божественный дар

Миротворцы не просто мирные люди: это те, кто «творит мир», то есть активно трудится для того, чтобы принести мир людям. Как и в приведённой цитате из Книги Притчей, речь идёт о миротворчестве прежде всего во взаимоотношениях между конкретным человеком и окружающими его людьми. В этом одно из отличий нравственной программы Иисуса от нравственного кодекса, изложенного в законе Моисеевом. Закон Моисеев адресован всему обществу Израиля и направлен на сохранение его духовной цельности как богоизбранного народа. Заповеди Иисуса обращены к конкретному человеку, живущему в мире, но призванному жить по иным законам, чем те, на которых строится обычное человеческое общежитие.

Дальнейшее раскрытие смысла той же самой заповеди мы найдём ниже — в Нагорной проповеди. Прямым продолжением седьмой заповеди блаженства являются слова: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного...» (Мф. 5, 44–45). Миротворчество мыслится не как пассивное ожидание развития событий, а как вмешательство человека в события, развивающиеся не по тому сценарию, по которому должны были бы развиваться с духовной, религиозной точки зрения. Утешитель страждующих

Выражение «сыны Божии» неоднократно встречается в Ветхом Завете. В книге Бытия говорится о «сынах Божиих», которые стали входить к дочерям человеческим (см. Быт. 6, 1–4). Сынами Божиими называются Ангелы, один из которых — падший ангел, сатана (см. Иов 1, 6; 2, 1). Сынами Господа Бога называется народ израильский (см. Втор. 14, 1).

В устах Иисуса выражение «сыны Божии» указывает на то усыновление Богу, которое происходит благодаря исполнению Его заповедей. Продолжением седьмой заповеди блаженства и её конкретизацией могут служить слова, которые прозвучат далее в Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного...» (Мф. 5, 44–45). Активное миротворчество заключается в том числе в любви к врагам: эта любовь усыновляет человека Богу.

Тема усыновления Богу играет значительную роль у апостола Павла. По его словам, все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии благодаря Духу усыновления, которое приняли уверовавшие во Христа (см. Рим. 8, 15–16). В Послании к Галатам Павел пишет: «…все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3, 26). В том же послании Апостол говорит:

«Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!". Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4, 4–7).

В приведённых цитатах из апостола Павла речь идёт об усыновлении людей Богу благодаря вере во Иисуса Христа и проистекающего из этой веры принятия дара Святого Духа. В седьмой заповеди блаженства усыновление Богу мыслится как следствие нравственного подвига. Этот подвиг, как и в случае других заповедей блаженства, состоит прежде всего в подражании Иисусу, Который был миротворцем. По словам Иоанна Златоуста, миротворцы исполняют дело Христа, так как «дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделённое и примирить враждующее».

Изначальный смысл заповеди Иисуса о миротворчестве, учитывая общий контекст блаженств и Нагорной проповеди в целом, относится к области личной, а не общественной нравственности. Тем не менее в расширительном смысле седьмая заповедь блаженства может быть применена и к политической деятельности, и к роли Церкви как посредника между враждующими сторонами в военном, политическом и гражданском противостоянии.

Оскверненные святыни Блажении миротворцы Сердечная молитва Православная беседа