Благовестники воли Божией


Два мира — физический и духовный

Иисус Христос в окружении Небесных чинов

Мир был бы весьма беден содержанием, если бы в нём существовало только то, что человек постигает одними внешними чувствами. Само существование в таком мире, без прошлого и без будущего, где смерть бесцеремонно обрывает всякое творческое начинание, всякое живое стремление к добру и счастью, было бы трагическим противоречием.

Но человек способен своим разумом и духовными чувствами значительно расширить своё понятие о мире и увидеть, что кроме физического есть великий духовный мир. Материализм конца XIX и начала XX столетия высмеивал саму возможность иных форм жизни, кроме тех, которые существуют на земле. Однако благодаря быстрому прогрессу науки кругозор современного человека значительно расширился. Теперь известно, что Вселенная, в которой мы обитаем, хотя и велика, но не бесконечна. Само представление о мире значительно одухотворилось. Учёные поняли, что материя не представляет собой твёрдую, неизменную и вечную сущность, но является одним из проявлений энергии. Энергия же может принимать и другие формы, совершенно непохожие на знакомые нам атомы и молекулы. Поэтому за пределами видимого мира могут существовать другие миры, совершенно отличные от нашего. Эти открытия науки, а также межпланетные полёты породили целое движение в современной литературе и киноиндустрии, в котором затрагивается тема встреч людей с существами из других галактик и миров. Это увлечение потусторонним и необычным, к сожалению, часто переплетается с нездоровой фантазией и носит полудемонический характер. Тем не менее тяготение к расширению рамок земного существования в современном человеке очевидно.

Взамен этой фантастики, а также бредней теософов и спиритов христианская религия даёт современному человеку чёткое и здравое учение о духовном мире. Христианская вера учит, что кроме нашего физического есть великий ангельский мир. Ангелы, подобно людям, обладают разумом, свободной волей и чувствами, но они — бестелесные духи. Фактически, человеческий мир есть только капля в море разумного бытия.


Природа ангелов, их иерархия и служение

Согласно Священному Писанию, ангелы, как и люди и всё существующее, сотворены Богом. В словах: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) можно видеть первое указание на сотворение Богом ангельского мира, который здесь, в противоположность «земле», то есть вещественному миру, называется «небом». Ангелы уже существовали при создании звёздного неба, что видно из слова Господа Бога, Который говорит праведному Иову: «Когда были созданы звезды, воспели Меня громко все ангелы Мои» (Иов. 38, 7).

О сотворении ангелов святитель Григорий Богослов высказывает такие мысли: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось всё далее и далее, так, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), — то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом... И так как первые твари были угодны Ему, то измышляет другой мир, вещественный и видимый».

Ангел значит «вестник». Этим словом определяется, главным образом, их отношение к людям. Они, как наши старшие братья, возвещают нам волю Божию и помогают в деле спасения. Человечество со времени своего райского состояния знало о существовании ангелов. Этот факт нашёл отражение во многих древних религиях.

Людям трудно постичь жизнь ангелов и мир, в котором они живут, потому что он совершенно отличен от нашего. Известно, что ангелы служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Принадлежа к духовному миру, они обычно невидимы нам. «Когда ангелы по воле Божией являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображённом виде, в каком люди могут видеть их», — объясняет преподобный Иоанн Дамаскин. В известной книге Товита ангел, сопровождавший Товита и его сына, говорит о себе: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, а только взорам вашим представлялось это» (Тов. 12, 19). «Впрочем, — высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — ангелы называются бестелесными и невещественными только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом всё оказывается грубым и вещественным. Одно Божество всецело невещественно и бестелесно».

Ангелы превосходят человека духовными силами. Однако и они ограничены в силе и знании. Только Бог всемогущ и всеведущ. Будучи без плоти, они меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и с быстролётностью появляются там, где им нужно действовать. Но нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Священное Писание изображает ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Ангелы созданы бессмертными, как об этом свидетельствует Писание, уча, что они умереть не могут. Однако их бессмертие не есть бессмертие самобытное и безусловное, а зависит оно, как и бессмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божией.

Ангелы, как духи без плоти, в высшей степени способны к внутреннему развитию, и их ум возвышеннее человеческого ума. Могуществом и силою, по изъяснению апостола Петра, они превосходят все земные начальства и власти. В то же время и их высокие качества имеют свои границы. Писание указывает, что они не знают глубины существа Божия, ведомой одному Духу Божию; не знают будущего, ведомого тоже одному Богу, а также не постигают вполне тайны искупления, в которую желают проникнуть; и даже не знают всех помышлений человеческих. Наконец, они не могут сами по себе, без воли Божией, творить чудеса.

Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда пророк Даниил видел Ветхого Днями, его взору открылось, что «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 10). «Множество воинов небесных» (Лк. 2, 13) восхвалили пришествие на землю Сына Божия.

«Представь, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их. Но оно ещё мало в сравнении с ангелами, которых более! Их — девяносто девять овец, а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба, поэтому окружающее её небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним”, то это только потому, что большего числа пророк выразить не мог».

При такой многочисленности ангелов естественно предполагать, что в мире ангелов, как и в мире вещественном, есть разные степени совершенств, а потому и разные ступени, или иерархические степени Небесных Сил. Так, слово Божие называет одних «ангелами» и других «архангелами».

Православная Церковь, руководствуясь взглядами древних церковных писателей и отцов Церкви, разделяет мир ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждой иерархии. В первой иерархии состоят бесплотные духи, находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней иерархии — власти, господства и силы. В третьей, более близкой к нам, — ангелы, архангелы и начала. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания. О херувимах и серафимах упоминают пророческие книги. «Херувим» значит «разумение», или «ведение»; «серафим» значит «пламенный», «огненный». Имена других ангельских чинов упоминает апостол Павел в Послании к Ефесянам, говоря, что Христос находится на небе «превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства» (Еф. 1, 21). Кроме этих ангельских чинов, апостол Павел в Послании к Колоссянам учит, что Сыном Божиим сотворено всё видимое и невидимое, «престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол. 1, 16). Итак, когда к тем четырём, о которых апостол говорит ефесянам, т.е. к началам, властям, силам и господствам, присоединим престолы, получится пять чинов; а если к ним присовокупить ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, то получится девять ангельских чинов.

Впрочем, некоторые отцы Церкви высказывают мнение, что разделение ангелов на девять ликов охватывает только те имена, которые открыты в слове Божием, но не объемлет других имён и ликов ангельских, которые нам ещё не открыты. Так, например, апостол Иоанн Богослов в книге Откровения упоминает о таинственных «животных» и о семи «духах» у престола Божия: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Откр. 1, 4). Перечисляя ангелов, апостол Павел пишет, что Христос пребывает на небе «превыше всякого начальства... и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем», давая этим понять, что есть ангельские степени, название которых неизвестны людям.

В Священном Писании некоторые ангелы называются по собственному имени. Об архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе. Имя «Михаил» на еврейском значит «Кто как Бог?». В Писании он именуется «вождём воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и его слуг. Обычно его рисуют с огненным мечом в руке. Имя «Гавриил» значит «Сильный Божий». О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука. В Писании он изображается как вестник тайн Божиих. Его рисуют с райской ветвью в руке. В Писании упоминаются по имени ещё трое ангелов: Рафаил — «Помощь Божия», Уриил — «Огонь Божий», Селафиил — «Молитвенник Божий».

Господь Иисус Христос несколько раз говорил об ангелах.

По Его словам, ангелы отвели душу умершего Лазаря на лоно Авраама; ангелы радуются даже об одном грешнике кающемся; они придут с Ним перед концом мира и отделят злых из среды праведных. Из наставлений Спасителя и многих библейских и жизненных примеров мы видим, что ангелы всегда действуют как существа добрые, заботящиеся о спасении и благе людей.

В то же время ангелы совершенно преданы Богу. Когда люди преступают заповеди Божии, ангелы удерживают и даже наказывают их. Так, например, по изгнании из рая впадших в грех людей херувим был поставлен с пламенным мечом охранять вход в рай. Ангел с мечом предстал пред пророком Валаамом, чтобы воспрепятствовать ему в злом намерении. Ангел поразил Ирода за гордость (См.: Деян. 12, 23). Согласно книге Откровения, некоторые ангелы даже наказывают грешников. Однако важно понять, что цель наказания людей — добрая: побудить людей покаяться и обратиться к Богу.

Вообще ангелы, по воле Божией, принимают участие в жизни целых наций более деятельно, чем многие из нас подозревают. По видению пророка Даниила, есть ангелы, которым вверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств. По этому поводу святые отцы высказывали такие мысли: «Одни из них (ангелов) предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир (св. Григорий Богослов).


О падших ангелах

Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала своё царство — ад. Слова Спасителя: «Я видел сатану, спавшего с неба, как молния» можно отнести к тому далёкому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошло восстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7–9). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом «увлек с неба третью часть звезд» (Откр.12, 4), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога, Люцифера стали именовать «сатаною» (что значит «противник») и «диаволом» (что значит «клеветник»), а его ангелов — бесами или демонами.

Благовестники воли Божией

Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего тёмного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда. Спаситель называет дьявола «человекоубийцей от начала», имея в виду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву нарушить заповедь Божию и этим лишил их бессмертия. С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, дьявол и его бесы стремятся ввергнуть людей всё глубже и глубже в тину греха, в которой сами погрязли: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8); «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Присутствие злых духов среди людей представляет для нас постоянную опасность. Поэтому апостол Петр призывает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Подобное предостережение высказывает и апостол Павел, говоря: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 11–12). Из этих слов Священного Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряжённую войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечён в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась ещё до сотворения мира и будет продолжаться до дня Страшного Суда. Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам деятельно помогают добрые ангелы.

Читайте также: