Четверг, 28 марта
Shadow

ЛЮБОВЬ ИЗГОНЯЕТ СТРАХ

12:16 13.01.2021ЛЮБОВЬ ИЗГОНЯЕТ СТРАХпротоиерей Дмитрий Смирнов

Почему страх и различные фобии парализуют современного человека, а чувство тревоги становится естественным фоном жизни? Почему стремление к комфорту и стабильности заменило нам поиск счастья и почему апостол и евангелист Иоанн Богослов назван «любимым учеником» Христа? Об этом наша беседа с опытным пастырем, настоятелем московского храма  протоиереем Димитрием СМИРНОВЫМ.

— Отец Димитрий, апостолу Иоанну принадлежат слова о том, что совершенная любовь изгоняет страх. Человек становится отважным и пренебрегает всем, кроме того, что может обидеть любимого. О самом Апостоле Евангелие говорит как о «любимом ученике» Христа. Почему?

— Любимый, потому что он наиболее глубоко познал, что есть спасение, что есть вечная жизнь. Во многих церковных песнопениях подчёркивается его девственность, не только телесная, но и духовная. Это был не вкусивший греха человек, поэтому он и оказался таким бесстрашным, поэтому и не убежал, как другие ученики. Он имел совершенную любовь ко Христу. Иоанн Богослов написал четвёртое, самое возвышенное, самое духовное Евангелие — учил о Сыне Божием, второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Он также написал Откровение — самую прекрасную, хотя и трудную для понимания книгу Нового Завета, в которой прикровенно говорится о судьбах Церкви и мира.

Да, он один по своей чистоте мог это увидеть, воспринять и остаться неповреждённым. Многие из нас Бога не познали и далеки от Него. Но это происходит не потому, что Бог не хочет нам открыться. Господь каждого человека желает спасти и каждому, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил, желает прийти в познание истины, но человек не может вместить это. Не каждый может вместить в себя любовь, поэтому Господь, Который «есть огнь поядающий», Сам уклоняется, чтобы не сжечь человека.

Иоанна Богослова называют Апостолом любви. И он есть воистину учитель любви, ибо сам познал на опыте, что такое любовь к Богу. Мы тоже имеем какие-то понятия о любви, но очень часто путаем с ней наши чувства. То, что обычно принимают за любовь, — это пристрастие. Любовь есть обладание Богом по благодати. Когда человек так обладает Богом, то есть Господь находится в его сердце, тогда он любит всё, он сам источает любовь. И эта любовь, которая возгорается в человеке от Духа Божия, совершенно не зависит ни от его настроения, ни от того, как к нему относится предмет его любви. Она никак не может изменяться, потому что это Божественное свойство. Любовь никогда не может охладеть, перестать, измениться; она, как говорит апостол Павел, «никогда не перестает».

Иоанн в своём Послании пишет такие слова: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего», то есть любовь истинна, только если она от Духа Божия. Поэтому если человек считает, что он Бога любит, а сам с кем-то в ссоре, то он заблуждается. Истинная любовь имеет такое свойство — она не разбирает. Все мы дети Божии, и Он нас всех любит: и праведных любит, и грешных милует, и дождь и солнце даёт и праведным, и грешным. Недаром Господь говорит: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». И грешников Бог, может быть, ещё больше любит — недаром Сына Своего Единородного возлюбленного отдал на смерть, чтобы этих грешников спасти. Поэтому, когда мы выбираем: того любим, этого не любим, — это говорит о том, что мы далеки от Бога и не познали Его. Если мы в человеке разделяем доброе и плохое, видим в нём грех, то, значит, в нас нет любви Отчей, мы ещё люди грешные, в нас самих есть разделение, в нас действует зло. А когда человек получает Духа Божия, в нём действует только любовь, а любовь не может видеть зла.

В обыденной жизни мы часто наблюдаем, что мать не замечает недостатков своего ребёнка, во всём его оправдывает. Многие матери бывают настолько ослеплены любовью, что не видят умственной отсталости своих детей, им кажется, что всё в порядке, хотя сын или дочь явно больны. Врачи очень часто сталкиваются с этим феноменом. И хотя это любовь по пристрастию, но она показывает механизм истинной любви, которая покрывает всё.

Случается, приходит человек на исповедь и говорит: я не имею любви к Богу и к ближнему. Иногда хочется даже засмеяться, потому что откуда может быть любовь в том, кто не имеет ни целомудрия, ни послушания, ни воздержания, ни кротости, ни смирения, ни терпения, ни молитвы? Это просто неразумно так дерзать мыслить о себе, потому что все мы грешны.

Недостаточность любви в нас жизненный факт, но мы должны стремиться её стяжать. Как же это возможно?

— Только стяжав Духа Божия, потому что Он научает любви. Любовь — это совокупность всех совершенств, это чистота души, целомудрие, кротость, полное и глубокое смирение. Любовь — это абсолютное безгневие, незлобие, незлопамятность, это обязательное и немедленное прощение. Господь сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». И если мы будем жаждать праведной жизни: видя в себе нечистоту, постоянно вступать с ней в борьбу, постоянно противостоять ей во всяких проявлениях, всё время подвизаться против своей злобы, против раздражения, гнева, зависти и остальных грехов, — то наша душа будет омываться благодатью Божией. Господь, видя наше желание, будет давать нам благодать, которая нас будет очищать, и постепенно мы начнём преображаться. Это очень долгий, трудный процесс, в котором Господь будет нам помогать.

Представим себе фантастическую картину: идёт по улице человек, имеющий любовь Божию. Как эта любовь проявится во внешней жизни? Этот человек всегда с радостью будет готов пожертвовать собой ради другого. Он не будет искать своего, потому что любовь не ищет своего, а всё время будет искать, как бы кому послужить, кому бы помочь, кого бы чем-то облегчить или утешить, потому что любовь всегда творит добро. Она не может просто лежать в сундуке, а обязательно выливается вовне.

Некоторые спрашивают: почему Бог мир сотворил? Вот именно потому, что любовь не может быть втуне, она непременно совершает добро. И когда Господь творил мир, Он говорил: «Добро зело», — то, что Он сотворил, было весьма хорошо и прекрасно. И всё, что творится любовью, на чём есть её отпечаток, всегда прекрасно. А так как постепенно по умножении беззакония во многих охладевает любовь, то и прекрасное в мире исчезает: исчезает прекрасная музыка, архитектура, живопись, прекрасные семьи, дети, книги, пейзажи, прекрасное воспитание, прекрасный воздух — всё прекрасное исчезает, потому что оно создаётся только любовью.

И если мы хотим этому злу как-то противостоять в своём сердце, то должны всё время совершать дела любви. Хотя мы и не имеем любви, но мы должны делать так, как делал Бог. Иоанн Богослов в Первом послании так и пишет, что если мы хотим быть Христовыми учениками, то должны поступать так, как Он поступал, хотя этого и не чувствуем. Кому-то это кажется лицемерием, но нет, лицемерие — это когда человек прикидывается хорошим, чтобы получить славу от людей, а здесь труд для Бога. Вот, допустим, жалко мне, а я всё равно, насилуя себя, от себя отниму и дам другому, то есть свою жадность немножко ущемлю, пожертвую собой ради другого.

— А как ещё можно содействовать умножению любви?

— Росту любви очень способствует терпение — если человек стремится терпеть со смирением, с кротостью, не сердится на Бога за те скорби, что Господь ему посылает. Тогда он постепенно приобретает для своего сердца возможность любить. Любовь складывается из постоянного самоотречения. Вот, допустим, жизнь в браке: у меня свои привычки, свои представления, свои мысли, а я должен для другого всё это откладывать; мне так кажется, а ему (или ей) кажется по-другому, и если я люблю, то моя любовь желает жертвовать для любимого. Мать любит дитя и поэтому постоянно отрекается: ей хочется спать, а она встаёт; ей хочется полежать, книжку почитать, а она кашку варит или на тёрке что-то трёт; ей хочется куда-то в гости сходить, с подружкой поболтать, а надо с ребёночком гулять; хочется отдохнуть — надо стирать; хочется что-то себе купить, а надо экономить, и так постоянно. Постоянное самоотречение. И только таким образом можно достичь любви.

Любовь обычно понимают именно как некое чувство, остро переживаемое. Какое-то волнение, томление необъяснимое. Именно подобная острая эмоция становится приметой любви в мирском понимании.

Это не есть любовь. Любовь всегда целесообразна, действенна, она ищет пользы другому, а чувство ищет пользы себе. Поэтому чувство — это любовь наоборот, то есть самолюбие. «Я без неё жить не могу» — что это такое? Это самолюбие. Я жить не могу, то есть речь идёт обо мне. У человека в силу его греховности всё искажено, вся жизнь наоборот: вместо того чтобы ходить на ногах, он на голове ходит; вместо того чтобы заповеди Божии исполнять, служит сатане; будучи полностью неправым, считает себя во всём правым; будучи грешнее всех, всех за всё осуждает.

Благодаря греховному падению вся человеческая природа перепортилась, так и любовь у грешника наоборот. А надо человеку приобрести истинный образ Божий. Это и значит стяжать любовь, потому что стяжать любовь, или приобрести Божественную благодать, или стяжать мирный дух — это всё одно и то же. Когда человек становится обителью Святой Троицы, когда Господь приходит к нему в сердце, тогда он получает сразу все свойства, которые имеет Бог: и кротость, и смирение, и терпение, и любовь, и всепрощение, и готовность на жертву. Человек становится благородным, он становится как Ангел. Ему не жалко ни денег, ни здоровья, ни времени для ближнего, даже для врага своего, потому что он не различает, кто враг, кто друг: нуждается человек — пожалуйста. Как в Писании сказано: «Если враг твой голоден, накорми его». Приходит голодный — какая разница, если вчера ещё он тебе гадость сделал? Сегодня он голоден — и человек не задумывается, без всякого усилия над собой, с радостью помогает ему, потому что это свойство его сердца.

У нас таких свойств пока нет, это надо признать. Ну, кого-то мы любим, может быть: детей, или некоторые люди маму свою любят (большая редкость), или кого-то ещё из друзей, но и то с оговорками. В основном только себя. Себя — да: во всём себе потакаем, во всём себя ублажаем, жалеем, стремимся себе достичь чего-то, а с остальными довольно сложные, напряжённые отношения, которые выражаются формулой: ты меня не трогай — и я тебя не буду трогать. Потому и устанавливаются законы, всякие правила, этикеты, уголовный кодекс, что иначе нельзя, иначе люди будут действовать по чувствам, поубивают друг друга.

Почему любовь по пристрастию часто выражается во всяких искажениях, в ревности, напримерКрайние проявления ревности, как известно, могут привести к убийству. При этом обмирщённое сознание мотивирует подобные разрушительные переживания силой любви.

— Какая же это любовь? Это себялюбие. Отняли любимую игрушку, которой наслаждался, — и сразу гнев; не может человек изменить обстоятельств — значит, надо отомстить. Есть такая поговорка: от любви до ненависти — один шаг. На самом деле не от любви, а от одной страсти до другой. Дело в том, что все страсти соседствуют, и бесы часто дружат: где пьянство, к примеру, там и блуд, и так далее. Поэтому нет ничего удивительного, если человек по пристрастию вроде был в кого-то влюблён, а через две недели готов убить. Вот только что любил, розы дарил, всё сверкало, блестело, пятьдесят человек на свадьбе пили, гуляли, а через несколько месяцев начинают уже телевизор пилить пополам. Куда же всё делось? А не было любви, это всё самообман, любовь к себе. Он мне нравится, поэтому я хочу, чтобы он был рядом, хочу на него смотреть, чтобы мне было хорошо. А как что чуть не по мне, он уже плох. А не дай Бог, ещё чем-нибудь меня заденет, так, «естественно», всё и рассыпается.

Любовь приобретается большим трудом. Этому способствует и пост. Вот, допустим, хочется поесть чего-то, а человек постится, отказывается добровольно. И в таком постоянном отречении от того, что хочется, человек может приобретать для своего сердца способность любить, потому что любовь выражается именно в том, что человек жертвует собой, отказывает себе, даёт свободу любимому.

— Некоторые задаются вопросом: почему Бог допускает войны? Почему Он человека таким создал? Создал бы человека хорошего, а не такого, который был способен на грех...

— Дело в том, что любовь не может надеть на человека какие-то оковы, она обязательно предполагает свободу, потому что свобода и любовь — две родные сестры. А где есть рабство, понуждение, там нет любви.

Любовь может быть только свободной, поэтому Господь и создал человека как существо свободное, по образу и подобию Своему, и дал ему огромную власть над всем видимым миром, до края вселенной, и сказал: хочешь, Меня люби, хочешь — нет. Но человек не захотел любить, он выбрал зло, потому что это легче. Любовь требует отдачи себя. Себя-то любить легче, поэтому человек и пал; и все мы поэтому падаем, что к себе очень неплохо относимся. А это совершенно несправедливо, потому что мы грешники; мы должны ненавидеть себя, ненавидеть свою жизнь, свои поступки, свои слова. Но мы, наоборот, лелеем себя; желаем, чтобы люди о нас хорошо говорили; ищем славы от людей; хотим, чтобы у нас и дома был порядок, чтобы и детки нас слушались. Собственно, а кто ты такой, чтобы тебя дети слушались или чтобы у тебя всё дома было хорошо, чтобы к тебе все относились со вниманием? Ты же человек-грешник? Грешник. Так ты поделом и получаешь. А у нас всё какие-то необоснованные претензии: нам то не так, это не так, это нам не нравится; мы всё хотим на свой лад перестроить.

Основной конфликт между родителями и детьми от чего происходит? От того, что родители, часто совершенно не занимаясь своими детьми, требуют от них чего-то такого, что они считают нужным. А какую ты имеешь власть? Я понимаю, если бы ты душу действительно положил за человека, на его воспитание всё отдал, всё своё существо. А ты неизвестно чем занимался, а теперь требуешь: ты вот так поступай, я считаю так… А почему ты думаешь, что ты правильно считаешь? на каком основании? Всё от нашего себялюбия, эгоизма и полного непонимания ситуации; от того, что мы забываем, что мы сами люди грешные. А нам это нельзя никак забывать, потому что, когда мы исходим из того, что мы якобы правы, мы сразу дезориентируемся, сразу совершаем постыдные поступки. Поэтому отцы святые говорили: «Не будь вельми прав». Не считай себя правым, потому что ну что ты знаешь, что ты можешь, что ты понимаешь? Только Бог всё знает, а Бога в тебе нет.

Почему Господь отдал весь суд Сыну и именно Иисус Христос придёт мир судить, а не Отец Небесный и не Дух Святой?

— Потому что Господь Иисус Христос пострадал за человека. Он имел любовь, Он пришёл и делом Свою любовь в мире реализовал — и поэтому имеет право судить. Господь жизнь Свою отдал за нас. А мы за кого жизнь отдали? Ни за кого, поэтому и не имеем права ни от кого ничего требовать. Пока дети малы, родители имеют над ними царскую власть, это факт, но по совести только тот, кто всё отдал, имеет право и требовать. Хотя обычно кто всё отдал, тот не требует и, ничего не требуя, на самом деле получает. Вот Арсений Великий был вельможей при императоре, величайшим сановником, умнейшим, учёнейшим, богатейшим — и всё отдал, пошёл в пещерку, стал Богу молиться, а Господь ему дал взамен молитву. Он был величайшим молитвенником.

Мы всё думаем: почему я открываю молитвослов, а ум у меня рассеивается; на богослужении я отвлекаюсь, мысли у меня плавают; читаю Священное Писание — ничего там не понимаю. Это совсем не удивительно: мы заповеди Божии не исполняем, поэтому молитва нам и не может даться. Так и будут у нас мозги плавать туда-сюда, потому что молитва тоже от Духа Божия — когда Дух Святой Сам молится в нас. А если этого нет, то и молитва бесплодная, пустое сотрясение воздуха. Молитва может быть только тогда, когда есть благодать. Благодать — благой дар от Бога. А мы для Бога, собственно, почти ничем не жертвуем, ничего по воле Божией не совершаем — и ещё желаем что-то приобрести. Некоторые даже имеют глупость и дерзость думать, что они что-то имеют. Это уж совсем беда; такой человек обычно даже в уме повреждается, потому что Господь сказал: у них отнимется и то, что они думают, что имеют. Полный развал получается, полная гибель души.

Поэтому если мы хотим достичь любви, воистину хотим быть подражателями Христа и Его ученика Иоанна Богослова, то, во-первых, нам надо настолько изучить Священное Писание, чтобы оно вошло в нашу душу, чтобы мы знали каждое его слово. Вспомним слова евангелиста Иоанна Богослова, которые красивы не только по своей духовной высоте, они ещё весьма просты, их очень легко понять, они вполне доступны для нашего понимания. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу». Хотим научиться молиться — вот ответ: если сердце наше не осуждает нас, то мы можем иметь дерзновение к Богу. Если мы хотим молиться, то наши сердце, совесть должны быть совершенно чисты перед Богом. Если совесть наша не чиста, то бесполезно молиться, потому что, раз сердце нас осуждает, мы уже вне Бога. И надо нам глубоко покаяться, прийти в сознание собственной ничтожности, греховности, оплакать грех. Тогда и будем уметь молиться, когда у нас будет покаяние. Вот как всё связано.

Каждое слово апостольского Послания — это такая премудрость! Вот, например, опять о любви: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». А мы часто наши чувства, пристрастия, внешние впечатления принимаем за истину, потому что верим себе. Но мы люди греховные, поэтому нам нельзя верить ни своим чувствам, ни своему разуму, ни своему какому-то опыту — ничему своему, потому что это всё глубоко испорчено, — иначе мы обязательно попадём в беду. И очень многие так прельщаются. Человек не знает, что такое любовь, и принимает за неё какие-то внешние проявления, какие-то знаки. Поэтому Иоанн Богослов говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они». Есть ли это дух любви? Любовь всегда проявляется в духе кротости, смирения, терпения, скромности, а если нет этого, если человек проявляет какую-то экспансию, пытается другого заставить что-то делать — значит, уже что-то не то.

— Отец Димитрий, но казалось бы: придёшь к пятидесятникам — такая любовь! «Братом, сестрой тут же нарекают, глазки горят. Человек, не зная, что такое любовь, попадает к ним и восхищается: «О, здесь воистину все любят друг друга: вот мне сразу и то дали, и это, всё объяснили, рассказали, подарили. Это истинные христиане; а в православный храм придёшь, там какая-нибудь бабуля сразу же двинет. У вас тут всё мёртвое какое-то», — говорят.

—Такого человека встретишь — и сразу видно, что пятидесятник, потому что эта любовь не духовного свойства, а эйфорического. Как наркомана легко в толпе определить, так и здесь. «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов». Но для этого нужно знать, каков этот дух, нужно иметь эталон. Вот смотришь — палка. Какой длины? Кто её знает? Вроде метр десять или метр двадцать. Чтобы точно узнать, надо взять метр и измерить. Так же и мы: пока не имеем благодати Божией, мы не можем знать, чтό есть истина. Поэтому, чтобы не заблудиться, нам нужно руководствоваться Священным Писанием, писаниями святых отцов, которые имели Духа Божия. Взять Арсения Великого, Антония Великого или Иоанна Златоуста. Почему мы их прославляем как святых? Что значит святой? Святой — это тот, кто имеет Духа Божия. Православная Церковь — Церковь святых. А мы пока не святы, мы ещё не православные, мы только приближаемся к тому, чтобы право славить Бога. Поэтому нам нужно верить лишь тому, кто свят, то есть в ком есть Бог, а остальным — нельзя, потому что мало ли что они напридумают. Пусть будут умные, пусть учёные, богословы, постники, аскеты — это совершенно неважно.

А многие на внешнее прельщаются: человек говорит хорошо, или внешность необыкновенная, или постится как-то особенно, или какие-то чудеса творит — и сразу: о, это, мол, святой. Вот и ходят за такими целые хороводы, а потом попадают в страшную беду, потому что в наши времена кто в прелесть попал, тот совсем пропал. Если в древности таких людей можно было спасти, было кому за них помолиться, то сейчас это вообще очень сложно. Поэтому надо нам стараться держаться Священного Писания и Предания святых отцов, всё ими проверять.

Беседовала Елизавета ГРИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *