Пятница, 19 апреля
Shadow

ДУХОМ СВЯТЫМ

13:50 31.12.2020ДУХОМ СВЯТЫМНиколай Цыганов

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Есть народное выражение, касающееся источников трёх основных жизненных материальных потребностей людей: пищи, одежды и жилищ — в ситуациях, когда земное, обывательское зрение не то что не видит их избытка, а не различает и самих источников: «А питаться чем, Духом Святым?». Даже произнесённое в ироническом ключе, это выражение возвращает и возводит сознание человека к истинному источнику жизненных благ — благодати Духа Святого.

Несколько лет назад при просмотре одной из телепередач  я с некоторой досадой и разочарованием наблюдал, как довольно известный в нашей стране православный писатель, священник, преподаватель МДА и популярный в то время участник многих телешоу не смог дать чёткого определения понятию «духовность». Он, как и многие рядовые граждане страны, обыватели (да простится мне это слово), делал отсылы и к литературе, и к музыке, и к искусству, и к религии, затрудняясь почему-то дать однозначную формулировку этого понятия.

 В православном вероучении понятие духовности человека имеет два полюса и определяется как причастность человеческого духа либо к Духу Божию, Духу Святому, либо к духу противления — сатанинскому, когда духовность рассматривается в ключе негативном. Правда, прописанного в учебных пособиях такого определения не найти. Но для этой формулировки нужны не прописи, а твёрдое знание православного вероучения.

 Что же касается творческой сферы человека, то литература, музыка, архитектура, искусство и прочие сопутствующие духовности понятия, которые материалистическая советская идеология объединяла в понятия духовности и культуры, могут сопутствовать либо позитивному, либо негативному аспекту духовности, не более, т. е. работать как на Бога, так и на сатану.

Два недавно последовавших подряд друг за другом праздника: день Святой Троицы (Пятидесятница) и день Святого Духа — объединены чествованием и прославлением не только всех вместе Лиц Пресвятой Троицы в промыслительном деле рождения и созидания Церкви Христовой, но и особым участием в этом процессе третьего Лица Пресвятой Троицы Духа Святого, или Духа Божия.

Духовная жизнь Церкви совершается животворящим действием Духа Святого, начинаясь для каждого православного христианина в Таинствах Крещения и Миропомазания Православной Церкви, продолжается в Таинствах Покаяния (Покаяние — второе Крещение) и Евхаристии, когда в человеке восстанавливается или обновляется пребывание всех трёх Лиц Пресвятой Троицы. Дух Святой видимым образом сошёл на Апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа. Но невидимо Он сообщается всем христианам, что следует из слов апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Причастным Духу Святому каждый христианин становится не только через Таинства Крещения и Миропомазания после Крещения, но и всей последующей жизнью через усердную молитву и участие в жизни и других Таинствах Православной Церкви. Щедроты причастия Духу Святому неизмеримы, «ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34).

Главным догматом Православия является догмат о Пресвятой Троице, то есть о пребывании Бога в триединстве Лиц, или Ипостасей. Троица в единице, и единица в троичности Лиц. Человеку недоступно во всей полноте понимание этой истины бытия Божия (не исчисления, а именно бытия), она воспринимается только верою. Этот догмат в силу его непостижимости и невместимости во всей полноте в сознание человека не мог быть изобретён человеческим разумом. Эта истина о бытии Божием, как и все остальные догматы Православия, дана человеку в Откровении Духом Святым в окончательной форме и не может изменяться в угоду каким-либо новым религиозным, философским или научным представлениям.

Слово «дόгма», оно же «дόгмат, или, как чаще всего  неправильно его употребляют, догмáт», есть не что иное как Богооткровенная вероучительная истина,  сформулированная Церковью и обязательная для всех её членов в качестве руководства ко спасению. Это вероучительная истина, данная человеку Богом во всей доступной для человека любой эпохи полноте и окончательности. Это истина, которую сам человек своими силами и возможностями разума не мог ни открыть, ни «придумать».

Православная Церковь обладает всей возможной для восприятия людей полнотой истины о Творце, о человеке и обо всём творении, данной человеку Богом на все времена. Догматы даны людям как способы познания в первую очередь Бога, а затем и творения, а после грехопадения прародителей — сначала через познание творения и через него, опосредовано, уже и Бога, что не исключает и сверхъестественной возможности богопознания. Познавать Бога — значит и приобщаться Ему, что равнозначно спасению, обретению вечной жизни в Боге. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Главным, хоть и не единственным средством познания Бога для православного христианина является Таинство Евхаристии, когда в результате Причащения Тела и Крови Христовой в христианине обновляется пребывание всех трёх Лиц Пресвятой Троицы.

Первое прикровенное указание на троичность Лиц Пресвятой Троицы и существование Духа Святого мы находим во втором стихе первой главы Книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою».

А в восьмом члене «Символа веры» уже открыто говорится о вере в Духа Святого как о вере в третье Лицо Пресвятой Троицы: «И в Духа Святаго, Господа животворящего».

Что касается имени Господь, оно принадлежит и усваивается в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы, хоть преимущественно употребляется в отношении Иисуса Христа. Дух Святой назван Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, равный Богу-Отцу и Сыну Божию. Это явствует и из повеления Спасителя Апостолам крестить верующих: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Впервые чётко и определённо Дух Святой назван Богом в Деяниях святых Апостолов: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своей Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому <…> ты солгал не человекам, а Богу»» (Деян. 5, 1–4).                     

 Важно помнить и то, что каждое Лицо Пресвятой Троицы по Своему Божеству является Духом: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Воплощение Сына Божия Иисуса Христа не изменяет Его Божественной сущности как Духа, то есть не ограничивает Его божественных качеств, таких, как вездесущие, всеведение, всемогущество и др. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Истиною в Православии полагается Сам Иисус Христос, а не догматы или какие-либо сентенции и определения.

 Божественное достоинство третьего Лица Пресвятой Троицы отражено и в псалмах, и в учении святых отцов и учителей Церкви, и в точном определении Второго Вселенского Собора в 381 году. На этом Соборе было осуждено лжеучение Константинопольского епископа Македония о неравенстве Духа Святого Отцу и Сыну, о сотворении Его и подобии Духа Святого Ангелам, что является прямым грехом хулы на Духа Святого.

 «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Хула на Духа Святого есть: 1) сознательное сопротивление истине, такое, как, например, отвержение чуда Божьего, признанного чудом Церковью, или утверждение, что таковое чудо есть результат естественного процесса (чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень на православную Пасху, отрицание творения мира из ничего) и т. п.; 2) отвержение милосердия Божия, то есть отчаяние о спасении, вплоть до самоубийства; результат того, что человек поддался на бесовскую провокацию. Обычная тактика сатаны и его воинства — сначала внушить человеку, что Бог всемилостив и простит любой грех. Нечего, мол, бояться — ещё успеешь покаяться. А когда человек согрешит, тогда внушить ему, что Бог зол и немилостив, никогда не простит и малейшего греха. Тот, у кого возникает подобное отчаяние, должен знать, что находится под воздействием бесовского внушения. Бог не прощает лишь одного греха нераскаянного; 3) отказ от исповеди, бытующий в практике некоторых протестантских деноминаций и христианских сект, их утверждений, типа: «Бог и так простит, это Его работа»…

  Хула на Духа Святого имела место и в отношении ко Спасителю со стороны фарисеев: «А фарисеи говорили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского»» (Мф. 9, 34). Это равнозначно утверждению, что в Спасителе был дух нечистый. Позиция современного иудаизма в отношении к Иисусу Христу и сегодня не отличается от фарисейской позиции евангельских времён.

Личным свойством, отличающим Духа Святого и от Отца, и от Сына, является предвечное исхождение Духа Святого от Отца. Это означает, что в Триедином Боге не было состояния, когда Дух Святой не исходил бы от Отца, также как не было состояния, когда Отец был бы без Сына или предшествовал и Духу, и Сыну. В последней беседе Иисуса Христа с учениками содержится свидетельство Самого Господа о ниспослании им Духа Святого и как о событии  временном, и как о вечном исхождении Духа от Бога-Отца: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит…» (Ин. 15, 26). В католицизме и протестантизме вослед ереси Македония принижение достоинства Духа Святого по сравнению с достоинством остальных двух Лиц Пресвятой Троицы носит еретический и хульный характер.  Католический «Символ веры» от православного отличается введением в него слова «филиокве» (filioque), означающего, что Дух Святой исходит и от Сына. Это явилось нарушением запрета двух первых Вселенских Соборов вносить изменения в «Символ веры». В XVI веке добавление филиокве перешло и к протестантам, принявшим «Символ веры» от католиков без изменений. Учение о двух источниках исхождения Духа Святого (от Отца и от Сына) принижает Божественное достоинство третьего Лица Пресвятой Троицы по сравнению с Лицами Отца и Сына, равенство с Которыми в Божественном достоинстве, почитании и прославлении Духа Святого обозначено в православном «Символе веры» словами: «…иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки».

Необходимость доведения до людей воли Божией, а также информации, касающейся событий прошлого или будущего, разрешалась через избрание Богом из людской среды людей, особо открытых восприятию духовного мира. Эти люди именовались пророками и были проводниками воли Божией народам. Именно через них Дух Святой говорил с остальными людьми: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21). О пророках в «Символе веры» упомянуто против ложных учений гностиков во II веке и манихеев в III веке. Последние учили, что книги Ветхого Завета были написаны не по внушению Духа Святого, но по собственной инициативе людей, а то и по внушению сатаны. Материализм, признавая частично Библию историческим источником, усугубил недоверие к богооткровенности Священного Писания, объявив всю Библию делом рук и ума человеческого. Мысли о том, что отдельные книги Библии искажены изъятиями или позднейшими вставками проникли в наши дни даже в среду современных православных «богословов», забывших свидетельство апостольское о том, что «все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).

Как уже отмечалось выше, первое прикровенное указание на троичность Лиц Пресвятой Троицы и существование Духа Святого мы находим во втором стихе первой главы книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою».

Когда же мы читаем в Тропаре праздника Крещения Господня (праздника Святого Богоявления) о нисхождении Духа «в виде голубине» на крестившегося во Иордане Господа Иисуса Христа, порой возникает искушение представить Дух Божий как голубя, носящегося с не очень ясной целью во тьме над водной бездною. «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). А в православном «Символе веры» уже говорится о вере в Духа Святого как о вере в «Господа животворящего», т. е. с функцией вполне ясной и определённой — животворить.

 Животворящим Дух Святой назван в том смысле, что Он сообщает жизнь всем тварям, особенно же духовную жизнь всем христианам. По мнению ряда богословов, Дух Божий, «носясь над водой», под которой следует понимать всю первозданную и ещё не оформленную в привычные нам физико-химические элементы и формы и потому «безвидную» протоматерию, «воду», вызванную Богом из небытия, то есть сотворённую из ничего (см. 2 Мак. 7, 28), обнимая и заключая всю её в Себе, оформлял «воду» в эти элементы и их сочетания, в материю современного физического мира. Договоримся далее называть эту оформленную в материю «воду» просто «землёй». Дух Божий, «носясь» над ней (в оригинале этот глагол сходен по смыслу с глаголами насиживать, животворить), разумеется, не в виде голубя или какой-либо ограниченной сущности, а обнимая Собой и заключая в Себе всю «землю», наделил её творческим потенциалом не только производить по воле Божией живые организмы, но и вообще реагировать, отзываться и подчиняться повелениям Бога (а потом и человека) творчеством и деятельностью. Так Творец открыл человеку, что тот поставлен Богом владыкой всего творения: «И благословил их Бог, и сказал им Бог <…> наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте» над всею землею (Быт. 1, 28). Владычество это включает в себя встречную способность и обязанность творения, «земли», подчиняться воле человека, даже повреждённого грехом, в той мере, в которой воля его не противоречит воле Господней. Для человека необходимым условием успешного повелевания творением является вера во Христа и Его обетования: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Земля, даже претерпевшая изменения в сторону повреждения её природы и ослабления продуктивных возможностей в результате грехопадения прародителей — Адама и Евы, всё же продолжает сохранять и проявлять свойства производить всё необходимое для человека, в том числе производить и воссоздавать, восстанавливать живые организмы, и не только растения, но и живую биологическую материю. Роль Духа Святого как Господа животворящего в этом аспекте ярче всего проявляется не столько в биологии и медицине, в телах человеческих, сколько в первую очередь в Православной Церкви — в Теле Христовом. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Церковь водится Духом Святым, и по этой причине всё учение и все постановления Православной Церкви безошибочны. Церкви доводилось неоднократно переживать и преодолевать попытки изменить, оспорить и извратить догматы Православия, и с главной целью — защитить истинность православного вероучения собирались Вселенские и Поместные Соборы. Местом и сферой преимущественного обитания и деятельности Духа Святого является именно Церковь Христова. Решения Вселенских и Поместных Соборов, на которых оттачивались словесные формулировки  положений православной веры в борьбе с ересями, начинались словами: «Изволися Духу Святому и нам», и свидетельствовали о синерги́и, т. е. о совместной деятельности членов Церкви и  Духа Святого, руководящего жизнью Церкви, животворящего Церковь.  Животворение — это наделение жизнью творения, и в первую очередь человека: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10).

Благодать Духа Святого в известной степени могли призывать на людей и представители Божественной власти на земле. Это люди, «помазанные» Духом Святым, те, кого называли «христами» с маленькой буквы: первосвященники, цари и пророки. Пророческая миссия среди людей с воплощением и Вознесением Господа прекратилась. Но призывать на людей благодать Духа Святого по-прежнему продолжает священство. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13).  А также и государи, законная власть которых имела происхождение от Бога через помазание освящённым елеем (маслом) и усвоение через это благодати Духа Святого, в определённой степени делились полученной ими благодатью, когда, скажем, посвящали подданных в рыцари. Сегодня российское воинство, в подобие посвящению, приносит присягу на верность Отечеству. До «Великого Октября» служили Государям, а не стране и давали присягу на верность государям (князьям, царям), что являлось определённой формой посвящения для воинов, преемством от государей даров Духа Святого. Само слово «посвящение» несёт в себе этот корень «святости». Сатанинской пародией на обряд посвящения являлась и является до сих пор практика инициаций в оккультной, сатанинской, сектантской среде. Инициация имеет место в религиозных, спортивных сектах типа карате, кун-фу и других разновидностей восточных единоборств, в сектах торговых, типа гербалайфа, в многочисленных школах самосовершенствования, колдовства и им подобных. Инициация — это или бессознательное (по неведению) приглашение в свою жизнь нечистого духа (беса) через несложный обряд с произнесением формулы на незнакомом языке, или сознательное со стороны руководства сект «подсаживание» беса обманом рядовых членов сект посредством обязаловки обрядовой стороны, манипуляций сознанием адептов и обучения их «психотехникам». Это тот самый негативный аспект духовности. Когда о болгарской прорицательнице Ванге вспоминают как о пророчице, нужно не забывать, что ветхозаветное пророческое служение закончилось среди людей на святом Иоанне Крестителе и пророчествовала она духом нечистым. А полностью пророческое служение упразднено после Вознесения Богочеловека Иисуса Христа, соединившего в Своём Лице Первосвященника, Царя и Пророка, вознёсшего с Собой и нашу человеческую природу на Небеса, «одесную Отца».

При кончине мира, когда «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10) и люди увидят «новое небо и новую землю» (Отк. 21, 1), обновление мира произойдёт силою Духа Святого: «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *