Пятница, 23 июля
Shadow

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА БОЛЬНУЮ ТЕМУ

14:53 17.12.2020ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬРАЗМЫШЛЕНИЯ НА БОЛЬНУЮ ТЕМУКонстантин Зорин

Анализируя многолетний опыт преподавания в медицинском вузе и экспертные мнения наших коллег, мы видим, как разительно отличаются современные студенты от своих ровесников конца XX – начала XXI века. Не углубляясь в причины этого явления, кратко охарактеризуем психологические особенности молодой российской поросли. Мы не претендуем на полноту освещения картины и должны избегать неоправданных обобщений. Тогда такая характеристика поможет понять, что делать для гармоничного становления личности и профессионального обучения молодого человека.

 

Шальная молодость и созревание мозга

Начну с двух примеров из СМИ. Маргарита в сотый раз отчитывает пятнадцатилетнюю дочь: «Сколько можно висеть на телефоне?! Ты же мне обещала: никаких звонков, пока не сделаны уроки!». Надя даже не оправдывается. Теребя колечко в пупке, она просто ждёт, когда мать закончит нотации и оставит её в покое. Отчаявшись, Маргарита хлопает дверью: ну, как же дочь не понимает, что ей желают только добра?! На носу экзамены, а она совсем не занимается!

Восемнадцатилетний Максим взял машину отца, чтобы съездить на дачу с друзьями. Два часа ночи. Он мчится по тёмной дороге со скоростью 140 км/ч: одна рука на руле, второй обнимает подружку, на заднем сиденье дремлет приятель с очередной избранницей. Громкость магнитолы на максимуме, педаль газа утоплена в пол, бешеный ритм пульсирует в каждой клеточке тела, дорожная разметка летит перед глазами, как в компьютерной игре… Максим ощущает себя сильным: кажется, он буквально слился с автомобилем и полностью контролирует ситуацию. Но вдруг резкий поворот, и машина врезается в дерево… Все остались целыми чудом. Узнав об аварии, отец парня хватается за сердце: ему непонятно, как сын мог так глупо рисковать жизнью.

Страсть к риску, жажда острых ощущений, неспособность адекватно оценить ситуацию, тотальное нежелание учиться и помогать по дому, зависимость от компании, Интернета, социальных сетей и мобильного телефона, вспышки беспричинного гнева… Что творится в голове у подростка? Специалисты отвечают вполне определённо: подростковый период… Мозга? Не только. Прежде всего души и духа.

С началом полового созревания (примерно в 12–13 лет) на полную мощность включаются половые железы. «Гормональная буря» застаёт врасплох, стимулирует потребность в самоутверждении, расширении границ привычного опыта и ощущений. Возникает разрыв между гормональным созреванием, которое толкает на рискованные, необдуманные поступки, и незрелостью той части мозга, что регулирует поведение. Сначала действуют гормоны, а лобная область мозга, отвечающая за логическое мышление, включается потом… Возможно, поэтому несчастные случаи и самоубийства стоят на первом месте в списке причин подростковой смертности.

Профессор психологии Филадельфийского университета Лоренс Стейнберг образно представляет эту ситуацию так: природа заводит мощный, технически безупречный автомобиль и сажает за руль человека, ещё не умеющего водить… Кстати, пока учёные разбирались в феномене созревания мозга, большинство западных компаний по аренде автомобилей, не углубляясь в теорию, перестали давать напрокат машины водителям младше 25 лет. Любопытный факт!

До сих пор считалось, что структурное и функциональное формирование мозга ребёнка заканчивается к 12 годам. Действительно, тогда человеческий мозг достигает своих окончательных размеров. Однако с помощью новейших методик учёные определили, что окончательное созревание завершается не раньше двадцати, а то и 25 лет… Лобные доли коры головного мозга контролируют наши порывы и отвечают за способность логически мыслить, анализировать, планировать будущее. Важную роль в этих процессах играет миелин — вещество, которое, словно изолятор, обволакивает нервные клетки и обеспечивает надёжную передачу импульсов. Американский психиатр Джей Джидд из Вашингтонского института психического здоровья утверждает, что окончательная настройка этой системы происходит после 20 лет.

А физиологически организм мужчины и женщины созревает для близости и деторождения примерно к 16–18 (сейчас с учётом акселерации — к 13–15) годам. Однако наряду с акселерацией существует и децелерация. Это процесс, обратный акселерации, т. е. замедление биологического созревания всех органов и систем организма.

По предположениям заведующего кафедрой терапии и подростковой медицины Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАПО), д-ра мед. наук, профессора, заслуженного врача России Александра Автандилова, децелерация связана с тем, что в 1990-е годы наша страна пережила кризисный период. Неспокойная обстановка, отсутствие работы, безденежье, неуверенность в себе, снижение социального статуса, распад семей… Всё это привело к тому, что рост и развитие детей происходили иначе, чем в спокойные семидесятые годы. Пагубно влияет и сетевой принцип воспитания: огромную часть жизни дети проводят в соцсетях, в Интернете. Общение между подростками, между взрослыми и подростками нередко сводится до уровня эсэмэс. Если раньше взрослые разговаривали с детьми человеческим языком и обсуждали проблемы, то сегодня происходит своего рода примитивизация мышления. «Я допускаю вариант снижения интеллекта подростков», — заключает Александр Автандилов.

Итак, беда в том, что личностный возраст часто не совпадает с паспортным и биологическое развитие не соответствует духовно-психологическому. Эта несоразмерность — печальное следствие грехопадения Адама, своего рода ножницы, способные искромсать свою и чужую судьбу. Человек не успевает достичь социальной и внутренней зрелости. Например, он не готов адекватно воспринять жизнь, тем более беременность, рождение и воспитание ребёнка. Хочется просто «погулять» и «взять от жизни всё». В народе говорят: «Перебесится»; «Вырос, а ума не вынес».

На наших семинарах в медицинском вузе один из студентов высказался на этот счёт цинично, зато вполне определённо. «А что, собственно, я сделал? — с негодованием выпалил он. — Я, может, только рядом… Ну, задержался на пятнадцать минут! Много ли надо?! Это ж она виновата, а не я. Ей надо было предохраняться…». На вопрос, что произошло далее, он ответил: «Я дал ей полную свободу выбора, и ребёнок не родился…».

Вот так, всё очень просто: плыви, дорогая, только без меня! Должен признаться, я среагировал непедагогично. Но мой собеседник привык к обвинениям. Видимо, он прочно вошёл в роль и не раз слышал в свой адрес нечто подобное.

Роковую ошибку совершает и девушка (женщина), когда ищет не мужа, а очередного партнёра для развлечений. Тем самым она побуждает мужчину «попользоваться» ею. Однажды на моём семинаре в молодёжной аудитории девушка сказала: «Извините за подробности, нужно соображать, с кем ты ложишься в постель и кого выбираешь в отцы своему ребёнку. Отвечает за это женщина». Вспомним русскую пословицу: «Любишь кататься — люби и саночки возить».

В каком-то смысле гиперсексуальность юности — неизбежное зло. Она проявляется в физиологическом, психологическом и духовном плане: преобладают сексуальные мысли и фантазии, и человек активно ищет партнёра (особенно если морально-этические установки и навыки слабы).

По меткому выражению святителя Григория Нисского, «нечистая любовь юности не есть любовь, но болезнь воли, производимая воспалительным угрызением возраста». А когда гормональный баланс организма постепенно стабилизируется, «бунт на корабле» проходит. В среднем после 20–25 лет глупостей делается уже гораздо меньше.

 

«Зачем напрягаться и думать самостоятельно?»

К сожалению, ныне отмечается и ещё одна крайне негативная тенденция — рост числа подростков и молодёжи с так называемым клиповым мышлением. Это понятие предполагает совсем иной образ психического реагирования, восприятия, анализа и запоминания информации по сравнению с людьми старшего поколения. Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». При таком типе мышления окружающий мир (а значит, общение, учёба, посещение храма и всё остальное) воспринимается как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных образов.

Безусловно, есть и очень одарённые молодые люди с высоким менталитетом и интеллектом. Но это не результат «конвейерного школьного образования», а скорее плод совместных усилий родителей и специалистов, развивающих богатый природный потенциал ребёнка. Сейчас речь пойдёт не о таких детях.

Современные молодые люди перегружены информацией. Она быстро меняется, и «клиповое мышление» обеспечивает своего рода защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключаться «разгружает» мозг от ненужной информации. Так, современные студенты одновременно слушают музыку, общаются в «чатах», заходят на интернет-сайты, редактируют фотографии и при этом скачивают рефераты, ответы на тесты и т. д. Именно скачивают, а не пишут самостоятельно.

Вроде бы, что здесь плохого? Однако я убеждён, что это сугубо негативная тенденция в наш век цифровизации и интернет-технологий. Педагоги, психологи и психиатры справедливо считают, что многие старшеклассники и студенты вузов не умеют фиксировать внимание, адекватно воспринимать и запоминать длинные тексты, углубляться в суть предлагаемой на занятиях информации. А это снижает коэффициент усвоения знаний, умений и навыков. Вот почему, проводя урок или читая лекцию, мы зачастую не достигаем поставленных целей, не можем «достучаться» до ума и сердца слушателя.

«Клиповое мышление» уменьшает и способность к длительной концентрации. Сосредоточенности хватает порой всего на 5–10–15 минут. После этого такие обучающиеся смотрят (слушают) материал невнимательно, ненадолго оставляя в памяти лишь обрывочные поверхностные факты, то есть не развивается долгосрочная память. Внимание акцентируется обычно на общих формулировках, но не на конкретных фактах и понимании главного. Снижение способности к аналитическому мышлению приводит к незрелости и ментально-эмоциональной деградации личности. А поскольку информация воспринимается обрывочно, без синтетического анализа, то и словесное выражение мысли примитивно, косноязычно. Следствие этого неумение грамотно выразить свои соображения, чётко сформулировать вопросы и ответы, поспешные суждения и выводы, скудный словарный запас, обильное цитирование мемов из социальных сетей.

Проиллюстрирую все эти факты типичными рассуждениями студентов-медиков: «Вот, блин, зачем напрягаться и думать самостоятельно, если можно спросить Google или Yandex?!»; «Для чего изучать медицину, когда проще заучить или угадать ответы на тесты?»; «Сегодня не так важно знать информацию: главное — уметь вовремя найти её. Так нас учили в школе».

Привычка к поверхностному потреблению информации мешает логически анализировать, решать сложные задачи и усваивать многоплановые тексты. Критиковать, а тем более унижать таких парней и девиц, разумеется, непродуктивно. Это не научит их мыслить правильно, но оскорбит, снизит психологическую самооценку и отобьёт интерес к учёбе. Здесь требуется иной образовательно-воспитательный подход — помочь вдумчиво и целостно смотреть на общество, на профессию, на жизнь в целом. А это присуще только интеллектуально одарённой личности с высокой культурой и менталитетом. Чем более развито понятийное («неклиповое») мышление и выше духовно-нравственная, гуманитарная культура, тем человек успешнее профессионально и лучше справляется с неизбежными жизненными трудностями.

 

«Большой ребёнок»

Акселерация, децелерация и характерные черты познавательных способностей (внимания, мышления, памяти, речи и т. д.) нынешней российской молодёжи убеждают нас в необходимости искать новые формы и методы учебно-воспитательной работы, адекватные сложившимся условиям. На мой взгляд, решение проблем может быть только комплексным и междисциплинарным, с привлечением огромных усилий государства, общества, школы, Церкви и, конечно же, грамотных специалистов…

Как же уберечь великовозрастное дитя в трудный период взросления и становления личности? По мнению многих верующих, переходный возраст — это время, когда жизнь безжалостно вскрывает изъяны воспитания ребёнка. Как гнойники, таящиеся в глубине души, пороки юношества прорываются наружу и властно заявляют о себе. Всё, что взрослые неправильно подавляли или, наоборот, взращивали в ребёнке, обрушивается им же на голову. И оправдывается библейское предостережение: «Кто сеет ветер, тот пожнет бурю» (ср. Ос. 8, 7).

Если подросток рос в духовно благополучной семье, его покрывает отцовская и материнская молитва. Тогда ему легче пройти по лезвию судьбы. А если время упущено? Значит, родителям надлежит действовать по принципу: «Лучше поздно, чем никогда». Надо каяться и усердно просить Бога выправить ситуацию.

Психологи и педагоги дают свои рекомендации. Не поддавайтесь на провокации типа: «Я сам знаю, как мне жить». По душам разговаривайте с подростком, вместе обсуждайте деликатные вопросы: провалы в учёбе, конфликты со сверстниками, обиды, разочарования… Чаще всего ребята жалуются на тех родителей, от которых слышат одни нотации. Подростки их игнорируют, замыкаются в себе, убегают из «невыносимого дома», чтобы «жить в другом месте». Перед тем, как общаться с детьми, нужно научиться их слушать, опираясь на опыт и собственного взросления.

Кстати, учёные университета Иллинойса доказали: вопреки распространённому мнению, подростки очень ценят родительское внимание и в ответ становятся более восприимчивыми к тому, что им говорят. Прежде, чем бросать все педагогические силы на то, что тревожит нас, необходимо понять, что волнует их.

Здесь не обойтись без рецепта, который безотказно действует всегда и везде: смирять себя, уважать и любить других. И помнить житейскую мудрость: «Пройдут ананасы пройдёт и аллергия на них». Что-то придётся просто перетерпеть, стиснув зубы, переждать.

Есть такая шутка. В двадцать лет дети считают, что родители ничего не понимают в жизни. В двадцать пять лет они замечают, что их родители заметно поумнели, а в тридцать — идут к ним за советом… Шутка верна с поправкой на плюс-минус пять-десять лет.

Да, мудрость приходит с возрастом, хотя иногда возраст не обзаводится таким полезным спутником. И всё же рано или поздно иллюзии тают, а необдуманные поступки оставляют порой глубокие раны в сердце, калечат судьбы, доводят до отчаяния. Поэтому надо смотреть на жизнь трезво и открытыми глазами. Тогда меньше шансов попасть в западню и больше возможностей «подстелить себе соломку».

Полагают, что возраст от 17 до 30 лет должен быть посвящён решению двух кардинальных вопросов — получению образования (профессиональному самоопределению) и созданию семьи. Если это не сделано до 30 лет, в следующий, наиболее продуктивный период жизни (от 30 до 40 лет) «переходные» кризисные моменты нередко проявляются острее. Если же человек состоялся в семейной и профессиональной жизни, он может достичь максимальных результатов своей деятельности.

И, наконец, самое главное: «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Прит. 21, 30–31).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *