Среда, 18 сентября
Shadow

Антидуринг

23:21 05.11.2020ВЕРУЮАнтидурингНиколай Цыганов

Путь замены природных систем искусственными, даже запрограммированными на бόльшую, чем природная, функциональность, — путь тупиковый, упирающийся в зависимость существования человека от искусственно созданной и организованной среды, способной непредсказуемо давать бесконтрольные сбои. Тупиковость и ограниченность этого пути блестяще подмечены народным сознанием в образе Кощеевой смерти — яйца с иглой внутри. Здесь и предчувствованный образ зачатия в пробирке, и генных технологий, способных обернуться непредсказуемыми последствиями, и хрупкости соединения живого и неживого по признаку материальности обеих составляющих. «Поживи с иглой в яйце», — смеётся над подобным синтезом народный юмор.

Ещё в XIX веке известный учёный Герман Людвиг Гельмгольц самоуверенно заявил, что если бы он проектировал глаз человека, то сделал бы это лучше, чем Господь Бог. Сегодня мы знаем, что, при всех достижениях науки, ещё не создан оптический прибор, способный хоть отдалённо сравниться с «несовершенным», по мнению Гельмгольца, человеческим глазом. Богом созданный зрительный орган человека способен различать один-два кванта света, чего не могут самые чувствительные приборы. Может видеть без приборов как микроскопически малые величины (Лесковский Левша, подковавший блоху), так и различать без телескопов спутники Сатурна, о чём можно прочесть в книге Виктора Пекелиса «Твои возможности, человек». Одной этой книги, казалось бы, достаточно для того, чтобы заткнуть рты сегодняшним последователям и сторонникам Гельмгольца, называющим себя трансгуманистами. Их стремление механическим или иным технологическим (биотехнологическим) путём «улучшить несовершенного человека» обусловлено непониманием и неприятием того неисчерпаемого богатства возможностей, которыми Бог здесь и сейчас наделил Своё творение, даже в его теперешнем, падшем состоянии.

Даже если мы ограничим круг возможностей и способностей человека только его земными интересами и задачами, то никакая самая буйная фантазия, уповающая на достижения научно-технической сферы, не сравнится с природными, Богом данными возможностями. Попытки расширения возможностей человека через внедрение в организм микрочипов и других изобретений человеческого разума, порою весьма полезных, таких, как искусственные органы, зубы, суставы, кардиостимуляторы и т. д. и т.п., — всего лишь жалкие попытки скопировать уже имеющееся богатство. Обновление человека не требует иных технологий и средств, кроме Таинств Крещения и Миропомазания, в результате которых человек становится новой тварью во Христе (ср. 2 Кор. 5, 17) с новыми свойствами и возможностями, которые апостол Павел сформулировал кратко и ёмко: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4, 13).

Не призывая выплёскивать из ванны вместе с водой и «технологического» младенца, обратимся к возможностям Богоданным и гарантированным Господом всем верующим в Него людям. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня делá, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12).

Апостол Павел в Послании к Евреям перечисляет дары веры во Христа, реально полученные уже в его время верующими христианами, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими» (Евр. 11, 33–35).

«Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 5).

Даже краткий обзор дел Господних, доступных и сегодня грешному и падшему человеку, далеко выходит за границы мечтаний и аппетитов трансгуманистов. Автор не станет ссылаться на конкретные стихи Нового Завета, за редкими исключениями, поскольку православному читателю все евангельские факты хорошо известны.

 Нужно отметить, что все чудеса Господни, повторённые в том или ином приближении святыми Православной Церкви в течение почти двух тысячелетий, совершались мгновенно или очень быстро, в пределах часов, минут и секунд и по обетованию Господню доступны верующим христианам и сегодня. От представленного выше перечня чудес общего характера обратимся к той конкретике чудес Господних и Его святых, которая так или иначе, непосредственно или опосредованно пересекается с земными целями трансгуманистов.

Воскрешение Господом мёртвых: дочери Иаира, сына наинской вдовы, четырёхдневного Лазаря. Исцеления страждущих не только в присутствии Господа, но и на расстоянии, как, например, слуги сотника или дочери хананеянки.

Насыщение пяти и четырёх тысяч человек через умножение нескольких хлебов и рыбок до такой степени, что остатков еды набралось с перебором. Как сказал Борис Пастернак в одном из стихотворений, «Ты больше, чем просят, даёшь». Восстановление утраченного или получение просимого с превышением — основной количественный принцип чудес Господнего милосердия. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10).

Особо нужно отметить способность Господа в не прославленном ещё теле не быть задержанным недоброжелательными людьми: «И вставши, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился» (Лк. 4, 29–30). «Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» (Ин. 10, 39). «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 7, 30). «Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них» (Ин. 8, 59). Эту способность, отразившуюся позднее в другом варианте, с апостолом Петром, которого Ангел провёл живой плотью сквозь железо оков и сквозь стену темницы, нужно отметить особо, поскольку она свидетельствует о добровольном предании Господом Себя в руки пришедших арестовать Его в Гефсиманском саду. Если бы Господь пожелал, Он легко смог бы избегнуть ареста благодаря этому свойству ещё не прославленного тела, не говоря уже о возможности попросить у Отца 12 легионов Ангелов в Свою защиту. В эпизоде с арестом нужно отметить ещё один интересный факт. Один только апостол Пётр попытался защитить Господа, и то средством вполне земным — мечом. Остальные Апостолы (вероятнее всего, Промышлением Господним) не вступились за Него. А ведь у них были средства намного эффективнее и страшнее мечей. Вспомним евангельский эпизод, в котором Господа и Апостолов не приняли на ночлег в самарянском селении: «Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9, 54). И ведь это было не пустым бахвальством, а вполне реальной возможностью и способностью, которой были наделены и обладали, скорее всего, все двенадцать Апостолов. Если же в Апостолах в момент ареста Господа сработал «страх иудейский», блокировавший эту способность, то, скорее всего, по воле Господней. А всего вероятнее, случившееся забвение об этой способности Апостолов к самозащите чудесным путём является отражением общечеловеческого (в том числе и христианского) неведения вкупе с забвением всех возможностей и обетований Господних христианам или недостаточного осмысления их, рассмотрению чего посвящена в значительной степени данная работа.

 Сегодняшние православные епископы — преемники учеников Господних во всём объёме и богатстве дарований, полученных Апостолами от Господа ещё до Пятидесятницы, не говоря уже о дарах, полученных через Схождение на них Духа Святого. «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте <…> Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать <…> ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 8; 19–20). Эти дары Господа сообщены Апостолам задолго до Пятидесятницы. Именно по этой причине в Православной Церкви так много святителей, т. е. епископов, преемников Апостолов, прославленных в лике святых чудотворцев. Но и рядовые члены Церкви Христовой немногим обделены в сравнении с епископатом. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 1718).

Но главным обетованием Господним остаётся первое: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня делá, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Можно бесконечно перечислять чудеса Господни, повторённые в том или ином приближении святыми Его. Жития святых, повествующие нам обо всех чудесах почти двухтысячелетней истории христианства, если относиться к ним как к историческому источнику, а не как к заклеймённым материалистически-атеистическим сознанием «поповским сказкам», охватывают весь объём общественной материально-житейской сферы, да и всей планетарной жизни. Почти две тысячи лет исполняется обетование Христово: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29) — христианскими святыми в том или ином варианте, и не только православными, поскольку святыми повторены все чудеса Господни, которые мы найдём на страницах не только Нового, но и Ветхого Завета, так как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Иисус Навин остановил солнце и луну в сражении при Гаваоне: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «Стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»?» (Нав. 10, 12–13).

Но мало кто знает, что повеление солнцу остановиться успешно повторил живший в V веке в Египте святой Виссарион (память 6 июня по старому стилю), чтобы закончить путь, задержавшись в дороге. Он же сделал солёную морскую воду ключевой, чтобы утолить жажду своего ученика.

Святитель Николай Мирликийский молитвою прекратил бурю на море, почему и сегодня к нему, как покровителю путешествующих, с молитвою о безопасном пути обращаются верующие.

Отдельно коснусь эпизода с хождением по водам апостола Петра. Но прежде упомяну, что способность хождения по воде проявляли и русские святые. Блаженный Василий, московский святой (память 2 августа по ст. стилю), неоднократно перебегал Москву-реку по воде, а порою перелетал её по воздуху, по свидетельству иностранцев. Преподобный Мефодий Пешношский (Песношский), ученик преподобного Сергия Радонежского, в 1361 году при постройке монастыря на другом берегу реки переносил на плече целые деревья для постройки, переходя с этим грузом реку по поверхности воды.

Что касается апостола Петра, то он открыл всем нам, что главным законом, относящимся к земной реальности, является повеление Господне, даже когда оно расходится с привычным, Им же учреждённым порядком вещей. «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Канон Великий Андрея Критского, песнь восьмая).

«Петр сказал Ему в ответ: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он же сказал: «Иди». И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! Спаси меня!» Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усумнился?» И когда вошли они в лодку, ветер утих» (Мф. 14, 28–32).

И ещё об одном чуде с хождением Господа по воде повествует нам Евангелие от Иоанна (Ин. 6, 20–21), когда, ободрённые словом Христовым: «Это Я, не бойтесь», —ученики среди моря «хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли», то есть лодка со Христом и учениками телепортировалась с середины водного пространства в пункт, «куда плыли». То, что Господь сделал для всех учеников, да ещё вместе с лодкой, Ангел Господень позднее повторил для апостола Филиппа, перенеся его в город Азот (см. Деян. 8, 39–40).

О возможностях веры в Новом Завете, как и во всём православном вероучении, сказано так много, что повторить в короткой статье невозможно. Вся глава 11-я Послания апостола Павла к Евреям посвящена рассмотрению понятия и возможностей веры. И в эпизоде хождения по морю Господь упрекает апостола Петра именно в маловерии, ведущем к погибели. Господь извлекает Петра из пучины гибели не только на уровень водной поверхности, по которой они вдвоём возвращаются в лодку, но и восстанавливает его в уровне веры более высоком, чем тот, который позволил Петру преодолеть «чин естества». Иисус Христос, Второй Адам, восставивший в Себе падшего праотца, восстановляет в лице апостола Петра всё падшее человечество на уровень неизмеримо более высокий, чем оно имело в лице первого Адама до грехопадения. Вместе с Собой Господь «в лодке веры» потенциально возносит всё человечество на Небеса, одесную Отца. И это чудо восстановления падших Господь производит ежедневно и ежечасно в отношении каждого человека, взывающего к Нему: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13), и в особенности «тех, кто Христовы» (Гал. 5, 24). «Автоматически», даже по факту Крещения человека, никого Христос не спасает. Но сколько бы раз человек ни падал, если взывает покаянно ко Господу, получает прощение и спасение. Это мы вновь и вновь видим на примере апостола Петра. После троекратного отречения от Господа через покаяние и троекратное исповедание любви к Нему Пётр восстановлен Христом в апостольском звании. Это происходит после третьего падения Петра, когда после распятия Христова, лишившись непосредственного руководства Господа, Пётр ниспадает на уровень рядового рыбака (см. Ин. 21, 3), возвращается к занятию прежней профессией для пропитания, и это имея всё богатство даров и Господа, и Духа Святого, и при всём том не очень понимая, что же ему, «ловцу человеков», с этим богатством делать; чем, без Господа рядом дальше заниматься и чем снискать хлеб насущный. И только Господь раскрывает Петру, ещё не ставшему зорким, духовные его очи, поручив ему заботу о новорождённой Церкви. Воистину, «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

 Основные причины неумения воспользоваться в полной (или ограниченной) мере дарами Божиими, полученными каждым православным христианином в Таинствах Крещения и Миропомазания, — неведение о них или неверие в то, что эти дары относятся и лично к нему, каждому конкретному человеку. Ну, и препятствует, конечно, наша нечистота духовная и телесная (грехи блудные и другие), блокирующая наши, христиан, возможности. Вспоминается по аналогии газетное четверостишие о сходном неведении:

Был напуган мальчик Гена

В кабинете для рентгена:

Он не знал, что много лет

В Гене прятался скелет.

Как часто мы не осознаём в себе наличие этого «спрятанного внутри нас скелета», Христа в центре нашего бытия, той бытийной основы, которая и держит нас, и предоставляет более чем фантастические возможности уже на этом, земном уровне. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

 Когда-то советское материалистическое мировоззрение, рассматривавшее человека как плод эволюции, находило в организме человека десятки, если не сотни «рудиментов», к числу которых был отнесён, в частности, копчик. Считалось, что его, «остаток хвоста», нужно удалить для усовершенствования человека. Сегодня медики говорят, что копчик держит почти все внутренние органы на уровне таза. Без него человек был бы беспомощнее исцелённого апостолами Петром и Иоанном нищего, не ходившего сорок лет «от чрева материнского». Именем Иисуса Христа апостол Пётр этого человека мгновенно исцелил, не только сделав здоровыми его ноги, но и мгновенно научив ими пользоваться (см. Деян. 3, 1–11). А трансгуманизм предлагает, образно говоря, копчик оперативно удалить, заменив конструкцией более прочной, чем кости, присовокупив к ней механизм, позволяющий нажатием кнопки на пупке обеспечить автоматическое снятие штанов в туалете с контролем «на внутреннем экране» процесса дефекации.

В центр своего бытия трансгуманисты помещают не просто человека, а крайнего индивидуалиста со всем багажом его самости, настолько искусственно раздутой, что прямым аналогом внедрённого внутрь организма чипа или механизма становится внешний его близнец, такой, как «супруг или супруга» в виде смартфона с приделанным к нему обручальным колечком. Из той же серии однополые (и многополые) браки. Апофеозом этого вектора потребительского бытия, да и всей философии трансгуманизма, стали узаконенные западным миром «браки» с самим собой. А сексуальную функцию реализовать можно, при наличии средств, с помощью секс-робота, функционально и по внешним данным превосходящего реального живого «партнёра» настолько, что законодательство ряда западных стран дозволяет заключать «браки» с такими «партнёрами». Прямая дорога к истреблению человечества через прекращение размножения при поисках достижения научно-техническим путём индивидуального биологического бессмертия. Философия трансгуманизма не задумывается о смысле бытия, перспектива носителей этой философии — вечная сытая потребительская жизнь в «усовершенствованном теле. Для тех, разумеется, у кого есть для этого деньги и власть. Для остальных же, кто позволит, задурив себе голову, внедрить в свой организм любую техносистему (с благими, разумеется, целями и намерениями, ведущими в известное место), — контролируемое при её помощи мышление и поведение обдурённого раба. И эта технология уже применяется в таком современном явлении, как биохакинг, когда полученную любым путём биоинформацию о конкретном человеке через наработки в области генной технологии используют для управления функциями конкретного организма в направлении, желательном для властных и/или стремящихся к мировому господству структур.

В советском фильме «Золушка», в заключительной сцене, король сказочного королевства в исполнении Эраста Гарина произносит фразу, которую автор данной статьи напоминает себе ежедневно: «Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно, можете предъявить?»». Хотелось бы, чтобы и проповедникам, и практикам трансгуманизма нашлось бы что предъявить Господу кроме амбиций, и воспоминаний о горстке погребённых с телом в земле технических устройств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *