Четверг, 28 марта
Shadow

«Милостыней же милуй всякого…» Продолжение

18:49 04.02.2020РУССКИЙ ВЕК«Милостыней же милуй всякого…» ПродолжениеВиктор Саулкин

Почему же в России сохранились до ХIХ века все народы, которые упоминал в «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец?

Новгородская Русь была конфедерацией, союзом славянских, балтских и финноугорских племён: новгородских словен, кривичей, чуди и мери. На юге Древнерусского государства осели ковуи, «чёрные клобуки» — степные племена, которых называли «свои поганые», т. е. свои язычники. Это не было ругательством.

Духовной основой такого отношения русских к другим народам было Православие.

Духовные основы национальной политики России

Инородцы и недруги, ставшие русскими святыми

В православной Российской империи с уважением относились и к исламским народам, к народам, исповедующим буддизм. Православное отношение к иноверцам, к людям других народностей и рас как к братьям, а не низшим расам в корне отличало Российскую империю от Британской и остальных европейских колониальных империй.

В России не было низших и высших рас и народов. Русские князья брали в жёны дочерей половецких ханов. Во время золотоордынского ига женились на дочерях татарских ханов. Конечно, и половчанки, и ордынки, выходя замуж за русских князей, крестились и принимали православную веру.

В ХI веке основатель русского монашества преподобный Антоний Киево-Печерский писал сыну Ярослава Мудрого, киевскому князю Изяславу:

«Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацин, болгарин или еретик, латынин или язычник, — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

Уже в 1257 году князь Глеб Василькович Ростовский женился у Великого хана в Монголии. Князь Фёдор Смоленский отличался огромным ростом, красотой и воинской доблестью, совершал ратные подвиги во время похода на Кавказ. Дочь хана Менгу-Тимура влюбилась в русского витязя, и в 1279 году хан Золотой Орды отдал свою дочь замуж за князя Фёдора Ростиславовича Ярославского. Невеста приняла святое Крещение с именем Анна. Князь Фёдор Ростиславович и княгиня Анна прославлены в лике святых.

В 1302 году в Орде женился князь Константин Борисович. На Кончаке, сестре хана Золотой Орды Узбека, был женат и московский князь Юрий Данилович, старший брат князя Ивана Калиты. В Крещении Кончака приняла имя Агафья.

Сибирские ханы

Среди русских первым святым из выходцев Золотой Орды стал Пётр, царевич Ордынский, чингизид, принявший Православие. В 1253 году святитель Кирилл II был в Золотой Орде и ходатайствовал там о нуждах своей епархии перед ханом. Он рассказал хану о чудесах, совершавшихся от мощей святителя Леонтия Ростовского. Слушал это и юный племянник хана Берке. После, когда у этого хана заболел сын, он вызвал епископа Ростовского Кирилла c требованием исцелить сына. По молитвам святителя больной выздоровел. (Позднее святитель Алексий, митрополит Московский, так же исцелит в Орде ханшу Тайдулу, любимую жену хана Узбека.)

На обратном пути из Орды святителя Кирилла догнал отрок, племянник хана. В Ростове он принял Православие, крестившись с именем Пётр, женился. О его благочестивой жизни свидетельствуют не только его подвиги, но и чудесное явление ему святых апостолов Петра и Павла. Им был посвящён монастырь, основанный царевичем на берегу ростовского озера Неро. В этом монастыре святой подвижник позднее почил в 1290 году, дожив до глубокой старости.

Церковь чтит потомка татарского баскака — преподобного Пафнутия Боровского.

Из местно-чтимых святых известны Иоанн и Мария Устюжские. Баскак Батыя Буга притеснял жителей Великого Устюга. Однажды он увидел дочь некоего устюжанина Марию и насильно взял её себе. Когда в русских городах вспыхнуло восстание против баскаков, устюжане решили расправиться с насильником. Чтобы избежать расправы, татарин по совету Марии принял Крещение и вступил с нею в христианский брак, чем успокоил народ, увидевший в этом искупление его преступления. При Крещении баскак был назван Иоанном. Однажды во сне ему было видение некоего чудного мужа. Пробудившись, он рассказал жене своей о бывшем ему сновидении и спросил её, кто такой Иоанн Предтеча. Вскоре принявший христианство Иоанн построил храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.

После покорения Казани в 1552 году на Русь был приведён сын татарского мурзы, который был крещён с именем Сергий, позднее он принял монашество с именем Серапион, подвизался на севере в Кожеезерском монастыре и прославлен как преподобный.

Великим баскаком владимирским при трёх первых золотоордынских ханах и при трёх великих князьях владимирских был некто Амирхан. Православное имя его —Захарий. Известно, что он являлся крестником самого Александра Невского.

Праправнуком Захара-Амирхана и был преподобный Пафнутий Боровский (иконография преподобного Пафнутия сохраняет азиатские черты).

Праправнуком Захара-Амирхана и был преподобный Пафнутий Боровский (иконография преподобного Пафнутия сохраняет азиатские черты).

Ордынский мурза Салахмир, прибывший к рязанскому князю Олегу, принял Крещение с именем Иоанн и женился на сестре князя Анастасии.

На службу князю Московскому пришёл из Орды царевич (т. е. потомок Чингиз-хана) Серкиз. Ордынский царевич также принял Крещение с именем Иоанн. Его сын Андрей Иванович сложил голову на Куликовском поле, сражаясь в русском войске с ордынской ратью Мамая.

Гербы русских войск и народов

После взятия Казани Государь Иоанн Васильевич Грозный строго повелел никого из татар насильно не крестить, но приводить ко Христу «лаской и любовью».

И всего через 60 лет после взятия Казани, в 1612 году, отряды казанских татар идут вместе с ополчением Минина и Пожарского освобождать Москву от поляков.

Представьте, всего шесть десятилетий прошло с окончания ожесточённого противостояния Москвы и Казанского ханства! Казанские татары побеждены. И вот Московское царство разорено, русские воюют друг с другом, в Кремле засели поляки.

Казалось, поднимай восстание: ведь могущественные враги Москвы немедленно станут твоими союзниками и можно будет восстановить Казанское ханство. Но татары идут воевать с врагами России и освобождать Москву.

Это замечательные плоды национальной политики Русского государства, отношения к другим народам, даже недавним врагам, которое основано на православной вере.

Можно ли представить, что ирландцы после зверств Кромвеля пошли бы освобождать Лондон от врагов Англии?

Глубина православной веры действовала на души не только ордынцев, но и на западных христиан.

В середине далёкого XIII века из города Любека в Великий Новгород по торговым делам прибыл немецкий купец. Поражённый красотой Православия, немецкий купец останется на Руси, раздаст всё своё имущество нищим и примет самый тяжёлый подвиг, которого не знает латинский Запад, — станет юродивым Христа ради, известным как Прокопий Устюжский.

В начале XV века уже не из славного Любека, но из славного Бранденбурга в Ростов Великий пришёл немец, который также навсегда остался на Руси и также принял подвиг юродства, — святой Исидор Ростовский, сподобившийся дара пророчества; по его молитвам совершались исцеления.

Под рукой Белого Царя

Российская империя создавалась, в отличие от колониальных империй Западной Европы, не путём завоевания заморских колоний.

Русские люди шли по северным сибирским рекам «встречь солнцу», освоили огромные пространства Евразии, раздвинули границы Русской державы до Амура и Аляски. Государь Пётр Великий преобразовал Московское царство в могущественную Российскую империю. Под руку могучего Белого Царя приходили различные народы, искавшие защиты от хищных соседей. Так, просились в подданство Российской империи народы разделённой на отдельные царства и княжества Грузии: кахетинцы и мингрелы, имеретинцы и гурийцы. У России искали защиты армяне и киргиз-кайсаки. Некоторые народы приходилось усмирять грозной рукой, охраняя свои границы и мирную жизнь поданных империи от набегов разбойников и торговцев людьми. Так были покорены воинственные горцы Кавказа, вошли в состав империи народы Туркестана.

Большинство народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства.

В отличие от колониальных империй «цивилизованных стран», которые почти полностью истребили население трёх материков (Северная и Южная Америка, Австралия) и поработили Африку, Россия разрасталась, главным образом, путём вхождения в её состав различных территорий и народов на основе договоров.

И русская власть разрешала сохранять на многих территориях местное самоуправление, национальные традиции и обычаи, привычные формы хозяйственного уклада.

В новой провинции империи назначался генерал-губернатор, народы приводились к присяге Русскому Царю.

При этом местные князья и ханы по-прежнему правили своими народами, аксакалов и старейшин выбирало местное население.

В Российской империи с равным уважением относились к национальным особенностям и обычаям как европейских народов, поляков и финнов, так и народов Кавказа и Средней Азии.

Великое Княжество Финляндское и Царство Польское

Например, как только после окончания русско-шведской войны Финляндия в 1908 году вошла в состав России, император Александр I издал Манифест, по которому население Финляндии полностью уравнивалось в правах с остальными подданными. Но за ним сохранялись права и преимущества, установленные до присоединения к России.

Все Российские императоры впоследствии подтверждали коренные законы края, право финляндцев на свободное отправление их веры, права собственности и преимущества, которыми они ранее пользовались.

В 1815 году было провозглашено переименование отошедшей к России части Герцогства в Царство Польское.

Польский злотый

Управление Царством Польским основывалось на особенных правилах, «свойственных наречию, обычаям жителей и к местному положению применимых».

В Российской империи была широкая веротерпимость: «различие христианских вероисповеданий не устанавливает никакого различия в пользовании гражданскими и политическими правами». Покровительство законов и правительства распространялось на духовенство всех исповеданий.

Более того, согласно Конституционной хартии, за епископами Римско-Католической Церкви по количеству воеводств и за одним греко-униатским епископом было закреплено право участвовать в работе сената Царства Польского.

Все наследники Императорского престола обязаны были под клятвой, приносимой при короновании, сохранять и требовать сохранения Конституционной хартии. За польским народом было закреплено право на народное представительство — сейм.

Несмотря на недовольство польской шляхты, волей Русского императора в Царстве Польском крестьяне были освобождены от барщины. Именно велением Русского самодержца польским крестьянам предоставлялись льготы и освобождение от повинностей в пользу помещиков. Напомним, что в Речи Посполитой была самая тяжёлая форма крепостной зависимости, крестьяне были бесправными.

Именно заботой русских государей польские крестьяне были допущены к участию в делах сельского управления.

На правах братьев

В Российской империи сохранялись традиции и обычаи всех народов, принимавших подданство Русского царя, но при условии, что это были обычаи, «не противоречащие началам милосердия».

После того как в 1873 году над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством был установлен протекторат Российской империи, там было отменено рабство и работорговля.

При приёме в подданство Кавказа и Средней Азии все местные народы в правах приравнивались ко всем остальным российским подданным, но освобождались от обязанности военной службы.

На правах братьев

В Положении об управлении Туркестанским краем было утверждено равенство новых подданных Русского царя со всем народом Российской империи: «Туземцы Туркестанского края (кочевые и оседлые), живущие в селениях, пользуются правами сельских обывателей, а проживающие в городах — правами городских обывателей. Преимущества, присвоенные другим состояниям Российской империи, приобретаются туземцами на основании общих законов».

Можно представить, чтобы население Индии или других британских колоний уравнивалось в правах с англичанами?

Кочевым народам оставлялось право жить на прежних своих землях. Все ханы, нойоны, беки продолжали управлять своими племенами согласно древним обычаям.

Точно так же относились к народам Русского Севера и Сибири. Со времён освоения Сибири русскими землепроходцами царская власть требовала от воевод следить, чтобы не было притеснения местных народов. Северные и сибирские инородцы имели полную свободу заниматься земледелием и скотоводством, пасти оленей, добывать пушнину и т. д.

«Каждый по-своему в Бога верует»

Кстати, почему-то до сих пор многие считают, что слово «инородцы» несёт некий уничижительный смысл: якобы русские так выражали своё презрительно-снисходительное отношение к другим народам империи.

Но ведь Российская империя была создана русским народом, ядром империи было Московское царство, и представители иных народов, присоединявшихся к России, назывались инородцами.

Существовал Устав об управлении инородцами. Конечно, в православной империи были миссионеры, которые с проповедью Евангелия могли обращаться к иноверцам. Проповедовали языческим племенам Сибири, но насильно их никто не крестил. Среди народов, исповедующих ислам, христианская проповедь совершалась крайне деликатно. В Казанской семинарии, где готовили миссионеров, учили проповедовать не только словом, но прежде всего добрыми делами и нравственным образом жизни, и строго запрещалось хулить чужую веру.

Такое православное отношение к людям иной веры было характерно для всего русского народа. «Ну что же, каждый по-своему в Бога верует», — говорили русские крестьяне, сталкиваясь с язычниками в Сибири или мусульманами в Поволжье, на Кавказе и в Средней Азии. Это ни в коем случае не признак теплохладности в православной вере, но глубоко христианское отношение к свободе человека, неосуждение тех, кто не открыл для себя Христа Спасителя.

Ни в одной стране мира нет такого примера мирного и доброго соседства христиан и мусульман, как в России.

Вхождение в состав Российской империи многие народы избавляло от нашествий более сильных соседей, нередко от кровавых междоусобиц. Например, к ХVIII веку казахи страдали от жестоких набегов с востока свирепых джунгар, с юга наседал персидский шах Надир.
И в 1717 году Тауке-хан обратился к Государю Петру I c просьбой принять казахов в российское подданство. Но Россия в это время вела Северную войну.
И лишь при Анне Иоанновне в ответ на просьбы султанов Младшего жуза было решено принять их в подданство России. Затем попросились под руку Белого Царя племена Среднего жуза, а через некоторое время и Старшего жуза. Принимая присягу, казахи обязывались навечно хранить верность России, обеспечивать безопасность караванов в казахских степях и жить в мире с соседями.

О том, как часто распри и войны вспыхивали между разными народами Кавказа, хорошо известно. Кавказская война велась с горцами Северного Кавказа за безопасность пути в Закавказье — ради спасения народов Грузии и Армении. Как иначе можно было обезопасить единоверные народы, принявшие подданство Российской империи?

Россия должна была обеспечить безопасность своих границ. Но после того как северокавказские народы приняли подданство России, на Кавказе наступило спокойствие. Да, война велась 47 лет, но народы Кавказа оказались зажаты между тремя могущественными империями — Османской, Персидской и Российской. Сохранить независимость им бы не удалось. И невозможно утверждать, что в Турецкой империи горцам жилось бы лучше.

Идея, созидавшая империю

Русские создали государство-семью, в котором по-братски всегда жили и могут жить и другие коренные народы России.

Можно назвать немало замечательных государственных мужей и деятелей культуры нерусского происхождения, которые верно и самоотверженно служили России. Но все они творили величественную русскую историю и русскую культуру, подчиняя свой талант великой русской идее. Смысл русской идеи, которая позволила создать неповторимую русскую цивилизацию, очень точно выразил в своей книге «Русская идеология» святитель Серафим Соболев.

Русскую идею можно назвать идеей служения. Русские построили великую державу, стремясь служить Богу, стремясь быть верными чадами Православной Церкви, сохранить в чистоте веру православную, верно служить Царю как Помазаннику Божию и отцу народа и твёрдо и грозно служить Святорусской земле — своему земному Отечеству.

Нам нет необходимости учиться у так называемых цивилизованных стран пресловутой толерантности в межнациональных отношениях. Конечно, в отличие от эмигрантов, активно заселяющих сегодня Францию и Германию, татары и башкиры, вепсы, карелы, ханты, манси и другие народы веками жили на своих землях и являются коренными народами России. И никто не сомневается в том, что они всегда обладали и должны обладать равными правами в Российском государстве. Так было и так будет.

Но никто не станет отрицать, что именно русские, объединившись вокруг Москвы, на протяжении веков создавали своё государство, принимая под своё крыло другие российские народы и постепенно включая их в работу по строительству империи.

Именно русские создали православную Российскую империю, в которой с уважением относились и к исламским народам, и к народам, исповедующим буддизм.

Империи создают имперские народы

Народы, которые были способны создавать империи, можно пересчитать по пальцам. Не каждый народ обладает даром имперского строительства. Русские являются имперским народом, создавшим самое обширное в мире государство.

Жители русских губерний несли и более тяжёлое налоговое бремя, чем инородцы. Так было потому, что русские, в отличие от англичан и других европейцев, не считали эти народы своей добычей, которую необходимо использовать для собственного обогащения. Так было и в советской империи. Русские привычно брали на себя самую тяжёлую ношу.

Думаю, нет нужды доказывать, что государственность и все исторически сложившиеся черты и особенности Российской империи сформировались под воздействием именно русского национального характера.

Точно так же особенности государственности Франции складывались под воздействием национального характера французов, особенности государственности Великобритании — под воздействием характера англосаксов, шотландцев и ирландцев, особенности Германии — под воздействием немцев. То же самое относится к Испании и Италии.

Создали Российскую империю именно русские. Это исторический факт, который не может никого обижать. И историю нельзя искажать из соображений некоей «толерантности».

Чиновники, что сегодня составляют стратегию национальной политики, нередко своей ложной «толерантностью» поощряют скрытый сепаратизм национальных элит в РФ.

Сегодня в Татарстане заговорили о том, что необходимо исключить из государственных праздников России «стояние на Угре», — якобы из соображений толерантности.

Но ведь стояние на Угре — это рождение независимой Русской державы. Это и священная история русского народа — праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Праздник утверждён в память о спасении Руси от нашествия хана Ахмата и в память окончательного свержения ига Золотой Орды. Предлагают пересмотреть и отношение к Куликовской битве. Но ведь битва состоялась в праздник Рождества Богородицы.

Богатыри

И все русские люди хранят эту священную историю русского народа в своей генетической памяти — важнейшая часть национального архетипа.

Такие попытки внутри России переписать историю под предлогом «толерантности» и якобы «укрепления дружбы народов» не менее опасны, чем усилия западных историков-русофобов.

Если сломается архетип сознания имперского русского народа, то погибнет Российская держава. И тогда очень плохо придётся всем народам нашего государства.

В Советском Союзе пытались создать новую общность — советский народ. Попытка оказалась неудачной. В современной России делают попытки создать нацию «россиян». Но бессмысленно заниматься экспериментами в национальной политике, не обратившись к тысячелетнему опыту Российской державы — Третьего Рима.

Народ-богатырь, народ-созидатель

Для русских сегодня самым важным является возвращение к своим корням, которые пытались перерубить в 1917 году, а начиная с 1991-го пытались окончательно выкорчевать.

Обращение к архетипам народного сознания и исторической памяти, прежде всего русского народа, позволило победить страшного врага, в кратчайшие сроки поднять страну из послевоенной разрухи и полететь в космос. Недопустимо предавать забвению вековой опыт, позволивший создать Российскую империю, одерживать победы в советский период истории.

В современной России нет государственной идеологии. Всё чаще звучат голоса о том, что без государственной идеологии России невозможно успешно развиваться, выстраивать Русский мир. Но не стоит изобретать велосипед. Необходимо вернуться к русской идеологии, которая позволила создать русскую цивилизацию и построить могучую Российскую империю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *