Четверг, 18 апреля
Shadow

Рождество Пресвятой Богородицы: мы пели и не знали, кому посвящён романс

08:36 21.09.2019Рождество Пресвятой Богородицы: мы пели и не знали, кому посвящён романс

Мария Городова

День Рождества, то есть Рождения Богородицы, в народном сознании всегда считался великим праздником — в России почитали Мать Христа. И простые люди, в домах которых всегда находился красный угол для икон Богородицы, и интеллигенция, часто в своих исканиях уходившая слишком далеко от христианства.

Но куда бы последних ни заводили их духовные поиски, «тёплое заступничество» Богородицы они оставляли с собой. У Иннокентия Анненского есть стих, написанный незадолго до кончины и проясняющий, почему так происходило:

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной молю ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

(3 апреля 1909 года, Царское Село)

Удивительно музыкальный стих стал основой как минимум для трёх романсов: музыку к нему писали и эмигрант Александр Вертинский, и советский композитор Юрий Шапорин, и популярный бард Александр Суханов. А уж исполнителей было не счесть — от самого Вертинского до Высоцкого, от Сличенко до Гребенщикова, от Ободзинского до Погудина… Стих очень точно отражал чувство благоговения перед небесной высотой, и неважно, что не все догадывались: он посвящён отнюдь не земной женщине. Хотя нет, Богородица была рождена здесь, на земле, и в одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной Лестницей, по Которой стосковавшееся человечество восходило на Небо.

Но как же происходило рождение Божьей Матери? Согласно священному преданию, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, и именно из этого рода, по пророчествам, должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия. Но Иоаким и Анна были женаты уже двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришёл в Иерусалим на большой праздник и принёс в храм жертву, первосвященник публично отверг её. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Снедаемый стыдом и горечью праведный Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой.

Он решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провёл сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребёнка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, стала молить Бога, чтобы Он даровал им ребёнка, и дала обет, пообещала, что посвятит дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слёзы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Неё будет даровано спасение всему миру, и наречётся Она Марией«.

Мария на древнееврейском означает «возвышенная«, «превознесённая«, но, одновременно, имя одного корня с выражением «горькая вода«, то есть со слезами. Согласно данному обету, святые праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребёнка Богу. Кстати, святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне бесплодные пары издревле молятся о даровании ребёнка.

Как пишут богословы, Богородица стала связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет — мы говорим: «Пресвятая Дева Мария«, Всенепорочная«. И тоску по такой неземной чистоте и святости, такой неземной теплоте и всеобъемлющей любви человек испытывал всегда, даже в годы глухого атеизма. Разве популярность романса «Среди миров, в мерцании светил» это не доказывает?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *