Пятница, 29 марта
Shadow

Молитва Господня. Продолжение

21:11 24.05.2019Молитва Господня. ПродолжениеМитрополит Волоколамский Иларион

Воля Божия — одно из важнейших понятий библейского богословия. Согласно Библии, воля Божия стала причиной сотворения Вселенной, Солнца и Луны, звёзд и неба: ибо Он сказал, и они сделались, повелел — и сотворились. По воле Бога, руками Божиими был сотворён человек. Грехопадение Адама и Евы стало нарушением воли Божией и причиной изгнания их из рая. Однако сознание того, что воля Божия должна действовать в мире, сохранялось среди их потомков. Оно обновлялось в каждом новом поколении.

Сын Божий стал Сыном человеческим во исполнение воли Отца: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). О Себе Иисус говорил: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Послушание воле Отца было основной движущей силой земной миссии Сына Божия. Исполняя это послушание, Он добровольно претерпел страдания и смерть.

До грехопадения Адама и Евы воля людей совпадала с волей Божией. После грехопадения человеческая воля часто оказывалась в конфликте с ней. Первозданный человек не имел греховных наклонностей: его свободная воля находилась в послушании воле Божией и в гармонии с ней. Но после того как человек вкусил от древа познания добра и зла, то есть на опыте приобщился к злу и греху, его свободная воля оказалась перед постоянным выбором между добром и злом.

Будучи полноценным человеком, Иисус Христос обладал и полноценной человеческой волей. Однако Его человеческая воля не вступала в конфликт с волей Бога Отца.

По словам Максима Исповедника (VII век), «так как Один и Тот же был всецело Бог вместе с человеком и Он же — всецело человек вместе с Божеством, Он Сам, как человек, в Себе и через Себя подчинил человеческое Богу и Отцу, предоставив нам Себя как наилучший прообраз и образец для подражания».

Молитва Господня

Наиболее сильным примером сочетания в Иисусе двух воль — Божественной и человеческой — является Его молитва в Гефсиманском саду. Согласно Матфею, Иисус сначала обращается к Богу со словами: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Во второй и третий раз Он просит Отца: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26: 42, 44). У Марка эта молитва приводится в следующей редакции: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14, 36). Лука передаёт молитву Иисуса в таком виде: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Все четыре варианта молитвы, приведённые у евангелистов, свидетельствуют о том, что по-человечески Иисус боялся смерти, однако послушание воле Отца ставил выше Своей человеческой воли. При этом в одном из вариантов (см. Мф. 26, 42) мы слышим буквальное воспроизведение слов из молитвы «Отче наш». Это совпадение не может быть случайным.

Прошение о воле Божией, которое Иисус включил в молитву «Отче наш», направлено на то, чтобы научить людей подчиняться ей. Эта воля совершается на небе, то есть в ангельском мире — там, где никто ей не противится. Христианин молится также о том, чтобы она совершалась на земле, в человеческом сообществе. Это не противоречит тому, что у каждого человека есть своя воля и что в молитве к Богу он может просить о чём хочет, как и Сам Иисус просил о том, чтобы, если возможно, чаша страданий миновала Его. Но, подобно Иисусу, верующий в Него должен подчинять свою волю Божией воле: изложив своё желание в молитве к Богу, он должен смиренно ожидать Божия ответа и принять его таким, каким он будет. В Первом послании Иоанна говорится: «…когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5, 14). Из этого можно заключить, что, если человек в молитве просит чего-то не по воле Бога, Он может и не послушать такую молитву.

Иисус не призывает Своих учеников к пассивному ожиданию исполнения воли Божией: Он призывает их быть соработниками Бога в исполнении Его воли. В этом — кардинальное отличие христианского подхода к жизни от того мироощущения, которое выражено в распространённой поговорке: «На всё воля Божия». Воля Божия — отнюдь не «на всё»: есть воля Божия на добро, но нет воли Божией на зло и грех. Совершая грех, человек идёт против воли Бога, вступает в конфликт с этой волей. Все события человеческой истории подразделяются на две категории: те, которые происходят по воле Божией, и те, которые совершаются вопреки воле Божией. Последние Бог «попускает», но не благословляет и не одобряет.

Молясь об исполнении воли Божией и на земле, как на небе, человек просит о том, чтобы в условиях земного бытия добро побеждало зло, добрая, Божественная воля доминировала над злой человеческой волей. В то же время он молится о том, чтобы самому стать соработником Бога.

В сборнике бесед анонимного автора начала V века, надписанном именем Иоанна Златоуста, отмечается, что три первых прошения молитвы «Отче наш» не обращены к Богу напрямую: в них употреблена безличная форма («да святится», «да приидет», «да будет»). В этом усматривается указание на то, что исполнение этих прошений — «непременно обоюдное дело, ибо и человек имеет нужду в Боге, и Бог в человеке ради делания правды. Ибо как человек не может без Божией помощи творить добро, так и Бог не может совершить благо в человеке, если тот не желает этого».

Молитва Господня

В словах: «…и на земле, как на небе», — используется терминология, характерная для Библии, начиная с самого первого её стиха. Детальное исследование употребления терминологической пары «небо–земля» в Ветхом Завете показывает, что в общей сложности она встречается там не менее 185 раз. Иногда небо и земля соединяются в одну тематическую пару, связанную союзом «и»: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1); «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2, 1); «Содрогнутся небо и земля» (Иоил. 3, 16). Иногда земля противопоставляется небу в рамках одного предложения, например: «Ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои?» (Втор. 3, 24); «Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Втор. 4, 39); «Да веселятся небеса, и да торжествует земля» (Пс. 95, 11). В некоторых случаях небо упоминается в паре не с землёй, а с другим понятием, имеющим сходную функцию, — с бездной (см. Пс. 106, 26), преисподней (см. Пс. 138, 8).

В этом же ряду стоит прошение молитвы Господней: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Молитва Господня

Терминологическая пара «небо–земля» в полной мере выражает особенности того религиозного мировосприятия, которое отражено на страницах Библии. Это мировосприятие основано на представлении о наличии в мире двух полярных начал, двух измерений — высшего и низшего. Бог присутствует и там, и там — Он царствует и на небе, и на земле. При этом на небе Он царствует беспрепятственно, земля же является ареной борьбы между добром и злом. На земле одни люди верны Богу, другие нет, одни ходят путями Его, другие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы.

Пришествие Сына Божия на землю радикальным образом изменило то соотношение между двумя противоборствующими началами, которое, как могло бы показаться на основе некоторых мест Ветхого Завета, сложилось в результате своего рода консенсуса между Богом и диаволом. В начальных главах Книги Иова Бог представлен наблюдающим за тем, что происходит на земле, а диавол — действующим в пределах, отпущенных ему Богом (см. Иов. 1, 6–19; 2, 1–7). Долгий спор между Иовом и его друзьями происходит при полном молчании Бога; диавол также никак не проявляет себя в этом споре. В конце книги Бог неожиданно появляется, отвечая Иову из бури (см. Иов. 38, 1). Однако Он не становится частью действия — Он лишь напоминает Иову о Своём безграничном могуществе и о той непреодолимой дистанции, которая отделяет человека от Бога, землю от неба.

С пришествием в мир Сына Божия эта дистанция исчезает. Теперь само небо спускается на землю, и Сам Бог в лице Иисуса вступает в рукопашную схватку с диаволом: из стороннего, хотя и сочувствующего наблюдателя Он превращается в действующее лицо. В этом контексте слова об исполнении воли Божией на земле, как на небе, приобретают особый смысл. Эти слова прозвучали не с неба: Иисус произнёс их на земле, в кругу Своих учеников. И Сам же Он становится гарантом и проводником воли Божией на земле.

«Так как мы, молящиеся, пребывающие ещё здесь, на земле, знаем, что воля Божия исполняется всеми небожителями, то и молимся о том, чтобы она и на земле во всём была исполняема точно таким же образом. А это будет тогда, когда ничего мы не будем делать вопреки воле Божией. Если же воля Божия и нами на земле столь же точно будет исполняема, как это происходит на небе, то будем мы походить на небожителей, потому что, подобно им, тогда мы будем носить в себе образ небесного (1 Кор. 15,49)!». Ориген. «О молитве»

«Некоторые толкователи понимают выражение: «…и на земле, как на небе» — как относящееся к духовно-телесному составу человека. Имея тело из земли, а дух с неба, будучи сами землёю и небом, мы молимся, да будет в том и другом, то есть в теле и в духе, воля Божия. Ибо тело и дух находятся в борьбе, и при взаимном противодействии их друг другу у них происходит ежедневная брань, так что мы не то делаем, что хотим: в то время как дух ищет небесного и божественного, тело устремляется желанием к земному и мирскому. Потому мы усердно просим, чтобы помощью и содействием Божиим установилось между обоими согласие и чтобы при совершении в духе и в теле воли Божией спасена была душа, возрождённая Богом». Киприан Карфагенский «Книга о молитве Господней»

Для того чтобы воля Божия осуществлялась, от людей требуется только одно — согласие. Это согласие уподобляет людей Ангелам и Самому Христу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *