Четверг, 25 апреля
Shadow

Человек, наполненный любовью

00:32 03.11.2018СВЕТИЛЬНИКИ ВСЕЛЕННОЙЧеловек, наполненный любовьюПреподобноисповедник Гавриил Ургебадзе

В ноябре Церковь празднует память преподобноисповедника Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе). Об удивительном святом и нашем современнике, подвизавшемся в Тбилиси в советские годы и первое время после распада СССР, издано немало книг; многие из них увидели свет задолго до его официального церковного прославления (например, самая известная — «Диадема старца»). Прочитав однажды эти воспоминания, публицист и журналист Лариса Хрусталёва решила отправиться в Грузию, в монастырь Самтавро, где жил преподобный Гавриил, где он был погребён и где в Преображенском храме покоятся теперь его мощи. Впечатления от путешествия и встреч с людьми, близко знавшими старца, легли в основу её книги «Человек, наполненный любовью», которая вышла в издательстве «Воскресение».

Казалось бы, что можно добавить к такому объёмному собранию воспоминаний близких, духовных чад и самых разных людей, общавшихся с преподобным, каким является упомянутая уже «Диадема старца»? Однако небольшая книга Ларисы Хрусталёвой убедительно доказывает: ценно любое свидетельство. Люди, знавшие старца Гавриила — мамао Габриэли, как называли его в Грузии, — даже те, кто прежде уже не раз о нём рассказывал, неожиданно могут поведать о святом что-то новое. Но даже не в новизне фактов главная ценность, а, скорее всего, в том, что каждое соприкосновение со святым подчас непостижимым образом дарит духовную радость и обновление. Именно это явственно ощущается после прочтения книги «Человек, наполненный любовью», как будто сам только что помолился у могилы преподобного Гавриила, поговорил с матушкой Параскевой —келейницей старца, побывал в маленьком храме, который преподобный Гавриил собственными руками возвёл во дворе своего дома. Книга Ларисы Хрусталёвой не просто биография или сборник свидетельств, а цельное, динамичное и живое повествование. Факты из жизни преподобного Гавриила и рассказы очевидцев автор пропускает через глубоко личные переживания; в то же время чувствуется, что для автора было принципиально не выдвигать на первый план фигуру автора и свои оценки. Книга о старце Гаврииле для Хрусталёвой точно не способ заявить о некой собственной причастности к житию преподобного, как это, увы, порой случается в подобного рода литературе. Напротив, её труд — возможность послужить читателям, подарив им радость от новой встречи со святым, и это у автора (который, кстати, даже в выходных данных книги скромно именуется составителем), как кажется, получилось на все сто процентов.

Однако, прежде чем перейти к сути, хотелось бы кратко отметить некоторые нюансы художественного оформления книги. Так, издатели удачно снабдили её цветной вкладкой с авторскими фотографиями. Кроме того, почти на каждой странице публикуются чёрно-белые иллюстрации. Читатель видит те места, о которых пишет автор книги, и тех людей, которые говорят с ним с её страниц.

Мцхета. Монастырь Светицховели

Повествование разделено на главы, каждая из которых, словно этап захватывающего путешествия, переносит читающего в новые места, знакомит с новыми людьми. В первой главке, названной «Вместо предисловия», Лариса Хрусталёва кратко, но ёмко излагает житие старца Гавриила, умело делая акцент на фактах, которые дают нам представление о духовном облике преподобного. Мы видим человека, не побоявшегося в 1965 году прямо во время первомайской демонстрации поджечь висевший на здании обкома в центре Тбилиси 14-метровый портрет Ленина; человека, который в разгар атеистической пропаганды подбирал на городских свалках иконы, а в собственном дворе строил домашний храм с куполами и крестами; а главное — человека, умеющего прощать и любить каждого, даже (и в особенности) тех, кто обижал и гнал его: «Когда его оскорбляли или ругали, он ещё больше жалел и любил таких людей <…> Верующие стали почитать отца Гавриила как великого подвижника, они приходили к нему как к живому святому <…> Он часто повторял, что надо питаться Божественной любовью».

Известно, что преподобный Гавриил (Ургебадзе) нёс подвиг юродства, который иногда мог проявляться в весьма неожиданных формах, вплоть до танцев во время литургии. Лариса Хрусталёва в своей книге касается этой темы очень деликатно, не концентрируется на ней, но показывает истинную подоплёку такого поведения старца — глубочайшее смирение.

Лития на могиле старца

Смирение и любовь к людям были центром жизни старца Гавриила. Такой же любовью пропитаны слова людей о нём самом, которые бережно записаны и представлены в книге, будь то рассказ родственницы старца — невестки его сестры, гостеприимно впустившей в дом автора книги (по сути, совсем незнакомого ей человека) и позволившей ей собственными глазами увидеть построенный преподобным Гавриилом домашний храмик. Или воспоминания монахини Пелагии (Коврели), знавшей преподобного с самого детства. Или история Наргизы, продавщицы из маленькой иконной лавки возле станции метро «Самгори» в Тбилиси, где неожиданно обильно замироточил образ преподобного Гавриила. Миро оказалось чудотворным: «Духовник благословил женщину помазывать этим миром приходящих людей. Одно из многочисленных чудес исцеления произошло совсем недавно. К Наргизе неоднократно приходил помазываться мужчина, у которого была огромная раковая опухоль на правом плече. В скором времени от неё не осталось и следа».

В отдельную главу Лариса Хрусталёва выделила рассказы матушки Параскевы (Ростиашвили), келейницы преподобного Гавриила. С ней автору посчастливилось неоднократно встречаться и беседовать лично. И хотя воспоминания матушки Параскевы уже публиковались в книге «Диадема старца», поговорить с человеком, фактически неотлучно пребывавшим при старце в последние годы его жизни и слышавшим из его уст множество бесценных духовных наставлений, — уникальный опыт, в какой-то степени близкий со встречей с самим преподобным. Как говорит на страницах книги «Человек, наполненный любовью» митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа), «с матушкой Параскевой нужно говорить, нужно её спрашивать. Это как архимандрит Софроний, который был рядом с преподобным Силуаном Афонским. Все задавали ему вопросы, и в конце концов он сам стал святым. Вот матушка Параскева — это живая связь с отцом Гавриилом». Эту связь автору, как кажется, удалось ощутимо передать.

Новая рака с мощами отца Гавриила

Конечно, нашлось в книге место и новым удивительным свидетельствам. Так, например, в «Диадеме старца» не упоминалось о чуде нетленной крови старца Гавриила. Лариса Хрусталёва узнала о нём только в Грузии, от священника отца Давида, который совершал службы на могиле преподобного. Он рассказал ей историю о том, как за несколько дней до кончины старца известный грузинский врач Зураб Георгиевич Варази взял у старца Гавриила анализ крови, а спустя четыре года, во время ремонта лаборатории, вдруг обнаружили пробирку с ней, и кровь была совершенно свежей! Автору книги посчастливилось увидеть и саму святыню: пробирку много лет хранит при себе матушка Параскева. Монахиня благословляет ею каждого, кто приходит поклониться преподобному.

Среди тех, с кем Ларисе Хрусталёвой довелось поговорить о старце, не только люди, знавшие преподобного лично, но и те, кто никогда не бывал в Грузии и всё же чудесным образом через время и расстояние почувствовал благодать и любовь преподобного. А значит, есть надежда, что ощутить ту любовь, которой был исполнен старец Гавриил и которая, как говорил он сам, спасёт людей в последние времена и покажет человеку Бога, способен каждый верующий. Возможно, книга Ларисы Хрусталёвой о преподобном Гаврииле (Ургебадзе) станет в этом добрым помощником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *