Четверг, 25 апреля
Shadow

Эпидемия шопоголизма в обществе потребления

18:02 04.07.2018ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬЭпидемия шопоголизма в обществе потребленияКонстантин Зорин

Господь сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Ученики Христовы отличались бескорыстием и «служили Ему имением своим» (Лк. 8, 3). Но греховные страсти извращают этот богоустановленный порядок и заставляют поклоняться золотому тельцу как богу. Будучи духовным недугом, сребролюбие является основой корыстолюбия, скупости, скаредности, жадности, алчности, воровства, хищничества и других широко распространённых пороков. Они и порождают коварную шопинговую зависимость. Нужно знать её причины и методы врачевания. Вот и поговорим об этом с точки зрения христианской психологии.


Убить душу «по дешёвке, скидке и распродаже»

Согласитесь, приобретая вещи и владея ими, мы стремимся к внутреннему удовлетворению, но нередко обретаем беспокойство, суету и томление духа. Везде есть люди, скупающие на своём пути почти всё подряд и теряющие голову при слове «распродажа» или «скидка». Они набрасываются на то, что продаётся по дешёвке. А дома зачастую удивляются и обещают никогда больше не попадаться на хитрые уловки и льстивые посулы торговцев (рекламные акции, каталоги вознаграждений, бонусы и пр.). Но всё повторяется снова.

Эпидемия шопоголизма (шопинговой зависимости, шопинголизма, шопомании, ониомании) захватила мир сей. О ней пишут книги, снимают фильмы, дискутируют учёные. Что это? Греховное пристрастие? Психическое отклонение? Модное увлечение?

Шопоголизм — непреодолимое и неадекватное желание покупать, вопреки разумной необходимости и реальным последствиям. Это зависимость, при которой покупки становятся отдыхом, развлечением и чуть ли не смыслом жизни. В преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить резко уменьшается, зато до предела нарастает напряжение в зонах головного мозга, управляющих эмоциями. Если страсть не удовлетворяется, настроение и самочувствие ухудшаются, вплоть до депрессии.

Зависимый человек систематически приобретает «не те» вещи и осознаёт это слишком быстро, чтобы успеть насладиться вещью, но слишком медленно, чтобы возвратить её. Такой человек совершает импульсивные покупки, ссылаясь на «грандиозную распродажу, которая завтра закончится», или «огромные скидки и отличный шанс сэкономить». Шопоголик чаще пользуется кредитными картами, чем наличными деньгами.

Пристрастие развивается преимущественно (92% случаев) у женщин из-за чувства одиночества и внутренней пустоты, неудовлетворённой потребности в безопасности, признании и любви. Необдуманный шопинг подхлёстывается гормональными сбоями менструального цикла и разладом интимных отношений. Чтобы развлечься и поднять настроение, женщины, недовольные своей внешностью и отсутствием мужского внимания, сорят деньгами. Однако восторг от покупок сменяется стонами и воплями о том, что деньги потрачены бездумно. Поддавшиеся искушению с горечью понимают, что накупили лишнего.

«Особенно легко попадаются на эту удочку женщины, — говорил преподобный Паисий Святогорец. — Диавол расхищает их богатые сердца с помощью всего мирского, цветного, блестящего. Если женщине понадобится тарелка, то она постарается найти тарелку с цветочками. Можно подумать, что в тарелке без цветочков её стряпня прокиснет!»

Мирское желание украсить дом, создать уют само по себе не греховно, но не должно затмевать главное и уводить от Бога. Ведь «свято место пусто не бывает».

По мнению специалистов, стремление тратить деньги зачастую сочетается с психическими расстройствами (50%) и другими зависимостями (45,8%), включая алкоголизм (20%) и переедание (20,8%).

Мужчины-шопоголики встречаются гораздо реже. Как правило, они тоже недовольны своей карьерой, работой, семейным положением и ищут удовлетворения в покупках.

Отдушина или мания?

Одна из главных причин зависимости от покупок — недостаток внимания и заботы в детстве со стороны взрослых. Не уделяя ребёнку должного тепла и ласки, родители сознательно или бессознательно в качестве компенсации заостряют его внимание на новых игрушках, забавах, одежде и т. п. Малыш или подросток находит в этих приобретениях своего рода отдушину — психологическую защиту. Постепенно такая порочная установка закрепляется в сознании и подсознании.

Страсть к вещам всегда вторична. Она маскирует душевный дискомфорт и внутренние проблемы: жалость к себе, уныние, чувство потерянности и одиночества, беспомощность, пассивность, малодушие, тщеславие, жадность…

По наблюдениям психологов, покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько атрибуты власти: уважение, услужливое обращение, комплименты и улыбки продавцов, подарочные комплекты, фирменные пакеты и пр. Трудно устоять перед лестью: «Ах, вам так идёт эта блузка»; «Как хорошо на вас смотрится! У вас превосходная фигура»; «Взгляните, как вы элегантны и неотразимы!».

«Я испытываю настоящее чувство счастья от того, что ко мне проявляют повышенное внимание, — делится впечатлением одна женщина, — что от меня, точнее, от моей покупки зависят продавцы. Я хожу по различным бутикам, чтобы ощутить себя важной и нужной, услышать комплименты и почувствовать ласковые прикосновения рук продавцов».

Упиваясь своей мнимой властью и подобострастием коммерчески заинтересованных лиц, шопоголик возвращается в магазин вновь и вновь. И каждый раз сердце взволнованно стучит, предвкушая или вспоминая радость, а вернее, самообман. Ведь важнее не то, какое впечатление мы производим, но то, что собой представляем.

Во время шопинга вырабатываются важные биологически активные соединения — адреналин и серотонин. Представьте: человек испытывает бурную радость, видя, как бережно продавец упаковывает долгожданную или неожиданно выбранную покупку в фирменный пакет магазина. Создаётся иллюзия, будто вместе с новой вещью (пусть даже безделушкой) жизнь изменится к лучшему. Но эйфория недолговечна, и вскоре требуется новая «доза счастья». Человек опять отправляется в магазин…

Вы наверняка знаете: мысли, воля и энергия, направленные на достижение лишь земных целей, отдаляют нас от Бога. Вот стихотворение православной поэтессы Олеси Николаевой:

Текст твердя молодой и кондовый,

Подбоченясь, с улыбкой стальной,

Я хочу быть богатой-здоровой,

А не бедной-усталой-больной!

Моря! солнца! цветов! винограда!..

И услышала я с высоты:

«Всё, что хочешь, Я дам тебе, чадо,

Но без этого ближе Мне ты!».

Шопингом снимают уныние, депрессию и тревогу, повышают самоуважение и самоуверенность. Покупая то, что хочется, а не то, что велели, рекомендовали или действительно нужно, шопоголик ощущает себя на коне — хозяином. Хватая дешевизну якобы про запас, он чувствует себя удачливее и умнее других, менее расторопных, что порождает высокомерие. Так создаётся иллюзия свободы от покупок и контроля над собственной жизнью.

Необузданное стремление покупать ведёт к тому, что ради очередного «марш-броска» по магазинам опустошаются банковские счета, тают сбережения, презираются интересы семьи и растут огромные долги. Банкротство, да ещё организованное своими руками, провоцирует нервные срывы. Дом шопоголика напоминает склад хранения различных вещей с необрезанными ценниками, ни разу не использованных, пылящихся на полках, антресолях и вешалках.

От обычных покупателей шопоголик отличается склонностью тратить необдуманные суммы. Он идёт в магазин за стиральным порошком, а возвращается с вазой для цветов, плюшевым мишкой и набором детских открыток. Но без порошка!

«Кровопусканье кошелька»

Зарубежные исследователи предлагают четыре критерия шопинговой зависимости:

— часто возникает озабоченность или внезапные навязчивые порывы что-либо купить;

— регулярно совершаются покупки не по средствам, отнимающие значительно больше времени, чем планировалось;

— влечение сопровождается ярко выраженным разрушительным стрессом, становится серьёзной помехой в повседневной жизни и профессиональной деятельности, приводит к юридическим или финансовым проблемам (например, долгам, банкротству);

— чрезмерное увлечение покупками или хождение по магазинам не обязательно проявляется в период обострения мании.


Итак, симптомы шопоголизма: 

• стремление отправиться за покупками усиливается под действием гнева, недовольства, раздражения, тоски и скуки; 

• переступая порог магазина, человек ощущает необычайный душевный подъём и прилив физических сил; 

• если посетить магазин долго не удаётся, портится настроение, появляется апатия, разбитость и неуютное чувство, будто день пропал зря; 

• в свободное и рабочее время тянет в торговые центры, голову кружат навязчивые мысли о предстоящих приобретениях; 

• влечение сделать покупку настолько сильно, что теряется самоконтроль и способность выбирать товар обдуманно; 

• отсутствие контроля над расходами (непонятно, почему и куда ушли все деньги); 

• после покупки обуревают разочарование и злость по поводу того, какая ерунда приобретена и на что выброшены деньги; 

• привычку расходовать средства впустую критикуют близкие, от чего возникают ссоры в семье и с друзьями.


Учёные разделяют всех шопоголиков на четыре основных типа: фанатичные, деловые, эмоциональные и равнодушные. Фанатичные шопоголики буквально прописываются в магазинах, часами разговаривают о вещах, находятся в курсе всех новинок и веяний моды, с неподдельным любопытством рассматривают соответствующие журналы и сайты. Деловые шопоголики ищут выгоду от своих хождений по магазинам, обожают распродажи и акции в стиле «две вещи по цене одной».

Эмоциональные шопоголики покупают вещи в порыве сиюминутных эмоций и переживаний, под настроение. Равнодушные шопоголики любят сам процесс хождения по магазинам: меланхолично бродят по торговым рядам, разглядывают яркие витрины, читают броские вывески и т. д.

Понятно, что шопоголизм наносит колоссальный вред духовной, личной и семейной жизни. В книге «Нравственное богословие для мирян», изданной ещё в начале XX века, осуждаются «траты в обременение мужу». Некоторые жёны часто и тайком берут деньги у супругов, идут в лавки и магазины, залезают в долги, как будто оплачивать непомерные расходы придётся не мужу, а кому-то постороннему.


По мнению преподобного Паисия Святогорца, чрезмерное желание пользоваться красивой вещью чревато тем, что сердце полностью отдаётся этой красоте: «Например, проходя мимо какого-то дома, ты видишь роскошные украшения, мрамор, отделку, восхищаешься камнями и кирпичами и оставляешь там своё сердце. Или ты видишь в магазине красивую оправу для очков, и тебе хочется её купить. Если ты её не купишь, то оставишь своё сердце в этом магазине. Если же купишь и будешь носить, то твоё сердце будет вставлено в эту оправу и приклеено к ней… Как же ты придёшь в чувство, если твоё сердце распылено по шкафчикам и блюдечкам? У тебя нет сердца, есть лишь кусок мяса: сердечная мышца, которая тикает в груди, подобно часам. А такой механической работы сердца хватает лишь на то, чтобы ноги переставлять, потому что немного сердца уходит к одному, немного — к другому, и для Христа не остаётся ничего».


Как избавиться от шопоголизма?

Хорошей профилактикой служит умение контролировать расходы. Ведите строгую бухгалтерию, своего рода домашний бухучёт. Регулярно записывайте траты (когда, на что и сколько) и в конце месяца подсчитывайте общую сумму. Возможно, воспоминание о кровных средствах, потраченных впустую, отрезвит и удержит от заманчивых соблазнов очередной распродажи. Сохраняя чеки, легче оценить реальную картину трат и понять, какие меры предпринимать.

Недаром в Библии говорится: «При худой (расточительной. — К. З.) жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай. Если что выдаешь, выдавай счетом и весом и делай всякую выдачу и прием по записи» (Сир. 42, 6–7).

А женщинам Церковь советует вести хозяйство экономно: «Жена-христианка! не обременяй мужа излишними расходами и тратами. Лучше из того, что уже определено употребить в расход, сберегай, старайся делать остатки, предъявляя их своему мужу. Тогда не будет сильного повода к раздору супружескому».

Регулярно производите «инвентаризацию» материальных ценностей. Свежая информация о положении дел помогает перевести импульсивное и бессознательное «хочу купить» в твёрдое и осознанное «не буду брать». Перед покупкой ярко и в деталях представьте себе, будто вещь уже давно имеется. Что вы намерены с ней делать? Это иногда отрезвляет.

Заранее составляйте список покупок и не отклоняйтесь от него. Если даже товар есть в списке необходимого, не хватайте первую попавшуюся вещь, а сначала сравните дизайн и цены аналогов. Немедленно отсекайте лукавые мысли, что в дополнение вы купите ещё что-нибудь (сумочку, пояс, туфли и т. д.)

Не приобретайте дорогостоящие вещи спонтанно, как только увидели, без совета и согласия близких людей. Надёжное «лекарство» от «запойного» шопинга — хорошая, рачительная подруга, умеющая считать деньги. Своим трезвым, практичным умом она удержит от ненужных приобретений. Помните: скидка и распродажа не повод опустошать кошелёк. Уценённое не значит необходимое. Велика вероятность, что это неходовой товар, и он вообще никогда не понадобится.

На Западе шопоголикам активно помогают психологи. Для проявления скрытых эмоций и невысказанных чувств используется телесно-ориентированная терапия (работа с краской, музыкой, движениями). Интересным опытом делятся зарубежные и российские общества «анонимных шопингоманов». Это группы добровольцев, которые побороли зависимость и помогают освободиться от неё. Их деятельность освещают интернет-сайты.

Психологи рекомендуют шопоголикам отказаться от кредиток, пластиковых карточек и всегда расплачиваться наличными, чтобы более чётко ощущать связь между тратой денег и получением вещи. Лучше выходите из дому с небольшими суммами, и тогда не истратите всё сразу.

Теперь несколько слов о духовной терапии. С православной точки зрения шопоголизм — это уродливая помесь сребролюбия с унынием и тщеславием. Страсти питают зависимость, и пока они живы, обуздать себя вряд ли удастся. Поэтому все силы нужно бросить на борьбу с ними: изучать Священное Писание и святоотеческие творения, приносить покаяние, усердно молиться, давать щедрую милостыню, жертвовать ради Христа и т. д. Руководствуйтесь словами апостола Павла: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 6–7).

Светские и церковные благотворительные организации с радостью принимают вещи от населения в пользу бедствующих, неимущих и бездомных. После капитального разбора «закромов родины» жизнь наполнится новыми событиями, интересами и ценностями, а жилище станет свободнее, просторнее и уютнее!

Авва Дорофей учит соблюдать чистоту совести по отношению к Богу, ближним и окружающим вещам (природе). Совестливость побуждает нас быть аккуратными, осмотрительными, по возможности поддерживать вещи в хорошем состоянии, разумно распоряжаться, но не порабощаться ими. Вот характерные примеры. Иной мог бы довольствоваться обычной подушкой, а ищет пышную постель; другой по тщеславию или унынию хочет новую и более красивую одежду; третий завистливо подсматривает за ближним и сетует: «Почему у него есть, а у меня нет?». Всё это тоже против совести.

Зная свою слабость к покупкам, тщательно планируйте совершение дела, каким бы рядовым и незначительным оно ни казалось. Помните старинную мудрость: «Дьявол — в мелочах». И ловит нас зачастую тоже на мелочах. Поэтому будем просить, чтобы Господь благословил и направил наши намерения и усилия к благу, сохранил сердце и очи от пустого, суетного и душепагубного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *