Вторник, 23 апреля
Shadow

Подвиг — это всегда движение вперёд

15:03 22.06.2018РУССКИЙ ПАЛОМНИКПодвиг — это всегда движение вперёд

Ежегодно в начале июня на Вятской земле совершается торжественное молитвенное шествие с образом святителя Николая на берег реки Великой. Из разных уголков страны сюда съезжаются верующие, чтобы исполнить обет, данный нашими предками шесть столетий назад. Это самый продолжительный, многодневный, а по количеству участников — самый многочисленный крестный ход в мире.


Крестный ход растёт и молодеет

За последние несколько лет крестный ход «вырос» до нескольких десятков тысяч участников, и теперь численность паломников варьирует в пределах тридцати тысяч паломников, выходящих из Кирова, и пятидесяти тысяч верующих, посетивших село Великорецкое во время торжеств на реке Великой 5–6 июня. Примечательно и то, что с каждым годом ход «молодеет».


«…Крестный ход — это не просто путешествие со святыней по святым местам. Это разновидность духовного подвига, где проявляются различные качества нашей души. В крестном ходе мы преодолеваем испытания телесные и духовные, боремся с теми или иными помыслами, молимся за себя, своих близких, за род христианский, за Святую Русь». 

 Митрополит Вятский и Слободской Марк


Многие отправляются на Великую семьями, приходами, воскресными школами, а из ряда городов приезжают группы православных целыми автобусами. Для себя я открыла это событие в 2009 году, сначала как журналист, побывав на берегах реки Великой в праздник обретения иконы 6 июня, а в 2010-м впервые в качестве паломника.

Из года в год к нам на Вятку приезжают неизменные крестоходцы, для которых участие в паломничестве на Великую стало неотъемлемой частью жизни. Среди таковых — группа ребят, приехавших из Петергофа, казаки из Сочи, Ростова-на-Дону… В этом году знакомлюсь с крестоходцами, приехавшими на автобусе из Тюменской области. Евгений и Юрий во время стоянки в селе Монастырское рассказали мне о том, что приехали на крестный ход автобусом третий раз, хотя участвовали в этом паломничестве и раньше. Половину прихода составляют дети и подростки.

Однако «необходимо помнить, в чём главный смысл этой традиции, потому что без него крестный ход превратится просто в праздное шатание по лесам и по полям, не неся никакой духовной пользы человеку. Крестный ход — это особое явление в духовной жизни, совершающееся в память того первого шествия со Своим крестом Самого Спасителя, когда Он шёл на Голгофу, — объясняет паломникам иерей Пётр Машковцев. Крестный ход — это время, когда человек оставляет все земные заботы, вновь и вновь вспоминает, что сделал Бог для его возвращения к жизни вечной».

«Каждый год — новая серия»

Среди многочисленных паломников привлекает внимание группа юных крестоходцев из Санкт-Петербурга — православная молодёжь общества «Покров». Руководитель «Покрова» Александр Кухно рассказал, что в их группе есть бывалые крестоходцы, кто идёт на Великую уже раз в восьмой, а есть и такие, кто идёт впервые. Несмотря на многолетний опыт участия в Великорецком крестном ходе, Александр скромно заметил, что «ко всем возможным трудностям пути заранее не подготовишься, каждый человек идёт и уповает на помощь святителя Николая, но, как говорят духовники, важно не «сколько» — важно «как». И тот, кто идёт в первый раз, возможно, в духовном плане совершит путь куда более дальний, чем тот, кто идёт в десятый».

Александр поделился тем внутренним опытом, который дают ему паломничества:

— Когда находишься в Великорецком крестном ходе, ты начинаешь замечать, что чудесами наполнена вся наша жизнь. Очень быстро Господь показывает, как всё взаимосвязано: ты о чём-то подумал — и тебе тут же открывается что-то новое, связанное с этой мыслью. Расскажу два таких случая.

Когда я впервые шёл на Великую со своим сыном, закончившим на тот момент первый класс, мы оба стёрли ноги, что называется, в кровь. Через полтора дня я отправил сына домой, а сам поковылял дальше. Это было страшно больно. Я шёл и молился — и боль уходила. В какой-то момент я позволил пожалеть себя. Только эта мысль проскочила в голове, тут же я увидел человека, который шёл рядом на костылях. Вообще, он каждый год ходит. Но тогда я увидел этого паломника впервые и заметил, какой он радостный, а я, здоровый человек, позволил себя пожалеть. Так Господь сразу показал, что мои проблемы — это не проблемы, моя немощь — это не немощь. Прошло несколько лет. Раз в пятый или в шестой шёл я тогда на Великую, и снова разболелась нога, и в какой-то момент вновь позволил пожалеть себя. Только эта мысль проскочила — оборачиваюсь и вижу, как пара ведёт мальчика, у которого одна ножка короче другой… Опять Господь мне показывает: ты здоровый взрослый человек, у тебя нога пройдёт через два-три дня, твои проблемы — это ничто! Таких «совпадений» в пути множество случается. По возвращении из крестного хода в обыденную жизнь становишься более внимательным ко многим вещам…

Не раз размышлял, почему, например, посмотрев в Париже Эйфелеву башню, в другой раз хочется съездить, допустим, в Италию, а на крестный ход тянет каждый год. Это как Великий пост и Пасха. Когда ты проходишь Великий пост, преодолеваешь какие-то испытания, трудности, а в конце — пасхальная радость! Не зря Великорецкий крестный ход называют Вятской Пасхой. И каждый год, начиная шествие, ставишь перед собой какие-то задачи. Великорецкий крестный ход — это тот период, когда ты можешь с особым усердием потрудиться над собой. И он не может закончиться. Каждый год — новая серия.

Сила в немощи совершается

Действительно, во время крестного хода начинаешь задумываться о многом, те или иные моменты переосмыслять. Порой на сложных участках пути, вымокнув и вымотавшись, как и в обычной жизни, начинаешь поддаваться унынию — и тут же наваливаются дальнейшие искушения, возникает желание как можно быстрее свернуть с пути и уехать. Как правило, от подобных «мрачных» мыслей спасает участливая помощь товарища — батюшки или друга и, конечно, молитва.

Есть в копилке «великорецких историй» и один назидательный рассказ, поражающий твёрдостью веры ребёнка. Однажды этой историей приунывшую меня «ободрил» начальник — отец Виталий Лапшин.

Однажды, когда отец Виталий проверял размещение паломников на ночлег на одной из стоянок, встретил расстроенного мальчонку лет пяти. Мальчик в пути неудачно упал и сломал руку. Ребёнку был наложен гипс, но продолжать путь на Великую мальчик был уже не в состоянии, хотя покидать ход ему совсем не хотелось. Чтобы как-то утешить мальчика, отец Виталий, сняв с себя большой медальон с образом Николая Чудотворца в серебряном окладе, повесил его на грудь ребёнка.

— Представляете, спустя год снова на одной из стоянок крестного хода иду, решая вопросы, а мне машут и радостно со мной здороваются люди — мужчина и ребёнок с рюкзачком за плечами: мол, вы нас помните? В ответ пожимаю плечами, про себя отмечая: тысячи паломников приезжают, сложно всё-таки вспомнить момент нашего знакомства. Оказалось, это тот самый пострадавший мальчик — и на шее у него знакомый медальон. Несмотря на испытание, мальчик остался верен полюбившемуся ему однажды выбранному пути и, восстановившись, вновь оказался в строю Великорецкого крестного хода.

Глобальная подготовка

Однажды в Загарье рядом со мной на скамейку присела 88-летняя Таисия Фёдоровна Кротова, жительница деревни Лошкари, которая приехала в ближайшее село почтить Великорецкий образ святителя Николая, встретить паломников. Бабушка вспомнила, как впервые пошла на крестный ход в 1881 году. Паломникам в то время приходилось прятаться от властей, преодолевать заграждения. Но и в советские времена в сёлах крестоходцев радушно встречали верующие люди, устраивали на ночлег. По словам бабушки, для официального разрешения крестного хода много хлопотал известный вятский писатель Владимир Крупин, который сам ходил на Великую.

Вспоминая рассказ Таисии Фёдоровны, отмечаю про себя, что старожилов с каждым годом идёт на Великую всё меньше… При этом отрадно, что традиция живёт и поддерживается молодыми людьми.

Совсем другая история сегодня и с организацией крестного хода.Чтобы обеспечить максимальную безопасность в пути, особый подвиг ежегодно несут сотрудники силовых ведомств: МЧС и ГИБДД, УМВД по Кировской области, ОМОНа.

Врачи-добровольцы самоотверженно пробегают километры вдоль растянутой колонны крестоходцев. «Врача! Врача!» — время от времени передаётся по цепочке призыв, перебивая акафистное чтение. Особенно часто к помощи докторов паломники прибегают на второй день пути, когда при длительных переходах у людей возникает необходимость в первичной медицинской помощи. Немалая нагрузка в этом смысле ложится на плечи отряда «Пересвет».

По традиции хлебосольно угощали паломников в сёлах Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое и на обратном пути в Медянах. Вечером пятого дня крестоходцев встречали в посёлке Мурыгино, утром шестого — в Гирсово и на приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова.

Традиционно вносят свою лепту в приём паломников предприниматели. В частности, крестоходцы с благодарностью в полях наполняют бутыли чистой водой от «Ключа здоровья», а в

селе Монастырское вымокших под дождём крестоходцев нынче угощали горячим «Вятским квасом».

Особенно серьёзная подготовка к встрече крестного хода проходила в селе Монастырское: устанавливать палаточные лагеря и приготовлять трапезу начали 4 июня чуть ли не с раннего утра, ведь крестоходцы совершали во второй день особенно длительный переход — порядка 50 километров! В этом году в Монастырском Всесвятский собор порадовал паломников горячей наваристой ухой, а в Великорецком — по традиции, гречневой кашей.

Позаботился о своих паломниках и палаточный лагерь Спасского собора города Кирова, и многие другие приходы храмов Вятской, Уржумской, Яранской епархий, а также церквей и православных общин из других регионов России.

Слободское ноу-хау

Особенно удивил паломников Великорецкого крестного хода нынче лагерь Слободского благочиния. Предприниматель Александр Рязанов объединил свои труды с оргпомощью администрации города Слободского. В итоге накануне крестного хода была организована передвижная хлебопекарня. И если в прошлые годы в Великорецком слобожане угощали всех спешащих на реку Великую горячим чаем с блинами, то нынче к ароматному чаю из самоваров предлагали румяный свежий хлеб с вареньем.

— В 2017 году мы испекли 6000 блинов, — рассказывает Александр Николаевич.

— Реально ли испечь такое количество блинов в полевых условиях?

— Никто, кроме нас, — Слободской спецназ! — улыбается предприниматель. — У нас в лагере трудится группа волонтёров порядка двадцати пяти человек. В основном это активная молодёжь, но задействованы даже депутаты города Слободского. Прежде, в 2015 и в 2016 году, мы напекали 3000 блинов, а в прошлом, в год приезда Патриарха, норму повысили вдвое. К блинам ушло 15 трёхлитровых банок варенья. Угощали не только своих паломников, которых в лагере Слободского благочиния размещается более 200 человек, но и всех мимо проходящих. Однако оставалась мечта — хлеб печь. Хлеб — всему голова! Да хлеб и сытнее. Если вес блина около 30 граммов, то кусок хлеба весит порядка 60 граммов. Решили попробовать.

Разместились «в полях» уже 2 июня. Хлебопекарня позволила на протяжении крестного хода обеспечивать хлебом своих волонтёров, угостить трудников Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря. Четвёртого июня в село Монастырское пришли наши паломники — слобожане порядка двухсот двадцати человек.

Привечали всех, обратившихся к нам за период крестного хода. К примеру, вечером 5 июня к нам москвичи обратились с просьбой: мол, помогите — некуда устроиться. Сами они все сырые пришли. Понятно, что мы их приняли: ведь еды готовим с запасом. Нашлось и место в палатках.

Пока общались с Александром Николаевичем, наблюдала, как мимо проходившие люди не только угощались чаем и бутербродами с вареньем, но и предлагали за угощение заплатить. Однако ответ людей на раздаче краток: «Во славу Божию. Помолитесь за нас. А мы продолжим стараться для вас».

Каждый год в период Великорецкого крестного хода, практически не смыкая глаз, на совесть трудятся повара Вятской епархии и воинских частей, солдаты, трудники Свято-Трифонова монастыря. Всех благодетелей, помощников и организаторов даже и не перечислишь!

Испытание дождями и Праздник на реке Великой

Казачий патруль на протяжении всего пути помогал паломникам на непростых переправах через речки и на скользких глиняных спусках. Особое мужество казаки проявили во время переправы через быструю речку, где накануне снесло подготовленный организаторами крестного хода мост. Казакам пришлось прямо в пути укреплять настил из брёвен и подстраховывать во время переправы каждого паломника. На сложных переправах с особым молитвенным настроем звучало пение Тропаря святителю Николаю, что поддерживало дух паломников, утешало их на долгих вынужденных остановках.

Из села Монастырское, по традиции под колокольный звон, многотысячная колонна паломников вышла в три утра. На каждой из стоянок в пути перед Великорецким образом совершались молебны святителю Николаю. Несмотря на дождь, к святыне выстраивалась очередь для поклонения.

В полдень вновь сопровождаемый колокольным звоном крестный ход с песнопениями вышел из села Горохово с иконой святителя Николая; ещё несколько непростых переходов ожидало паломников до прихода вечером в село Великорецкое.

На Великорецком подворье Трифонова монастыря навстречу паломникам вышел встречный крестный ход, возглавляемый митрополитом Вятским и Слободским Марком и архипастырями соседних епархий. Под открытым небом возле Никольского храма совершался торжественный молебен. Примечательно, что к ночи дождь прекратился, небо окрасила багряная заря, над селом Великорецкое воцарилась радуга.

В течение ночи на берегу и в храмах духовенство принимало исповедь. Всего 6 июня на Великорецком подворье совершается пять литургий, а поляна собрала примерно 55 тысяч паломников со всей страны.

Несмотря на дождь, на Вятской земле по возвращении крестоходцев с иконой ощущалась пасхальная радость. Храмы приветствовали шествие праздничным колокольным звоном. Если в первую дорогу ныне отправлялось 26 тысяч паломников, то вернулось значительно меньше — порядка 6 тысяч человек. Однако радость возвращения и встречи от этого не становилась меньше: обет предков вновь исполнен — святыня, совершив многодневное путешествие, вернулась на место своего пребывания.

Лада БАЁВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *