Пятница, 29 марта
Shadow

Автоэкспедиция «Кавказ неизвестный»

19:15 13.02.2018РУССКИЙ ПАЛОМНИКАвтоэкспедиция «Кавказ неизвестный»Александр Егорцев

— На машине по всему Кавказу, да ещё и с маленькими детьми? — знакомые недоумевали и даже пытались отговаривать. — Вы с ума, что ли, сошли? Там же одни ваххабиты и терроризм…

Что мы сегодня знаем о Кавказе? В новостных сюжетах СМИ сообщают лишь о контртеррористических операциях и криминальных скандалах. В сознании многих Кавказ до сих пор ассоциируется с «горячей» точкой, очагом бандитизма и радикального ислама. Но так ли это на самом деле?


АВТОЭКСПЕДИЦИЯ «КАВКАЗ НЕИЗВЕСТНЫЙ»

Путешествие по Северному Кавказу глазами журналистов, священнослужителей и детей


Идею этой рискованной автоэкспедиции подсказал епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. Во время встречи с президентом фонда «Православные инициативы» Оксаной Тихомировой глава Махачкалинской епархии предложил нам, журналистам, самим проехать по всему Кавказу, увидеть древнейшие на территории России христианские храмы, повстречаться с лидерами ислама и иудаизма, своими глазами увидеть реальную жизнь кавказских народов.

— Важно показать людям, что христианство на Кавказе имеет очень древние корни, что и сегодня здесь живут наши братья и сёстры, в храмах совершаются богослужения. Православные, как и прежде, бок о бок сосуществуют с мусульманами и иудеями — и нет между нами тех конфликтов, о которых часто приходится слышать в других регионах. Вы сами должны увидеть наши памятники, историю и культуру, наших людей, и тогда, возможно, вы по-новому откроете Кавказ и для себя, и для ваших читателей, — выразил надежду глава Махачкалинской епархии.

Ещё несколько месяцев назад мы и сами не очень-то верили в возможность столь масштабной экспедиции. Особенно пугали три «Д»: дорого, долго, далеко. Но после того как наш проект неожиданно победил в конкурсе Фонда президентских грантов, отступать было некуда. Только вперёд!


Планировалось, что первая экспедиция займёт всего 20 дней и расстояние будет в пределах пяти тысяч километров. В итоге экстремальное путешествие по Кавказу заняло целый месяц, и за 30 дней мы преодолели почти 8000 км!


Мы стартовали из Москвы 21 сентября, в день Рождества Богородицы. Два экипажа (шесть человек, включая двоих маленьких детей) на двух далеко не новых автомобилях. Нам предстояло взглянуть на Кавказ с необычного ракурса — глазами не только журналистов, но и родителей с детьми.

Неизвестный Дагестан

Три дня в пути — и мы в Махачкале. Исследования решили начать с Дагестана — самой отдалённой, самой большой по территории и самой для нас непонятной республики Северного Кавказа.

Именно в отношении Дагестана в обществе бытует множество чудовищных стереотипов: страшный регион «05», в котором население сплошь или боксёры, или бандиты; исламская республика, где только минареты и мечети, а женщины все укутаны в паранджу; и, конечно, кругом сплошной ИГИЛ, ваххабиты и чуть ли ни ежедневные теракты.

Пролетев насквозь Ингушетию и Чечню, мы незаметно оказались в Дагестане. Узнали это лишь по указателям на населённые пункты, названия которых со времён войны у многих на слуху: Хасавюрт, Кизляр, Ботлих. Но ни БТРов, ни военной техники, разумеется, нигде не встретили. В Махачкале мерцали огни столичной цивилизации: множество кафе и ресторанов, торговые центры и такие же, как в Москве, пробки на дорогах, разве что движение автомобилей более хаотичное: как бы по правилам, но с кавказской лихостью.

В нарядах женщин восточный мусульманский колорит в глаза особо не бросается: такая же модная одежда, только платья длиннее (хотя выглядят весьма изящно) и многие в платках или косынках, хотя и с непокрытой головой ходить не возбраняется — немало женщин встречалось без платков.

Чтобы увидеть Каспийское море и пройтись по центральной набережной, решили воспользоваться общественным транспортом. Заметив, что мы с маленькими детьми и не знаем, в какую сторону ехать, местная женщина-мусульманка, бросив дела, полчаса дожидалась маршрутки, чтобы посадить нас в нужную сторону, и ещё стала объяснять водителю, где нас лучше высадить. Пассажиры в маршрутке тоже удивили: кто-то место уступил, кто-то помог держать ребёнка. Это, конечно, мелочи, но из таких нюансов и складывается общее впечатление о людях и об их культуре.

Дагестан — самая многонациональная республика России. Здесь говорят как на своих родных языках, так и на русском. Нет такой национальности «дагестанец». Регион исторически включает в себя множество народов и этнических групп: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, ногайцы, горские евреи… Перечислять можно очень долго. Иногда жители из разных селений (особенно в горах), чтобы понять друг друга, в разговоре переходят на русский язык, который в Дагестане давно уже стал интернациональным. В одном из районов Махачкалы есть даже памятник русской учительнице.

Поселив нас в здании Духовно-просветительского центра на территории Успенского кафедрального собора, епископ Махачкалинский и Грозненский приглашает на следующий день отправиться в город Кизляр.

— В Кизляре сегодня самая большая в республике русская община, — объясняет Владыка Варлаам, — и каждый год накануне Дня города мы проводим там большой крестный ход.

Чтобы успеть к началу, выезжаем в 6 утра. От Махачкалы до Кизляра 150 км, рассвет встречаем в дагестанской степи. Незнакомая легковушка, следующая по пятам за нами, начинает вызывать беспокойство. Предупредив по рации о подозрительном «хвосте» второй экипаж, стремительно набираем скорость и уходим в отрыв от преследователей.


Крестный ход в Кизляре — событие очень яркое и знаковое для всей республики. На него собирается несколько тысяч жителей: всё духовенство епархии во главе с архиереем, главы администраций, казачество, старики и семьи с детьми. Много молодёжи. Шествие растягивается на несколько километров. Впереди на грузовике, оглашая весь город праздничным звоном, движется импровизированная мобильная колокольня. По всему маршруту выставлено оцепление: сотни полицейских, спецназ. Параллельно с процессией перемещается кинолог с собакой, проверяя обочину и газоны на предмет СВУ. Столь повышенные меры безопасности здесь никого не смущают: бережёного и Бог бережёт. Из соседних домов и магазинов выходят мусульмане, с любопытством провожая православное шествие.


По окончании крестного хода нас окликает незнакомый священник — иерей Сергий Абасов из храма Архангела Михаила в Грозном.

— Вы меня не узнали? Это я на трассе за вами пристроился, — сообщает отец Сергий, — но вы потом так рванули, что я не смог за вами угнаться.

— Так это вы были? — смеёмся в ответ. — А мы-то думали, что нам на «хвост» какие-то бандиты сели. Вот мы и припустили.

По совету епископа Варлаама мы изъездили Дагестан в буквальном смысле вдоль и поперёк. В сопровождении иерея Григория Фомина, настоятеля воинского храма во имя благоверного князя Александра Невского, побывали в Буйнакске и на Чиркейской ГЭС в красивейшем Сулакском каньоне, где расположена одна из самых высоких в России плотин. Посетили мемориальный комплекс в Ахульго на месте знаменитой битвы имама Шамиля с войсками Царской армии, после которой Дагестан был присоединён к России.

Чтобы увидеть подлинный колорит республики, мы отправились в горные селения Кубачи и Ашты. Там ещё сохранился старый быт и множество древних построек. Сидящие на улицах бабушки в национальных даргинских одеждах напомнили известные фотографии Прокудина-Горского. За 100 лет в Аштах мало что изменилось, разве только вся молодёжь уехала в города; селение опустело, старики доживают свой век среди развалин.

Историческая жемчужина Дагестана — Дербент, узкие улочки которого во многом напоминают Старый город в Иерусалиме. На протяжении тысячелетий здесь пересекались не только торговые пути, но и мировые религии. Дербент и сегодня сохранил немало памятников ислама, христианства и иудаизма. На территории крепости Нарын-Кала есть загадочный подземный грот, зал с полукруглыми сводами. Долгое время считалось, что это остатки рукотворного водохранилища. Но не так давно учёные пришли к выводу, что подземное помещение крестово-купольной формы — не что иное, как церковь эпохи раннего христианства (возможно, V век), то есть в Дагестане находится самый древний храм на территории России!


Варлаам (Пономарёв), епископ Махачкалинский и Грозненский: «Я вырос на Кавказе, с 1999 года 12 лет прослужил в Ингушетии на месте захваченного в плен и погибшего протоиерея Петра Сухоносова. Несмотря на пережитые тяжёлые времена, я люблю Кавказ. Есть что-то особенное в менталитете, в общении людей. Это особое отношение к жизни, здесь сохраняют традиции, веру, почитание старших, институт семьи, мудрость. Кавказ умеет притягивать. Здесь исторически наметилось скопление многих народов, этносов. И национальный вопрос всегда воспринимался остро, поскольку каждая нация считает себя лучшей. Но в этом многообразии тоже богатство Кавказа. Сегодня многие зачастую разделяют Кавказ и Россию, как будто это разные страны, разные народы. Но вы же сами увидели, что здесь сохраняется Православие и русские — это часть самого Кавказа. И на данный момент отношения между православными, мусульманами и иудеями на Кавказе очень мирные, созидательные. Верующим бывает даже легче понять друг друга, потому что есть уважение к вере твоего соседа».


Кабардино-Балкария. Восхождение на Эльбрус

В начале октября, пока мы были ещё в Дагестане, нам позвонили знакомые из МЧС Кабардино-Балкарии. Несмотря на осень, по их словам, в Приэльбрусье на несколько дней установилась отличная погода, и нам представляется уникальная возможность попытаться в «несезон» совершить альпинистское восхождение на Эльбрус.

Подкорректировав маршрут автоэкспедиции, из Махачкалы мы тут же отправились в Кабардино-Балкарскую Республику. За месяц до этого на нашем маршруте случилось стихийное бедствие: в ущелье реки Баксан с гор сошёл разрушительный сель. Затоплены населённые пункты, снесены участки дороги, погибли люди. Из высокогорных посёлков многих эвакуировали вертолётами МЧС. К нашему приезду дорогу к Эльбрусу почти восстановили, хотя кругом всё ещё многое напоминало о недавнем разгуле стихии.

Погода в Приэльбрусье менялась стремительно: с утра густые туманы, днём ослепительное солнце, вечером — снегопад… Чтобы подняться на вершину самой высокой горы Европы, у нас оставалось всего 5 дней. Дальше, по прогнозам, погода резко ухудшится, Эльбрус накроют дожди и тучи, в горы придёт зима.

Тёплую одежду и альпинистское снаряжение берём в прокате. Не имея специальной горной подготовки, пришлось несколько дней спешно тренироваться и совершать подъёмы на соседние вершины. Это необходимое условие, для того чтобы организм акклиматизировался и смог приспособиться к нехватке кислорода на высоте.

На пятые сутки в полночь выходим на штурм. К вершине Эльбруса в этом восхождении нас будет сопровождать сотрудник Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Руслан Шамприани.

Двуглавая гора Эльбрус поражает своей красотой и размерами. Круглый год (даже в летнюю жару) две её вершины покрыты снегом и льдом. Западная вершина — самая высокая в Европе, 5642 метра. «Пятитысячник» — это уже серьёзно. Каждый год на Эльбрусе погибают люди. Главные угрозы — горная болезнь от нехватки кислорода, скользкий лёд на крутых склонах, внезапное ухудшение погоды и незаметные трещины в ледниках. Немало альпинистов, числящихся пропавшими без вести, до сих лежат где-то в ледяной пропасти. Многокилометровый ледник у южного склона Эльбруса в народе так и называют — «трупосборник»…

До высоты 3800 можно подняться по канатной дороге. Зимой на склоне Эльбруса действует горно-лыжный курорт. Дальше пешком или на ратраке (гусеничный вездеход), который за большие деньги забросит ещё повыше.

Возле «Приюта одиннадцати» (4200 м) слева показывается большая скала, превращённая в обелиск погибшим альпинистам. Множество табличек с фотографиями, именами и датами последнего в их жизни восхождения… В памяти возникли очень точные слова из песни:

Если в вечный снег навеки ты

Ляжешь — над тобою, как над близким,

Наклонятся горные хребты

Самым прочным в мире обелиском…

Дальнейший подъём к скалам Пастухова (4800 м) возможен только в металлических кошках. Здесь уже царство снега и вечного льда. Крутой бесконечный склон, с каждой сотней метров содержание кислорода в воздухе сокращается. Сердце бешено стучит и готово вырваться из груди; справиться с одышкой непросто, порой человек начинает задыхаться, словно рыба на песке. Никто не знает, как поведёт себя организм на высоте: горная болезнь может подкрасться незаметно. Сперва приступ сонливости, потом появляются резкие боли. Кто-то теряет сознание, у кого-то развиваются галлюцинации. Рассказывают даже о явлениях «чёрного альпиниста», который зовёт за собой, обещая показать дорогу, — в итоге некоторых ловили уже на краю пропасти…

Поднявшись от скал Пастухова к Косой полке, поворачиваем налево. По еле различимой тропе через несколько сотен метров добираемся до седловины Эльбруса. Это место, где на высоте 5300 м сходятся обе вершины — восточная и западная. Здесь мы и встретили восход солнца. Дивное зрелище! От восторга замирает сердце. Между двумя склонами под нами горизонт из горных пиков Главного Кавказского хребта. На рассвете необычайная тишина: «пустыня внемлет Богу» и вся природа затаилась в ожидании нового дня. Но покой в этом месте бывает очень обманчивым: в непогоду седловина Эльбруса превращается в аэродинамическую трубу. Именно здесь альпинисты принимают окончательное решение — двигаться дальше или повернуть назад.

Из седловины начинается самый крутой и трудный подъём на западную вершину. На наиболее опасных участках Шамприани страхует меня, пристегнув на карабины верёвку. Кислорода здесь уже совсем мало, и через каждые десять шагов приходится останавливаться, чтобы перевести дыхание…

С противоположной стороны седловины показались лысые хребты и степи Карачаево-Черкессии, а где-то далеко-далеко на севере — в туманной дымке — уже проглядываются горы Бештау и Машук.

Мы достигли вершины Эльбруса в 9 часов 15 минут утра, уставшие и счастливые. Не было слов, и только сердце выстукивало ритм пронзительной песни Высоцкого:

Весь мир на ладони — ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим — у которых вершина ещё впереди.

На обратном пути в районе седловины мы увидели туриста, у которого случился приступ горной болезни. Обморок на высоте 5300. Хотя с пострадавшим был сопровождающий, в одиночку оказать экстренную помощь гид не мог: туриста нужно было срочно спускать вниз, где содержание кислорода стало бы достаточным для восстановления дыхания. Оказав первую помощь, Руслан Шамприани вместе с гидом-альпинистом начал под руки спускать пострадавшего с крутого многокилометрового склона. Мне оставалось только нести телескопические палки.

Эвакуация прошла успешно. В тот же вечер мы спустились в посёлок Эльбрус. Встречая нас, директор гостиницы, в которой остановилась наша автоэкспедиция, по местному обычаю поздравил нас «с горой». Будучи учёным-гляциологом, Ахмат Керимов, директор гостиницы, сам не раз сопровождал группы на Эльбрус, проводил исследования ледников и, как никто другой, знает об опасностях, которые таят в себе эти горы. 9 октября 2015 года во время очередного исследования ледника на высоте 4200 м Ахмат провалился в трещину. Он сорвался на глубину 40 метров и потерял сознание.

— Я остался жив только чудом, меня спас Всевышний! — признался нам Ахмат. — Падение в трещину на такую глубину — практически моментальная смерть. Я получил травмы, но выжил. Полдня и до поздней ночи меня искали спасатели и не могли найти. И вдруг там, глубоко подо льдом, у меня неожиданно заработал мобильный телефон. Меня нашли! В числе тех, кто меня вытаскивал, был и Руслан Шамприани, с которым вы сегодня поднялись на Эльбрус.

К вечеру погода резко испортилась. Внизу, в Баксанском ущелье, ещё пестрела красками золотая осень, в горах уже наступала зима. Впереди нас ожидала Северная Осетия, Чечня, Ингушетия и Грузия. Панихида на месте гибели воина Евгения Родионова под Бамутом, экстремальный переход в снежный буран по Военно-Грузинской дороге, древнейшие памятники, удивительные встречи и захватывающая природа Кавказа.

Автоэкспедиция «Кавказ неизвестный» проводится фондом «Православные инициативы» при государственной поддержке Фонда президентских грантов. Организационным партнёром проекта выступает Махачкалинская епархия Русской Православной Церкви.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *