Пятница, 19 апреля
Shadow

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

21:43 20.12.2017ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ«Свой среди чужих, чужой среди своих»Протоиерей Артемий Владимиров

Каждый садовник, имеющий дело с оранжерейными цветами, знает, что они нуждаются в особой среде обитания. Нет православных по духу родителей, которые не думали бы о том, как обеспечить ребёнку должные условия для всестороннего развития, как оградить его душу от опасного влияния.

Мальчик перед Причастием

Опыт показывает, что обучение в православном учебном заведении отнюдь не всегда гарантирует достижение намеченной взрослыми благой цели. И, конечно же, лишь отдельные семьи могут позволить себе осуществить идею домашнего, «дворянского» образования. Но и оно, при всех плюсах, не разрешает проблемы «социализации», то есть общения ребёнка со сверстниками.

Приходской священник, даже если ему не близка педагогика, часто слышит недоуменные вопросы родителей, неизбежно возникающие, едва лишь их чадо переступает порог светской школы. И не всегда на эти вопросы и недоумения у пастырей имеются готовые ответы. Давайте же, друзья, вместе поразмышляем на избранную нами тему «Церковный ребёнок и окружающая его светская среда»…

Корень проблемы, полагаю, состоит в следующем: как подготовить дитя к встрече с нецерковной средой? Ведь школа — это зеркало, проекция жизни взрослых. Рано или поздно маленькому христианину придётся вступить на стезю самостоятельной жизни, и к этому должно тщательно готовиться…

Безусловно, все мы, родители, хотели бы видеть своего ребёнка сильной личностью. Это предполагает не столько различение человеком добра и зла, сколько, прежде всего, твёрдый выбор в пользу добра и последовательное сопротивление злу. А значит, христианин, даже семилетний, — по природе воин, и ему приходится вести в этом мире «священную войну». Разумеется, не с «плотью и кровью», не с людьми, но с самим злом, материализующимся в помыслах, ощущениях, страстях, худых словах и греховных поступках.

Залог победы на войне — «боевой дух». Каков же он применительно к юным и ещё таким нежным светлым созданиям, каковы наши «солнечные зайчики и светлячки» — православные дошколята? Ведь не секрет, что малейший дисбаланс в родительских этических и педагогических установках может привести к нравственному срыву и зачастую к необратимым последствиям в жизни их ребёнка!

«Будьте чисты, как голуби, и мудры, как змии» (см. Мф. 10, 16). — обращается наш Спаситель ко всем Своим чадам, и взрослым, и маленьким. В чём же эта «змииная мудрость», которая предполагает умение общаться с самыми разными людьми при полном отсутствии яда осуждения, подозрительности, гнева, мстительности, корыстного отношения к ближнему и прочая, и прочая? Как вы, дорогие читатели, догадываетесь, тема эта неисчерпаема, и потому мы сведём её к главным духовно-нравственным положениям, пользуясь мудростью наших благочестивых предков.

«Будь солнышком»

Такую заповедь давал праведный Алексий Мечёв, удивительно чуткий пастырь, своим прихожанам, жившим в Москве в годы «красного террора», в двадцатых годах XX столетия. Православный ребёнок (как и взрослый) призван всегда сохранять в душе живую, зрячую веру и сердечное спокойствие, мир, которые так естественны для юных, неиспорченных существ. Понятное дело, родители сами должны быть носителями духа разума и радости, если хотят, чтобы яблочко недалеко откатывалось от яблони. Вот живое слово родителей, обращённое к юному христианину:

«Господь, бесконечно добрый и премудрый, вездесущий и всемогущий, не оставляет нас никогда! Его тайная и явная помощь всегда являет себя в жизни тех, кто Ему молится. Значит, не тебе, дитя, малодушествовать и унывать. Будь всегда спокоен. Что бы ни случилось, никогда не паникуй, не теряй почвы под ногами. Мир не без добрых людей. Рядом с тобой всегда найдутся люди — учителя и сверстники, — которые тебя поймут и поддержат в трудную минуту. Будь светлым и улыбчивым. Иди к людям с добром и благожелательством. Старайся всем помогать, особенно слабым. В этом ты найдёшь источник силы. Ты не имеешь права на “плохое настроение”, тебе не к лицу капризы и обидчивость. Ко всем относись приветливо. Доброе выражение глаз, улыбка и ласковое слово — вот твой образ жизни в школе»…

Убеждён, что подобное наставление, поддерживаемое самой жизнью родителей, будет иметь самые благодетельные последствия для жизни их детей.

«Невинность — добродетель, а наивность — грех»

Мы живём в жестоком и лукавом мире. Недостатки взрослых быстро перекочёвывают в «детский мир». Гордость, злоба и похоть — страшная трёхголовая гидра, которая своим тлетворным дыханием стремится отравить и сердца школьников. Вот почему православный ребёнок не может быть сегодня «Бемби», мирно пасущимся на райской лужайке. Хорошо только то простодушие, которое не даёт себя обмануть. И дети ежедневно просят Небесного Отца, чтобы Он дал им мудрость избегать зла: «…и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Слово родительского назидания:

«Милое чадо, имей ушки на макушке и держи ухо востро́. Помни: “Не всё, что блестит, то золото; и не всё, что сладко, — то сахар”. Ты должен научиться распознаванию зла, в какие бы конфетные обёртки оно ни рядилось. Нельзя быть наивным и излишне доверчивым. Осторожность — это добродетель, а подозрительность — грех. Никогда не спеши говорить “да” в ответ на предложение, совет, приглашение, если у тебя нет времени подумать. Не поддакивай и не будь “шестёркой”. Не забывай, что у тебя есть разум, совесть и воля. Господь непременно потребует отчёта и спросит, как ты ими пользовался. Никто и ничто не может принудить тебя сделать что-либо плохое, идущее вразрез с заповедями и совестью. Будь сильным и мужественным. Умей сказать: “Нет!”. Сам диавол боится этого слова в устах честного и праведного человека и бежит от него прочь, ища слабых и глупых, легко поддающихся чужому влиянию. Жизнь не обходится без испытаний, но поверь: вскоре тебя будут и невольно уважать за твёрдость характера даже самые отчаянные хулиганы. Помни: Бог не даёт в обиду тех, кто всегда и везде исполняет Его святую волю».

Вот, дорогие, словесная «инъекция» мужества и силы, безупречная этическая установка, русло, по которому может и должен идти православный ребёнок в современном мире!

Противься злу добром

Маленький христианин не рохля. «Быть можно дельным человеком», заботясь не только «о красе ногтей», но и о физической силе, гармоничном развитии души и тела. Дети не могут не уважать сильного, спортивного сверстника, достигающего «степеней известных» в школьных и иных соревнованиях. Православные родители, не будем недооценивать этот очень важный фактор детской жизни! Ваш ребёнок — это не схимник и не анахорет (если он будет таковым, то много позже). Не жалейте ни времени, ни сил, ни средств, чтобы обеспечить ему возможность физически развиваться, обретать закалку и здоровье. Не мне вам рассказывать о нашем болезненном веке с его «аллергиями» и «магнитными бурями». «В здоровом теле — здоровый дух, и об этом должно молиться», — говаривали древние*.

«Милое моё дитя, тебе не должно быть агрессивным и драчливым, а потому не ввязывайся, насколько от тебя зависит, ни в какие неприятные истории. Ничто так не уродует человека, как злоба, делающая его похожим на демона. Просто так ударить соседа по лицу только потому, что он с тобой в чём-то не согласен, — преступление! Бог отвращается от забияк и живодёров. У тебя есть слово, чтобы урезонивать “задиристых петушков”; учителя, чтобы предупреждать конфликты; и лишь в самом крайнем случае кулаки — для самообороны и защиты слабых. Не воспламеняйся в ответ на грубость — “гнев не творит правды Божией”. Знай, что улыбка, ласковое и мудрое слово, обращённое к обидчику, действует на него, как вода на огонь. А главное, молись, чтобы Господь не попускал тебе оказываться в подобных ситуациях».

Мне вспоминается, как один домашний и очень ласковый малыш, совершенно ограждённый родителями от агрессивных мультиков и как бы «не ведавший зла», оказался во дворе среди куда более «просвещённых» сверстников. Один из них, несколько минут пообщавшись с маленьким Николаем, обладателем удивительно больших и добрых глаз, ни с того ни с сего обозвал его: «Ну, ты, обезьяна!»… Православный ребёнок, ещё шире раскрыв свои радостные очи, с доверчивой улыбкой стал объяснять соседу: «Нет, я не обезьяна, я Коля!..» На лице моего героя не было написано ни малейшей обиды, но единственно желание объяснить соседу, что перед ним Коля, а вовсе не то существо, с кем уличный мальчишка «перепутал» Николая по непонятной случайности. Так чистота и любовь побеждают зло и истребляют его в самом зародыше.

Храни чистоту

Ах, как трудно сегодня уберечь ум детей от растления, которое «тихой сапой» проникает в их ум посредством любознательности, направленной преимущественно в мир компьютеров! Блудный бесёнок отличается особенной «клейкостью», он (как и всё запретное) магнитом притягивает к себе внимание малышей.

«Дитя, помни: самое драгоценное, что у тебя есть, — это твоя невинность, чистота души и тела. Береги её, как благоуханную райскую лилию, которую ты хотел бы вместе с Архангелом Гавриилом подарить Пресвятой Богородице. Подумай, какое несчастье: за одну нецеломудренную, грязную картинку, нечистое изображение, на которые ты со вниманием посмотришь, Богородица отвратит от тебя Свой прекрасный взор, а светоносное одеяние Божией благодати будет отнято от тебя, как некогда от Адама и Евы… Все эти мерзкие штучки, которые бедные дети подсматривают в своих телефонах, — яд, ад, погибель! Бегай от них, как от огня! К христианину не должно прилипать ничто нечистое. Как ты не будешь заглядывать в выгребную яму и рассматривать содержимое, так мгновенно отвращайся от всего гадкого, чем интересуются дети без креста на шее!»

Девочка у иконы

Нельзя думать, что единственный раз произнесённого наставления будет достаточно. Однако главный признак христианина — целомудрие. Это знак качества нашей веры.Целомудренные дети берегут и уста свои от словесной скверны, и никакие «блинчики и оладушки» не выпекаются на кончике языка юного воина Христова. «Доверяй, да проверяй», — главный принцип воспитания целомудрия в детях. Нельзя оставлять их на произвол судьбы и отпускать вожжи «контроля и учёта». Содержимое их телефонов и компьютеров должно быть вам известно, если уж нет возможности (или желания) избавить юную поросль от этого «троянского» электронного «коня», который столь часто производит в детской душе своё разрушительное действие.

«Не давай повода ищущим повода»

Не будем забывать, что христианина-подростка всегда будут попрекать за плохую успеваемость. О нас судят по образу нашей жизни, и по четвертным отметкам в том числе.

«Милый дружок, сегодня Господь даёт тебе главное послушание — приобретение знаний. Научись любви к учёбе и при этом не забывай отделять “пшеницу от плевел”, отбрасывать ложное и неполезное, усваивая нужное и истинное.

Конечно, главное — не отметки, но знания. Однако отметки для нас тоже важны, если за ними стоят прилежание и хорошо подготовленные домашние задания. Ты должен выработать привычку учиться с огоньком, с изюминкой, с интересом. Скучно быть болваном и балбесом. Развивай ум и память: у христианина должно быть “семь пядей во лбу”. Нам нужны знания не для гордости и превозношения, но для лучшего исполнения заповедей. Служить Богу и Отечеству Митрофанушка не способен. Про тебя, в отличие от Емели, сказку не напишут. В ком нет усидчивости и прилежания, в том много глупости и легкомыслия. “Сделал дело — гуляй смело”. Быть умным и добрым — значит быть счастливым…»

Только соответствующая атмосфера в семье, культ хорошей книги и обыкновение домочадцев делиться сокровищами вéдения друг с другом могут пробить коросту лености, неразумия и привычки к пустому времяпрепровождению, к которым так склонны современные дети.

В этих размышлениях мне хотелось дать родителям некоторые словесные подсказки, необходимые для общения с детьми-школьниками. Многие важные вопросы остались пока «за бортом». Если у наших читателей не охладеет интерес к затронутой теме, я с радостью продолжу диалог.

*Orandum est ut sit mens sana in corpore sano (Децим Юний Ювенал) – надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *