Четверг, 28 марта
Shadow

Противостояние беснованиям

18:51 20.12.2017Противостояние беснованиямПротоиерей Владислав Свешников

Описанные в Евангелии бесноватые люди — с ярким, акцентуированным, демонстративно-антиобщественным поведением, дисгармоничные — в повседневной жизни встречаются довольно редко. Обычно они называются умалишёнными либо душевнобольными. О том, всегда ли справедлив подобный вердикт и где проходит грань между душевным недугом и серьёзным духовным повреждением души вследствие греха, — наша беседа с протоиереем Владиславом СВЕШНИКОВЫМ.

— Отец Владислав, по традиции евангельского языка и евангельского понимания жизни таких людей и сейчас называют в среде религиозной бесноватыми.

— Слово «душевнобольной» применяется для обозначения психосоматического состояния, резко отличающегося от принятой среднестатистической нормы. Когда говорят о лишении или исступлении ума, имеют в виду расстройство ума, который судит о предметах неадекватно и вызывает к жизни поведение, не соответствующее естественному сознанию, которое более или менее верно оценивает соотношение предметов и своей личности с этими предметами.

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов...» (Мф. 8, 28–29)

Когда речь идёт о бесновании, то отмечают источник этого повреждения, то есть чрезвычайное влияние персонифицированных бесовских сил, вселяющихся в человека: бесовские силы действуют внутри человеческой личности, особенно в людях, не просвещённых Таинством Крещения. После крещения бесы действуют извне на человеческое сердце через внушение, которое может приводить к чрезвычайным результатам. Однако у людей крещёных и верующих поведение по типу беснования ничуть не реже, чем у людей, не просвещённых Таинством святого Крещения.

—Мы видим, что явное выражение искажённого сознания встречается не часто. Большей частью рядом с нами оказываются люди, которые по поведению мало отличаются от остальных, и даже при самом строгом психиатрическом подходе у них не обнаруживается серьёзных психопатических отклонений.

— Да, но религиозный подход выявляет в уме и сердце такого человека болезненные отклонения. Когда среда безумна, обществу не понять, что оно всё искажено. И если мы с точных христианских позиций обратимся к пониманию того, каковы должны быть свойства души, ума, человеческие отношения, нравственные идеалы, то обнаружим горькую и печальную картину существующего мира. Если норма человека есть Христос и бытие Христа, то весь мир по отношению к этой единственной норме можно назвать умоисступлённым, душевнобольным и бесноватым. Чем больше люди отступают от жизни Христа и тех духовно-нравственных идеалов, которые открываются в личности Христа, тем более их жизнь открывается как жизнь умалишённых, душевнобольных и бесноватых.

Можно не догадаться, особенно когда нет опыта общения с бесовскими силами, что кругом — люди бесноватые и умоисступлённые, можно не догадаться, что речь идёт о душевной болезни, особенно когда мы встречаемся с вялым темпераментом, где нет острого выражения, ни депрессивного, ни возбуждённого. Беснование в слабых формах можно увидеть только путём тонкого наблюдения, когда в душе наблюдателя живут именно те идеалы и нормы, которые определяют бытие святых небожителей.

— Люди церковные, просвещаемые светом Христовым, видят себя как отступающих от этих идеалов?

— Покаяние — это и есть сознательное выражение и понимание своего беснования и готовности и желания освободиться от этого беснования. Поэтому не может быть не кающихся христиан. Для освобождения от этого плена недостаточно ни собственной, даже очень глубокой решимости, ни того, чтобы эта глубокая решимость проявлялась в аскетическом делании, ни того, чтобы время от времени Таинство Покаяния освобождало от случившихся прежде грехов, за которые были ответственны лица, изображаемые в иконописной традиции с рожками, хвостиком и копытцами. Необходима постоянная готовность принять милость Христову, освобождающую от сил бесовских.

И даже этого недостаточно, потому что нет такого времени, о котором можно было бы сказать, что бесы перестали действовать. Они выполняют свою грязную, разрушительную функцию всегда. Они разрушают общественную жизнь, разрушают семьи, личности; они могут разрушать потому, что эти разрушительные процессы совершаются при потворстве общества, семьи, личности. Даже когда общество или личность сознательно отказывают такому потворству, говоря действию этих сил своё «нет», при этом сознательном «нет» почти в каждом человеке действует подсознательное, иррациональное «да». Эта иррациональная, разрушительная тенденция в личности и в жизни людей и есть та лазейка, тот проход, проникая через который, действия сил зла становятся успешными, а гнилые плоды оказываются неизбежными.

— Но тогда непонятно: почему лишь очень немногими производится во внутренней жизни аскетическая работа? То ли по обычной нашей лени, то ли потому, что нет очевидного и ясного сознания, что, помимо этого личного делания, ничего не получится…

— Один из важнейших видов аскетической работы и одно из условий, при котором влияние зла становится малодейственным, а потому и вовсе бессильным, — это непосредственная борьба с силами бесовскими. Те, на кого бесы действуют особенно сильно и кто хотел бы от этого влияния освободиться, по неизбежности вступают в действие, сначала неумело, а затем всё основательней. Слишком трудно живётся, слишком страшна жизнь, когда сильны эти воздействия бесов на личность, в постоянном вихре смущений, возмущений и всяких других влияний (чаще всего — в виде помыслов).

Главный вид борьбы и тех, кто уже вступил в неё, и тех, кто живёт довольно расслабленно, и тех, кто даже не видит конкретности этих нападений, называется, по традиции святого апостола Павла, — противостоянием. Апостолом Павлом, а затем святыми отцами-аскетами в общих образных очертаниях определены условия и характер этой борьбы, и ими дано много ценных указаний.

— Это делание — противостояние — для многих современных христиан остаётся пустым звуком даже в таких очевидных случаях, как постоянное действие скандала в собственном доме.

— Где скандал, там — можно быть уверенным! — не обошлось без бесов, и совсем не в мифологическом смысле. И даже в таких очевидных случаях, когда домашние беснуются и все в доме входят в состояние беснования, часто никто не делает попытки внедрить на деле хотя бы один из принципов противостояния бесовщине. Замечательно, что в Православии, имеющем в этом отношении богатейший опыт и знание, эти опыт и знание остаются почти совершенно невостребованными, и в частности, именно поэтому в общественной жизни нас так легко побеждают бесы, бегающие по экрану ТВ и в других СМИ. Наш народ, будучи почти совсем невоцерковлённым, объявляет себя православным и так легко оказывается побеждаемым силами бесовскими. Беснование как общий мировой процесс стремится наиболее овладеть теми пространствами, которые ещё хоть сколько-то обладают истинным качеством веры, то есть пространством православным, и это удаётся. Удаётся сеять скандалы, постоянное недовольство, недоверие Промыслу Божию, удаётся утвердить стремление к плотским ценностям и желание жить своей психологией, удаются всякие измены — самому себе, ближним и Богу — удаётся почти всё!

— Почти?

—Да, кое-что всё же не удаётся! Не удаётся окончательно покорить тех людей, которые приняли Христа и с этой верой во Христа живут и причащаются Святых Христовых Тайн, и потому беснование оказывается не абсолютным. Оно сказывается во многих внешних проявлениях, особенно в психологии — этом поверхностном слое веры. Люди успевают жить — хотя и неглубоко — и своей слабенькой верой хоть что-то сделать, а бесы успевают сделать всё, чтобы непрерывно над землёй слышался адский хохот. Кстати говоря, смехотворство есть проявление известного беснования, которое на языке аскетическом называют страстью уныния.

Христос меньше всего привлекал личным авторитетом и авторитетом чуда — Он стремился привлечь к Себе свободным изъявлением любви. Во всяком окончательно не взбесившемся человеке есть духовная, естественная склонность к Небу, но эта склонность, вполне индивидуалистическая, диалектически сочетается в нём со страстью к земному, порою в самых низменных, самых подлых выражениях этого земного. Глубоко ошибаются те, которые в эйфории своей церковности считают себя очень духовными людьми, полагая, что имеющийся у них материал для покаяния есть лишь некоторые случайные, частные проявления, и не видят закона «плоти», действующего в них.

— Отец Владислав, когда люди стремятся обрести подлинную веру и не отказываются от обретённой веры, результаты бывают поразительными. В частности, случаи исцеления от душевных болезней становятся не разовыми, а постоянным делом христианского мира.

— Это не значит, что бесноватые совсем исчезают: их и теперь сколько угодно. Но если сравнить в отношении душевного здоровья состояние большей части человеческого мира с состоянием тех людей, которые веруют во Христа, различия будут разительными, и не потому, что среди христиан меньше душевнобольных. В обычном (падшем) состоянии мира человек болен всегда, прежде всего душевно, только не обязательно клинически. В человеческом мире гораздо больше не острых ситуаций, а того, что можно назвать пограничными состояниями (то есть между явной болезнью и явным здоровьем). Это огромное пространство человеческого содержания — явного здоровья нет ни у кого, кроме святых. Но всё же явно клинических среди христиан значительно меньше, чем среди людей, не верующих во Христа.

Каждая страсть и каждое пристрастие выражают собою некоторое выявление душевных болезней. Беспристрастность очень редка, и то, что обычно люди считают беспристрастностью, является чаще всего «окамененным нечувствием», равнодушием. Равнодушием пустым и нетворческим, безрезультатным, которое в конечном счёте является одной из разновидностей страстной, болезненной природы падшего человека. Каждая страсть и каждое пристрастие являются выражением и общего болезненного состояния, и конкретной душевной болезни (не просто несовершенства). Человек по природе вещей, как образ и подобие Божие, должен быть всегда душевно здоровым, и одно из главных чудес, свершившихся в христианской истории, — это то, что людей, живущих по стихиям века сего, в «срединном», «пограничном» состоянии, Христос исцеляет одним фактом Своего со-бытия с ними!

История христианской жизни — это история опыта преодоления всякого рода душевной немощи; опыта, который в наиболее сильных случаях увенчивался абсолютным результатом, то есть святостью, но даже в среднем состоянии у христиан гораздо выше результат, чем у мира, поражённого душевно болезненными представлениями и переживаниями.

Спасает от душевной болезни только Христос, Которому честь и слава! — за то, что Он пришёл исцелить погибающий в душевных болезнях мир и исцелил, по крайней мере, ту часть мира, которая искала этого исцеления и, исцеляясь, оказалась с Ним навеки связанной.

—Вы сказали, грех и болезнь противоестественны; естественны здоровье и безгрешное состояние человека, то есть грех и болезнь — взаимозависимые понятия?

— Связь между грехом и болезнью устанавливается правдой церковного знания, когда это знание, обеспеченное и послушанием Церкви, и логикой духовного знания, живёт для нас. И когда мы всматриваемся в Евангелие, становится понятным, почему Христос прежде говорит болящему: «Отпущаются тебе грехи твои», и уже после этого — «восстань», то есть исцелись.

Важнейшей характеристикой падшего бытия, которое возникло в результате грехопадения Адама, является смерть и человека, и всякого живого бытия. Смерть есть результат общего процесса искажения бытия и сопровождает со дня рождения всякое живое существо, прежде всего человека как существа личностного.

Порою и рождаются дети с врождёнными генетическими пороками. Процесс, который ведёт к смерти, называется тлением. Несомненно, что всякая жизнь в контексте неизбежной смерти есть процесс неизбежного тления, медленного умирания. Преодоление смерти происходит не в условиях земной действительности и осуществляется не как физиологический процесс, а как акт милости Божией и поэтому совершается милостью Божией и нашей верою по завершении земной действительности. И дело не в продолжении жизни, а в воскресении личности человеческой через Воскресение Личности Христа.

Грех по отношению к жизни души есть то же самое, что болезнь по отношению к жизни тела, то есть дефект, ошибка, но разница в том, что грех всегда совершается более или менее сознательно. В некотором смысле это сознательный акт медленного самоубийства.

— То есть когда ум становится слабее, чем воля, действует воля не к жизни, а к смерти?

Противостояние беснованиям

— В человеке грешащем всегда действует воля к смерти, а не к воскресению. Никакое знание здесь не поможет (особенно когда грех остаётся нераскаянным, а его разрушительное действие и по содержанию, и по степени зависимости от него оказывается очень велико). Более того, знание тогда ведёт к большему наказанию, по известному принципу: «Раб, не знавший и не выполнявший, бит будет мало, а раб, знавший и не выполнявший, бит будет больше». Поэтому спрос с христианина несравненно больше, чем с нехристианина, совершающего подобные же грехи. Разрушение, тление и конечная вечная смерть становятся неизбежными, потому что, несмотря на бесконечную милость Божию, человек окончательно выбирает смерть, потому что нераскаиваемый грех, совершаемый сознательно и продолжительно, есть воля к духовной смерти. Это означает, что человек собою в жизни не руководит, а руководствуется принципами, которые и организуют процессы тления.

— Но кроме обычного, «стандартного» бесовского внушения известно и страшное, полное «вселение» бесов в человека.

— В таком случае действия их всегда направлены только на одно — погубить человека, другого «задания» у них нет. Когда по непонятному для нас промышлению Божию им попускается вселиться в «квартиру» человеческой души, они производят там полную разруху. Страшное зрелище представляет собою душа такого тяжелобольного человека после действия бесовского. Страшное, очень печальное, очень тяжёлое и трудно восстанавливаемое. Современные психиатры могут только ослабить проявление болезни, а не излечить саму болезнь. Остаётся только одно средство — всемощная сила Божественная. Но она действует не всегда. Эта сила может действовать и через учеников Христа. Мы знаем этому примеры и из Деяний апостольских, и из житий святых.

У многих святых это было прямым деланием жизни, так что эти ученики и рабы Христовы Его силой исцеляли больных и страждущих. В этом их принципиальное отличие от современных «целителей». Когда исцеляют не силой Божиею, не миром Христовым, а собственными магическими усилиями, в лучшем случае способными устранить некоторые проявления болезни, в психофизиологическом содержании организма человека, в душе или теле всегда бывают тяжёлые последствия. Иногда это сказывается сразу, иногда несколько позже, но практически без этого не обходится.

Не так исцеляет Христос. Христос собственной силой Божества и собственным замыслом (в замысле Божием всегда присутствует стремление освободить человека от разрухи, которая в нём есть, от нецельности) делает его вновь цельным и выстроенным, нормальным. Рабы Божии получают эту силу от Бога, не имея в виду никакой, даже малейшей выгоды для себя, хотя бы в виде похвалы. И они употребляют этот дар лишь для того, чтобы исполнилась правда Божия.

Беседовал Валентин Лебедев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *