Четверг, 25 апреля
Shadow

Ольга Демидова

10:11 26.04.2017РУССКИЙ ПАЛОМНИКОльга ДемидоваИллюстрация к данной статье

Этот приход по всем понятиям должен был быть золотым — в курортном посёлке Николаевка на побережье Чёрного моря просто нет бедных жителей.

Мини-гостиницы и настоящие частные замки в сезон отпусков приносят доход, которого с лихвой хватает на полгода туристического затишья. Однако из трёх тысяч жителей крымской Николаевки время обратиться к Богу находят — самое большее — пара десятков душ. Для всех остальных здесь единственный «бог» — деньги.

Протоиерей Василий Павлов оказался здесь 17 лет назад, весной 1995-го, когда после распада СССР решено было вновь восстанавливать церкви там, где они были разрушены за семь десятилетий безбожия.

— Когда Господь призвал меня к священнослужению, я даже не представлял себе, в каких поистине адских условиях придётся мне заниматься сложной работой создания православной общины, — признаётся настоятель храма Николая Чудотворца в крымском посёлке Николаевка.

В старой церкви, закрытой в 1920 году, израненной надстройками и перестройками, по-прежнему живут люди. Летом хозяева сдают нестандартной планировки хоромы, с гордостью извещая постояльцев о том, что душ и туалет в их мини-отеле расположены в бывшем алтаре. Некоторые туристы, узнав пикантную подробность, откланиваются. Однако таких не много.

Иллюстрация к данной статье

На обращение назначенного на приход настоятелем отца Василия о возвращении имущества церкви поселковой администрацией был дан резкий отказ, здание «скоропостижно» приватизировали, и восстановление его для служения оказалось невозможным.

А вместо храма предложили священнику служить в бывшей сельской столовой на улице Октябрьской революции. Семья протоиерея Василия до сих пор живёт здесь в одной из подсобок. Впрочем, настоятелю не привыкать к тесноте: нынешний николаевский батюшка в далёком мирском прошлом — моряк с удивительной географией. А ведь Николай Чудотворец считается покровителем мореплавателей!

— У берегов Антарктиды наш рефрижератор с китобойных судов загружался китовым мясом, везли в Союз, — рассказывает отец Василий. — От чудовищной силы ветра и гигантских волн наш корабль прятался за торосами — материковыми ледниками толщиной более километра, которые на высоте сотни метров сползают с берега над океаном на сотни метров в длину, а когда обваливаются, то производят цунами.

Несколько раз обходили вокруг Африку — доставляли продукты развивающимся странам, в то время только освободившимся от колониализма.

Сойдя на берег, в то время не священник, а художник Василий Павлов увлёкся реставрацией старинных икон. Думал реставрировать храмы. Господь управил иначе: построить новый и молитвой врачевать души.

Иллюстрация к данной статье

— Это в Николаевке я служу 17 лет, а вообще в священстве 22 года, — продолжает батюшка. — До Николаевского прихода служил в Симферопольском храме Трёх святителей, который довелось открывать и восстанавливать в 1990-х годах.

Когда же по прибытии в Николаевку выяснилось, что восстанавливать нечего, отцу Василию удалось, казалось, невозможное: выстроить новый храм в давно забывшем веру посёлке. Как? Чудом. По молитве и вере бывшего моряка. Не зря же Николай Чудотворец считается покровителем мореплавателей и путешественников. Этот приход и сегодня оживает на лето как раз на Николу Вешнего, когда в Николаевку начинают бесчисленной вереницей тянуться путешественники со всех уголков бывших братских республик.

Однако хотя основное строительство завершено два года назад, забот о храме ещё очень и очень много: из-за нехватки средств отец Василий до сих пор не может приступить к росписи. А сейчас ищет выход и из другой финансовой беды: электроподстанцию приватизировали пришлые со стороны люди, не слишком расположенные к Православной Церкви, а чтобы подключить храм к новой, нужно в ближайшее время найти около 10 тысяч евро. По меркам предприимчивых жителей Николаевки сумма не очень большая. Вот только для Николаевского прихода неподъёмная. Поскольку жертвовать среди хозяев этих прибрежных замков не принято. Не то что десятину на церковь, а даже и просто по велению души.

— Разве что отпевать пригласят иногда, — горько вздыхает священник. — Или ребёночка покрестить. И то, как правило, не повелению сердца или зову души, а потому что так принято, если не сказать — модно.

Иллюстрация к данной статье

Сегодня его мечта — вернуть в посёлок не только веру, но и историческое название Николов Ключ: у поселения, куда уже полвека съезжаются курортники из самых разных прежде союзных республик, а нынче независимых государств, весьма интересная история.

Около 150 лет назад участник Синопского сражения и первой обороны Севастополя отставной матрос-бомбардир Андрей Григорьевич Бобырь выхлопотал у императора Александра II участок для вольного поселения. За воинские подвиги император наделил героев участками земли, за которую они проливали кровь. Селение было названо Николов Ключ, в честь великого угодника Божия и особенного покровителя мореплавателей и странствующих.

Вольный ветеран Бобырь вырыл землянку у обрыва, неподалёку от места, где высаживались англо-франко-турецкие войска. Первое время бывший нахимовский матрос жил здесь вдвоём c сыном Дмитрием, вместе с отцом защищавшим Севастополь.

А осенью 1858 года сюда же прибыли переселенцы c Полтавщины. К 1917 году в посёлке насчитывалось 150 дворов и жило не меньше 300 семей русских поселенцев. Построили отставные моряки и храм во имя Николая Чудотворца. Тот самый, где теперь душ в алтаре. Тогда же, после Великой Октябрьской, новые хозяева жизни вымарали из документов и ставшее немодным название Николов Ключ и окрестили посёлок в советских традициях Николаевкой.

Сегодня приход необычной судьбы за полторы тысячи километров от Первопрестольной находится в ведении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Жаль только, что этот форпост веры в крымской курортной Николаевке принято вспоминать только в сезон отпусков даже среди иерархов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *