14:17 12.12.2020РУССКИЙ ПАЛОМНИКОТ ГРАДА ХЛЫНОВА ДО РЕКИ ВЕЛИКОЙ
Более шестисот лет православные люди России собираются в начале июня на вятской земле, чтобы пройти крестным ходом от града Хлынова до реки Великой на место явления Великорецкой иконы святителя-чудотворца Николая. Тысячи паломников как из России, так и из-за рубежа каждый год несмотря ни на что проходят трудными дорогами Великорецкого крестного хода.
Крестные ходы с молитвенным обращением ко Спасителю, к Царице Небесной и подвижникам благочестия много раз спасали нашу страну, наш народ в моменты страшных катаклизмов, нашествия иноплеменников, моров и эпидемий. И даже в этом году, когда всю планету поразила новая чума XXI века, Великорецкий крестный ход прошёл своим традиционным маршрутом. Самые стойкие крестноходцы молили угодника Божия Николая избавить православный народ России от напасти.
История Великорецкого крестного хода началась в XIV веке, то есть более шестисот лет назад. На берегу реки Великой, возле деревни Крутицы Вятской губернии, в 1383 году крестьянин Агалаков увидел на сосне образ святителя Николая Мирликийского. Вскоре молва о явленном чудотворном образе разнеслась по округе, и в 1400 году священноначалие решило, что икона должна храниться во граде Хлынове. Однако жителям села Великорецкого был дан обет, что каждый год в день явления икона будет приноситься на место её обретения. Это положило начало традиции.
Великорецкий крестный ход — самый протяжённый в России. За шесть дней и пять ночей паломники проходят около двухсот километров. Крестноходцы уверены, что святой угодник Божий — святитель Николай Чудотворец никогда не оставит их.
Первый храм в честь Николая Чудотворца воздвигнут над могилой Аскольда — первого русского князя-христианина, крещённого равноапостольной княгиней Ольгой во имя святителя Николая. Именно в этом храме был крещён святой равноапостольный князь Владимир — будущий креститель Руси.
Поистине знаковым событием явилось обретение Великорецкого образа Николая Чудотворца. «Въ лѣто мiрозданiя 6891 отъ воплощенiя Бога Слова (1383 год от Рождества Христова) при державѣ Великаго князя Димитрiя Иоанновича Донскаго и при архипастырстве святейшего Пимина, митрополита Московскаго и всея Руси, бысть явленiе чюдотворнаго образа Николая Великорѣцкаго Чюдотворца, въ Вятской странѣ, въ некоей веси четыредесятъ поприщь отъ града Хлынова, вскрай именуемыя Великiя реки, Вятскiя страны жителю Великорѣцкiя веси». Так описывается в анналах Вятского кафедрального собора это знаменательное событие.
Иоанн Грозный в 1555 году в первый раз запросил образ в Первопрестольный град Москву. «И шелъ Николiнъ образъ Вяткою и Камою внизъ, да Волгою вверхъ, на Казань и на Свияжскiй градъ, и на Нижнiй Новгородъ, Окою вверхъ до Коломны, а от Коломны до Москвы-реки вверхъ».
Символично, что именно у стен Николо-Угрешского монастыря произошла первая встреча с чудотворным образом. Встречал икону брат Иоанна IV Юрий Васильевич. Государь же с «новокрещёными цари Казанскiми» Симеоном-Едигером и Александром (Утемиш-Гиреем) принял Великорецкий образ у стен Симонова монастыря — детища московской великокняжеской власти. Именно из иноков Симонова монастыря стали впоследствии патриархами Иов, Ермоген, Иосиф. У Флоровских врат Кремля икону встречал митрополит Макарий.
Как раз в тот год началось строительство памятника в честь взятия Иоанном Грозным Казани — собора Покрова, что на рву, или, как его чаще именуют, храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов собора освящён в честь Великорецкой иконы. В ознаменование этой великой победы в праздник Рождества Николая Чудотворца 29 июля /11 августа из Успенского собора Кремля сюда совершается крестный ход.
В Первопрестольной столице чудотворная икона пребывала больше года. Во второй раз образ перенесён в Москву уже после Великой Смуты, в 1614 году. Царём Михаилом Феодоровичем утверждён статус Великорецкой иконы как Всероссийской святыни, Богом данной «роду христианскому во всех странах, градех и весях». По благословению патриарха Никона в 1658 году первый архиепископ Вятский и Великопермский Александр установил своим указом 24 мая/6 июня днём празднования Великорецкой иконы.
Изначально крестный ход проходил водным путём по рекам Вятке и Великой. В 1779 году епископ Вятский Лаврентий издал указ об учреждении сухопутного пути, и с того времени маршрут не меняется по сей день.
23 января 1918 года вышел Указ Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого дня на великорецких крестноходцев обрушились страшные гонения. В 1920-е годы Троицкий кафедральный собор города Хлынова, где хранилась Великорецкая икона, оказался в руках обновленцев, а в 1935 году он был взорван. Чудотворный образ бесследно исчез.
Но, несмотря ни на какие запреты, Великорецкий крестный ход продолжался. Православные люди шли и несли иконы святителя Николая Чудотворца. Многие из них подверглись репрессиям. После того как Господь покарал богоборцев, напустив на посевы саранчу, которая уничтожила весь урожай, власти негласно стали закрывать глаза на «творимые безобразия».
В 1959 году вышло уже официальное запрещение крестного хода. Паломников, нарушавших запрет, отлавливали, избивали дубинками и даже подвергали аресту и тюремному заключению. С апреля 1978 года, после того как епископом Вятским и Слободским стал Владыка Хрисанф, он много лет добивался, чтобы Великорецкий крестный ход был воссоздан в его былом величии.
И в 1988 году — в год 1000-летия крещения Руси — паломникам первый раз за долгие годы было разрешено пройти крестным ходом семь вёрст от села Чудинова до села Великорецкого.
Город Слободской на вятской земле известен ещё и тем, что сто лет назад сюда со Святой Горы Афон привезена икона Пресвятой Богородицы «В скорбях и печалех утешение», от которой произошло множество чудесных исцелений. В благодарность за это слободчане изготовили колокола для русского Андреевского скита на Афоне, о чём подробно повествуется в книге Мигеля Severo «Планета Афон. Достойно есть».
Если в год 1000-летия крещения Руси было разрешено пройти крестным ходом лишь от села Чудинова до Великорецкого, то с 1992 года он идёт своим историческим путём. Плавно распахиваются двери величественного собора, и на свет Божий выплывает церковная процессия. Позлащённые облачения священников вспыхивают в ярких лучах солнца. Вторя им, сверкают и переливаются золочёные кресты, древки хоругвей, оклады икон. Процессия чем-то напоминает огромную реку, несущую свои воды в бурное житейское море. Всё нарастающий звон колоколов — россыпи звуков, рассыпаемые с колокольни щедрой рукой звонарей — провожает многотысячную людскую колонну со свечами в руках. Похожая на огромное скопление светлячков, она плавно растекается, семеня за пастырями.
К 600-летию обретения чудотворного образа Великорецкому крестному ходу был придан статус Всероссийского. Поначалу крестноходцев собиралось не более двух сотен, а обратно возвращалось и того меньше. Ходили не с иконой Николы Великорецкого, а с крестом из Троицкой церкви села Макарье, потом с крестом из храма Серафима Саровского, и только с 1996 года — с иконой святителя.
С каждым годом возрастает количество крестноходцев на Великую. Особенно отрадно видеть среди паломников молодых людей. Ничто так не способствует воспитанию подрастающего поколения, как приобщение к духовному подвигу великорецких крестноходцев.
В своей книге «Дети перестройки. Предупреждение» автор Мария Магдалинова как раз и повествует о том, как молодые люди «потерянного» поколения «лихих» 1990-х годов именно через Православие обретают духовный стержень и становятся достойными гражданами своей страны.
Трудно назвать, где ещё так отчаянно молятся, как на Великорецком крестном ходе. На шесть дней словно переносишься в иной мир: идёт православное воинство, славит Спасителя нашего Иисуса Христа и Его святого угодника — святителя и чудотворца Николая; молится за Россию и о спасении души.
Как известно, лёгких крестных ходов не бывает. Испытания, как правило, начинаются уже с первых шагов. Палящее солнце, плавящее асфальт; сильнейший ливень, превращающий дороги в непроходимые хляби; утренние заморозки, а то и снег — Христово воинство всё преодолевает с усердной молитвой. Самому старшему из участников перевалило уже за девяносто, а самый младший ещё не справил и первую весну: ему всего девять месяцев.
Во всём созвездии молитвенных шествий по Русской земле — если только они будут истинно покаянными — видится наш спасительный путь. Без этого Россию не возродить и величия её не воссоздать. А благодаря таким крестным ходам, как Великорецкий, Православное Отечество наше всё ещё остаётся главным островком духовности на планете Земля.
Михаил СЕРГЕЕВ