20:38 09.12.2019«Карма-кола» или кармология (метафизика кармы)?
Известно, что нет ничего практичнее хорошей теории. В миссионерской работе часто приходится сталкиваться с расхожими стереотипами о карме, и христианскому проповеднику весьма пригодилось бы теоретическое уяснение основ этого понятия. В наше время идея кармы вошла в светское сознание как чуть ли не научное определение судьбы. Но, разумеется, карма — не общезначимый научный термин, а понятие определённого типа религиозности, прежде всего оккультной, а шире — политеистической, языческой, которая противоположна монотеизму и христианству.
Неудивительно, что идея кармы стала общим местом и в идеологии тоталитарных сект (или новых религиозных движений — НРД). Причём это понятие — одно из главных не только в ориентированных на индийскую религиозность объединениях типа «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Общество сознания Кришны» и т.п., но и в наукообразной (псевдонаучной, разумеется) терминологии, лишённой индийской орнаментовки секты сайентологов — дианетики. Здесь понятие «карма» заменяется словом «энграмма», а дорогостоящая процедура «стирания энграмм», то есть ликвидации дурных последствий кармы, называется одитингом и пр. Во всевозможных оккультных изданиях не упоминать о карме считается дурным тоном, и все они полны якобы научных прозрений или «откровений» о ней; разделяется, например, карма женщины и карма мужчины и т.п., а некоторые договорились до «диагностики кармы». Удивительно, что и в самой стране, где родилась идея кармы, — в Индии вдруг начали говорить о ней по-другому в связи с новой волной оккультных «запросов», начиная с периода бума молодёжной субкультуры, хиппи и т.п. и масскульта вообще, то есть с конца 60-х годов прошлого века. Феномен, когда в Индии сказалось влияние западной поп-культуры и индийцы стали осознавать себя предметом поисков чего-то экзотического и сокровенного для «истощённого» европейского ума («быстрорастворимой нирваны» ли, «поп-мистики» ли), индийская писательница Гита Мела назвала «карма-колой».
Цена подобной «литературы» о карме в научном плане ничтожна, а в культурном отношении она оказывает пагубное воздействие, представляя собой сочетание квазинаучных мифов с оккультной религиозностью, и является крайне опасной для психического и физического здоровья. Так, авторы брошюры, направленной против «диагностики кармы», врачи Т. Калашникова и М. Медведев констатируют: «Теория перевоплощения может стать плодотворной почвой для мультиличностных психозов». Содержание данной «литературы», разумеется, не может быть предметом серьёзного философского и научного анализа. Но чтобы выяснить метафизическое основание закона кармы, обратимся к традиционной индийской религиозности, где он укоренён наиболее сильно.
Принцип кармо-сансарной цепи и связанная с ней идея освобождения — мокша — формируется только в поздней ведической литературе: браманах и упанишадах. «Чхандогья упанишада» возвещает: «Тем, кто (отличается) здесь благим поведением, суждено получить новое зачатие в благом лоне женщины или из варны брахманов, или из варны кшатриев, или из варны вайшьев. Но те, которых (отличает) здесь низменное поведение, попадут, несомненно, в удушливое лоно или собаки, или свиньи, или женщины-чандалки». В ранних же ведах карма — сансара — мокша не упоминается. Не признаёт мокшу и ориентирующаяся на веды философия мимансы, причём ранняя (тогда как поздняя миманса мокшу признаёт). Но поскольку концепция кармы — сансары — мокши прочно вошла в большинство учений и философских школ брахманизма и индуизма, став неотъемлемой частью их идеологии и ортодоксии, не говоря уже о том, что понятия нирваны и мокши изначально присутствовали в буддизме и джайнизме, то целесообразно рассматривать данную концепцию как главную в индийском религиозном сознании. Характерно, что эту доминанту в нём, а именно учение о карме — сансаре — мокше/нирване, крупнейший индийский историк философии С.Н. Дасгупта назвал «тремя наиболее важными догматами индийской религиозной веры».
Чтобы кратко обозначить метафизические основы закона кармы, прежде всего обратимся к её характеристике, данной в одном из популярнейших учебников по индийской философии С. Чаттерджи и Д. Датты, ставшем классическим в Индии. Эти авторы определяют сферу действия закона кармы и связанную с ним сансару как целиком этическую: «Веру в “вечный моральный порядок”… или закон кармы в различных аспектах можно рассматривать как закон сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и недостатках поведения». Карма как сохранение и неизбежное воздействие последствий религиозно и нравственно оценённых поступков накапливается непрестанно и превращается в постоянно действующий фактор сансарной жизни. «Карма означает как сам закон, так и силу, способную приносить плоды». Причём существует представление как о скрытой карме (анарабдха) прошлой и настоящей жизни, так и о действующей карме (арабдха). В зависимости от результатов своей прошлой кармы человек имеет все свои настоящие блага и убытки, высокий и низкий жизненный статус, профессию и т.д. А перерождаться он может в животное, растение, в небожителя или демона под воздействием того же закона. Причём хорошая карма есть результат перевешивания заслуг, добродетелей (пунья), а плохая получается из-за избытка пороков (папа).
Нормы правильного поведения для лучшего перерождения определялись опять же религиозно-нравственными установками, но вера в «закон» кармы как в «вечный моральный порядок» была не только регулятором морального и религиозного поведения людей, но решала вопрос о свободе воли и ответственности человека за свою судьбу/карму, отчасти снимая проблему теодицеи (богооправдания). Важно понять, что индийская концепция кармы как безличной судьбы противоположна христианской идее заботы Личного Бога о твари, или учению о Божественном Промысле.
Закон кармы распространяется на естественный, природный мир (это не только земное, но и подземное, и небесное царства), так как их обитатели также подвержены кармическим воздействиям. Какова метафизическая основа этой природной закономерности? Во-первых, она безначальна, вечна и существует как бы параллельно с миром сверхъестественного, и с этим согласны все индийские философские системы. А вот во взгляде, является ли кармическая причинно-следственная цепь автономной или управляется высшим Разумом, индийские философские школы разделяются. Из них буддийские и джайнская, а также классическая санкхья и миманса полагают, что закон кармы действует автономно. Так, выражением закона кармы в мимансе принято считать концепцию апурвы — «опосредованной», скрытой, но неотвратимо, хотя и дальнодействующей силы, образующейся в результате исполнения ведо-брахманистских ритуалов. Так же, как и ритуалы, карма действует неотвратимо и безошибочно, хотя и не сразу, подобно тому, как телёнок среди множества коров находит именно свою мать («Вишну-смрити», ХХ, 47). Следует отметить по этому поводу, что детерминистически-фаталистический элемент неотвратимости присутствует как в ритуализме, так и в кармизме, но кармизм не исчерпывается только этим.
Если названные школы индийской философии принимали закон кармы в качестве автономного, то другие школы: «эпическая» и поздняя санкхья, йога, ньяя и вайшешика — были теистическими (ограниченный теизм). Найяики-вайшешики (представители родственных друг другу школ) давали развёрнутое объяснение соотношения Бога и действия кармы, называемой у них «адриштой» («невидимое»). В большинстве текстов ньяи и вайшешики Бог-Демиург (Ишвара), Он же — Душа мира, упорядочивает, организует и оживляет естественное и «нетварное» бытие, которое здесь выступает в форме вечных атомов, называемых иногда «телом Бога». Кармическая сила — адришта — является в вайшешике силой естественной и непосредственно сцепляющей и разъединяющей атомы, образующей из них все предметы, вещи и живые существа. Но если Бог-Душа в вайшешике наделяет жизнью и высшим разумом всё мироздание в целом, то карма-адришта, оставаясь по сути своей природной и неразумной, пассивной, хотя и вечной, только направляется Богом-Душой как высшим Разумом. Иными словами, действие Бога не может заменить действия закона кармы, неотвратимого и неизбывного. Первый переводчик на русский язык «Ньяя-сутр» и «Ньяя-бхашьи» В.К. Шохин указывает, что Ишвара — «диспетчер последствий закона кармы, который действует безначально, непреложно и независимо от него». Потому Бог здесь только распределяет заслуги и пороки, но не освобождает от последних, то есть не является абсолютно личностным.
Кармо-сансарное колесо жизни и смерти, добра и зла, удовольствий и страданий, охватывая миры людей, животных, небо- и подземножителей, а также неодушевлённые предметы, имеет иерархию между этими мирами отнюдь не качественную, а «количественную» — по типу более или менее сложной организации: каждый член своего круга может беспрепятственно перемещаться по кармо-сансарной лестнице вверх и вниз. Урок кармологии будет таким. Мы бы предложили характеризовать кармизм как нравственно-натуралистический круговорот (циклизм), поскольку он представляет собой симбиоз природного и нравственного законов: свободный нравственный выбор поглощён необходимостью наподобие естественной; здесь нет существенной разницы между личным и безличным, а если личность размывается, то безличное в таком случае доминирует над личным. Кармо-сансарный круговорот — это вечно длящийся моральный/аморальный порядок/беспорядок, который обнаруживает пан(ен)теистический фон индийской религиозности и её несовместимость с христианством.
Елена АНИКЕЕВА