Четверг, 12 декабря
Shadow

ПОЧИТАЙ ВРАЧА ЧЕСТЬЮ Священное Писание о медицине

18:08 25.07.2019ПОЧИТАЙ ВРАЧА ЧЕСТЬЮ Священное Писание о медицинеКонстантин Зорин

История библейских традиций о врачевании весьма поучительна и богата фактами. Описать их в виде краткого очерка сложно. Значительно опередив научную мысль и гражданское законодательство, библейские воззрения на медицину и сегодня не теряют духовной, нравственной, культурной и мировоззренческой актуальности. Остановимся лишь на некоторых узловых моментах…

Языческие суеверия медицинского характера

В древности анималистическое (от лат. animal — животное) мировоззрение создало свою систему медицинских взглядов. Тотемное животное, будучи родоначальником племени, почиталось хранителем здоровья и «врачебным животным». Язычники употребляли его внутрь (кровь, внутренние органы, золу) и наружно (жир, шкуру, когти). Вторая форма «лечения» болезней — амулеты. Изображение «врачебного животного» из дерева, кости, камня язычники постоянно носили на себе и тем «отпугивали» болезни.

Помимо этих суеверий, бытовало и нелепое анимистическое (от лат. аnima — душа) понятие о духах умерших предков, которые якобы защищали или, наоборот, насылали страдания. Болезнь считалась карой за непочтение к памяти предка. Желая отомстить, он «вселялся» в тело живого родственника и мучил его.

Какими же способами «исцеляли» больных? Сначала пытались умилостивить дух усопшего подношениями, польстить ему танцами, песнями в его честь и «попросить» мирно «перейти жить» в другое место. Если дух упорствовал, его старались «устрашить» и выгнать. Чаще всего инсценировали вооружённое нападение: «врачеватель» в грозной и отвратительной маске с остервенением набрасывался на больного, испускал угрожающие крики, тряс копьём и т. п. Это ритуальные шаманские танцы.

Исцеление отроковицы

Впоследствии от столь грубых приёмов отказались. Обряд «изгнания» болезни «усовершенствовали»: у постели больного помещали какое-либо животное, в которое благодаря заклинаниям должен был перейти недуг. С целью уберечь от оспы на лицо новорождённого надевали ужасную маску. Расчёт прост и наивен: когда оспа придёт поразить младенца, она испугается и уйдёт.

Древневосточная (например, вавилонская и египетская) храмовая медицина тоже была весьма специфичной, замешанной на магии и астрологии. Центральный пункт — учение о богах как вершителях человеческой судьбы. Человек будет здоровым, если родился «под счастливой звездой» и живёт в согласии с волей своих богов. Но стоит ему прогневить их, боги сразу отступят, а звёзды перестанут благоприятствовать. Отсюда и все болезни. Поэтому задача врача не в том, чтобы углублять медицинские знания, умения и навыки, а в том, чтобы постигать «откровения» богов медицины (Тота, Анубиса и других).

По сути, означенные оккультно-мистические и языческие воззрения являлись тормозом (если не сказать жёстче — врагом) медицинской науки и практики. Разве способствует прогрессу использование в лечебных и косметических целях крови младенцев, приносимых в жертву ненасытным богам?! Да и в настоящее время отголоски примитивных взглядов на снятие и наведение порчи и сглаза, на ворожбу и гадание вредны духовно и несостоятельны научно. Совсем другое дело — мудрость народного разума (к примеру, травоведение и костоправство).

Островок истины в море язычества и оккультизма

Итак, жрецы идольских культов, шаманы, ведуны и колдуны всех мастей сбивали с пути развитие медицинской науки и практики. Скорбя о заблуждениях язычников, Господь отвергает любое идолопоклонство. «Не делай себе кумира и никакого изображения <…> не поклоняйся им и не служи им», — гласит вторая заповедь закона Божия (Исх. 20, 4–5). Священное Писание осуждает того, кто «не стыдится говорить бездушному, и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно не способное <…> о силе просит самое бессильное» (Прем. 13, 17–19).

В связи с этим ветхозаветные взгляды на медицину — островок истины, нечто совершенно чуждое и абсурдное для оккультизма и язычества. Медицинские знания, изложенные в Пятикнижии пророка Моисея (Торе) и иных текстах Библии, хотя и несовершенны, но очень ценны. Освящённые Божественным авторитетом, они значительно опережали свою эпоху. В те времена они были последним словом науки. Да и сейчас их нравственное и психологическое содержание нисколько не устарело. Стоит отметить, что эти тексты считают священными представители сразу трёх мировых религий: христианства, мусульманства и иудейства.

Пророк Моисей и 10 заповедей

Итак, святой пророк Моисей, как приёмный сын дочери фараона, вырос в Египте и был научен всей мудрости египетской. Несмотря на это, в Моисеев закон (ХVI век до н. э.) вошли качественно иные обрядово-ритуальные постановления лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического характера. В их своде видна мудрость и предусмотрительность, которыми не обладали врачи соседних с Израилем народов. За тысячи лет до того, как медицина узнала пути распространения инфекционных болезней, Библия предлагала правильные профилактические меры, адекватно учитывающие климатические, эпидемиологические и прочие условия районов проживания Израиля.

Например, закон о военных лагерных стоянках предписывал закапывать экскременты вне лагеря (см. Втор. 23, 13). Эта передовая профилактическая мера помогала сохранять воду незаражённой, защищала от дизентерии, которую переносили мухи, и от других болезней. А ведь эти болезни до сих пор ежегодно уносят тысячи жизней там, где санитарные условия в плачевном состоянии!

Были введены правила, касающиеся личной гигиены, гигиены питания и т. д. Иудейские священники исполняли роль врачей. Если человек заболевал так называемой прилипчивой (заразной) болезнью или регистрировались похожие симптомы, его подвергали карантину (см. Лев. 13, 1–5). Священники умели распознавать и врачевать опухоль («плешь»), отличать её от проказы и лишая. При появлении какой-либо опухоли или нарыва больного сначала отделяли от здоровых людей на семь дней, потом, если опухоль не исчезала, — ещё на семь дней. Если же опухоль увеличивалась и дальше, изоляцию продолжали. Выбривание волос, тщательное омовение заражённых, сжигание их одежд — весомые практические рекомендации (см. Лев. 13, 1–59). И заметим: никакого колдовства!

Одежду и сосуды, к которым прикасались люди, умершие своей смертью, уничтожали или омывали, прежде чем снова употребить (см. Лев. 11, 27–33). Согласно Ветхому Завету, любой человек, дотронувшийся до трупа, человеческих костей или гроба, считался нечистым и нуждался в процедуре очищения. Она состояла из стирки одежды, окропления очистительной водой и т. п. (см. Числ. 19, 1–22). Эти, казалось бы, простые и очевидные меры эффективно предохраняли людей от заразных болезней, передающихся воздушно-капельным и бытовым путями.

Огромное значение имели и законы о браке, о «мерзости в половых отношениях». Через пророка Моисея Господь запретил сынам Израилевым поступать «по делам земли Египетской <…> и Ханаанской», ибо это зло (Лев. 18, 3). «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив… — заповедует Всевышний. — Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтоб открыть наготу» (Лев. 18, 5–6). Запрет на кровосмешение, а также гомосексуализм, скотоложство сопровождался гневным Божественным предостережением: «Если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев. 18, 29).

Теперь наука доказала, что потомство от близкородственных браков страдает генетическими уродствами, физической и психической неполноценностью, а половые извращения ведут к ВИЧ/СПИДу и инфекциям, передающимся половым путём (ИППП): сифилису, гонорее, вирусным гепатитам…

Как видим, Моисеев закон за тысячелетия до естественнонаучных открытий содержал удивительно рациональные и дальновидные предписания о значении чистоплотности, об обязательности еженедельного (субботнего) отдыха и защиты от заразных болезней. На много веков опередив научную мысль и гражданское законодательство, эти постановления и сегодня не теряют культурной и мировоззренческой актуальности. То же самое касается и других библейских текстов, чтимых иудеями, христианами и мусульманами.

«Здоровье дороже золота»

В годы воинствующего атеизма по идеологическим соображениям замалчивалось или вовсе отрицалось положительное влияние традиционных религий на развитие медицинской науки и практики. Наоборот, старались выискивать и подчёркивать негативные стороны «религиозного дурмана и мракобесия»: католические крестовые походы, репрессии инквизиции и пр.

Но, как говорится, из песни слова не выкинешь! Современная научная и философская мысль в значительной мере устранила этот дисбаланс. В России и за рубежом проводятся международные конференции, публикуются солидные статьи, монографии и диссертационные исследования в разных областях знания, раскрывающие нравственно-просветительскую и лечебно-профилактическую миссию мировых религий. Вместе с тем жёсткой критике подвергаются деструктивные тоталитарные секты, наносящие зачастую непоправимый вред здоровью (к примеру, газовые атаки «Аум Синрикё», запрет на переливание крови у «Свидетелей Иеговы», массовые самоубийства в преддверии якобы близкого «конца света»).

Библия исходит из того, что «здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья <…> Лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь» (Сир. 30, 15–17).

В Библии неоднократно встречаются ссылки на данные анатомии, физиологии и терапии. Мы читаем о ритуальных омовениях, помазании маслом, наложении успокаивающих мазей на раны перед перевязкой (см. Ис. 1, 6), о пластыре из смокв на нарыв (см. Ис. 38, 21), о согревании тела другим телом (см. 3 Цар. 1, 2). Милосердный самарянин омыл вином и маслом раны пострадавшему от разбойников и поэтому поставлен Евангелием в добрый пример истинного милосердия (см. Лк. 10, 30–37). В священных текстах описано много чудесных исцелений от проказы (лепры), парши, чесотки, лишая, дизентерии, мора, язвы, чумы, горячки (лихорадки), расслабления (паралича), слепоты, глухоты, немоты, женского кровотечения, бесплодия и т. д.

Купель Вифесда

Библия наставляет нас, что занятия доктора не оканчиваются приготовлением смеси (см. Сир. 38, 8), т. е. одними теоретическими опытами и лекарствоведением (изготовлением и хранением лекарств). Врачебное искусство должно иметь и благотворное практическое применение. Для этого использовали, например, благовония, целебные эфирные масла.

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства (полезные лекарства. — K. З.), и благоразумный человек не будет пренебрегать ими», — так благословляет Сам Господь Бог подлинное врачебное искусство (Сир. 38, 1–4).

«Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Сир. 7, 38). Эти слова стали ключевыми для Церкви Христовой в её отношении к медицине. Библия учит о богоугодности, высокой миссии и духовной ответственности врача как лица, отнимающего у смерти её добычу. Само врачевание Церковь всегда почитала, видя в нём своего рода священнодействие. Недаром служение больному Господь Иисус Христос приравнял к служению Богу: «Был болен, и вы посетили Меня <…> так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», — скажет Он в день Суда (см. Мф. 25: 36, 40). Посетить больного означает отдать ему частицу своей души, а не просто совершить дежурный обход.

О неразрывном единстве всех членов тела, о страдании одного органа, неминуемо влекущем за собой страдания прочих, в I столетии н. э. писал апостол Павел (см. 1 Kор. 12, 12–26). Замечу, кстати, что в XIX веке господствовали взгляды немецкой рационалистической школы Рудольфа Вирхова на организм как на сумму органов. Считалось правильным лечить каждый орган в отдельности, а не восстанавливать организм в целом. В XX столетии наука возвратилась, по сути, к библейскому пониманию. Она признала, что органы тела не обособлены, а тесно связаны друг с другом. «Медицину органов» сменила «медицина организма».

Также апостол Павел рекомендовал своему ученику Тимофею общеукрепляющее средство: «Употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). В своих путешествиях Павел имел спутником апостола и евангелиста Луку, которого именовал «врач возлюбленный» (Kол. 4, 14).

Итак, христиане должны заботиться о себе прежде болезни и не проявлять в этом небрежности. Следовательно, существуют два параллельных, но не альтернативных пути сохранения здоровья — активная профилактика заболеваний и деятельная борьба с ними. Самое главное в деле исцеления — Божественная благодать, однако не следует пренебрегать и врачебной помощью.

Святые отцы не призывают нас относиться к болезни пассивно или тревожно-мнительно. Христианское смирение предполагает напряжённую внутреннюю работу и не исключает обращения к медицине. Подвиг безропотного перенесения тяжких страданий обычным людям, каковы все мы, не под силу. Даже глубоко верующим разумнее всё-таки лечиться и укорять себя в маловерии, чем гордо отказываться от лечения, искушая Бога и побуждая Его совершить явное чудо.

Знаменательно, что библейский мудрец воспевает своего рода гимн врачебному искусству: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце <…> и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 9–14).

На мой взгляд, все эти библейские идеи стали стержнем особого этапа отечественной медицины — монастырской.

Неправильное поведение и наше нездоровье

Губительные последствия зачатия в нетрезвом состоянии тоже известны с древности. Каждая рюмка, выпитая беременной женщиной, делится с её ребёнком. А хронический алкоголизм ведёт к алкогольному синдрому плода. Новорождённые появляются на свет маленькими, с психическими и физическими нарушениями (особенно головы, сердца, конечностей и центральной нервной системы). Отмечаются внутриутробные аномалии: опущение век, асимметрия глаз, изменение формы черепа, уплощение затылка и т. п. У детей наблюдаются расстройства сна и аппетита, задержка умственного развития, инфантилизм, невропатия, частые истерики и страхи по незначительным поводам, плохая координация движений, головные боли. В будущем нервные дети с невысоким интеллектом склонны к жестокости, криминальным поступкам и легко поддаются дурному влиянию…

И ведь недаром за много столетий до современных открытий медицины супруга ветхозаветного праведника получает предостережение свыше: «Ты зачнешь и родишь сына: итак, не пей вина и сикера (разновидность крепкого напитка. — К. З.) <…> И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь» (Суд. 13: 7, 24). Легендарный богатырь Самсон отличался необыкновенным физическим сложением: ему не было равных в силе, ловкости и выносливости.

Исцеление бесноватого

Анализируя священные тексты, мы видим, что основа большого числа болезней — это греховные страсти. Плотские страсти (чревоугодие и блуд) заставляют обращать естественные биологические потребности в источник самоуслаждения и самоугождения, вплоть до их полного извращения и преобладания над духовным началом личности. Отсюда возникает, например, алиментарное ожирение, алкоголизм или инфекции, передающиеся половым путём (ИППП).

О пагубности вредных привычек знают давно. Вот замечательно точное наблюдение: «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницею и холера, и резь в животе бывают у человека ненасытного. Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни <…> Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе» (Сир. 31, 21–26).

А поддаваясь так называемым душевным страстям (гордыне, зависти, гневу, обиде, злобе, ненависти, раздражительности и пр.), человек возводит собственный эгоизм в верховный принцип жизни и считает своё «я» мерой всех вещей. Это обусловливает психопатологический склад личности и характера, развитие психосоматической патологии. Вот почему внутренняя работа над собой и обретение истинного смысла жизни необходимы для духовного, психического и соматического здоровья личности.

За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь безнравственных поступков и болезненных состояний, психоэмоционального и физического благополучия: «Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон»; «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей»; «Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость»; «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость — долгоденствие <…> Утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет».

Уверен: во многих случаях виновато именно духовное «я», а страдают организм и психика. Каждый недуг сигнализирует об этом бедствии по-своему, в зависимости от причин и последствий. Ещё заболевания «уличают» нас в том, что мы зачастую нерадивы, не соблюдаем нравственных заповедей и врачебных советов. Рекомендации медиков подтверждают правоту священных текстов, касающихся здоровья человека. А сами эти тексты подчас предвосхищают суть новейших медицинских открытий.

Призыв к покаянию и исправлению жизни — это духовное просвещение, духовная гигиена, где главное место отводится вере и совести. Борьба с асоциальным поведением, искусственными абортами, низменными инстинктами, зависимостями от психоактивных веществ и состояний (перееданием, курением, пьянством, наркоманией, пристрастием к Интернету, азартным играм), а также сохранение добрачного целомудрия и супружеской верности, умение преодолевать отрицательные эмоции и стрессы, конструктивно общаться и позитивно мыслить — всё это, по сути, и есть универсальные правила подлинно здорового образа жизни. Они нисколько не подменяют, а, напротив, наполняют духовным содержанием и милосердным отношением к больному человеку стандартные лечебно-диагностические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *