22:13 07.04.2019Благовещение Пресвятой Богородицы вместе с детьми
Каждый год мы встречаем вместе с детьми церковные праздники. И каждый год, из года в год, подготовка к любому празднику – это, конечно, в первую очередь рассказ о нем. Рассказываем своими словами, чаще всего наглядно-образовательно – по иконам. Открываем книгу с хорошими иллюстрациями, а теперь все чаще – картинки в Интернете, и просто вместе, «вслух» разглядываем не много не мало как «богословие в красках». Это совсем не трудно, это каждый раз снова и снова оказывается интересно. Но при этом хочется чего-то нового, хочется чем-то заинтересовать старших детей, которые слышат именно эту историю вот уже много лет подряд. Всю свою жизнь, буквально так.
И в прошлом году этим «новым» стало для нас «Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы» святителя Андрея Критского. Того самого, который Великий покаянный канон написал. Это слово – очень интересное, по-моему – даже «детское» изображение Благовещения – благой вести, встречи архангела с Пресвятой Девой в тот самый день, который «спасения нашего главизна».
Интрига Благовещения в рассказе святого Андрея Критского
Преподобный Андрей рассказывает, как Бог дал своему слуге-архангелу повеление пойти к Деве Марии. А потом живо и подробно описывает реакцию ангела на подобное поручение. Мы можем просто прочитать слова преподобного Андрея своим детям:
«Что же Гавриил?… повинуясь Божию велению, полетел к Деве… и, недоумевая в себе, колебался в мыслях, рассуждая – думаю – сам с собою так:
‟С чего начать мне исполнение воли Божией? Мгновенно ли явиться в чертоге? Но таким появлением я устрашу душу Девы. Или взойти не вдруг? Но Отроковица почтет вход мой тайным. Постучать ли в дверь? Но каким образом? Ангелам это не свойственно, потому что никакой предмет, ни содержащий, ни содержимый, не может препятствовать существу безтелесному. Или просто отворить дверь? Но и тогда, как она заперта, я могу пройти сквозь нее. Назвать ли Деву по имени? Но этим я приведу в трепет Отроковицу… каким образом мне приступить к Деве? О чем прежде всего с Нею говорить? О благовестии ли радости, или о вселении в Нее Господа моего? О наитии ли Духа Святаго, или об осенении Всевышняго?”»
Интригующее начало придумал преподобный Андрей. Хорошая завязка: прочитать до этого момента и замолчать. Дети обязательно попросят продолжения. И мы будем читать дальше – уже как ответ на запрос наших маленьких слушателей:
«Сделаю к Деве обращение, возвещу Ей о чуде, приближусь к Ней, сделаю Ей приветствие и кротко воззову: ‟радуйся!” Приветствие будет для меня счастливым вступлением в свободный с Нею разговор. Слово ‟радуйся!” послужит мне залогом позволения беседовать с Нею; только глас ‟радуйся” ни мало не устрашит, но усладит Ее душу. Итак, возвещая Ей радостное веление, я начну воззванием: ‟радуйся!” На самом деле, прилично приветствовать Царицу благовестием радости…Это воля Божия о спасении и начало радости безмерной!»
Так мы обратим внимание детей на это слово, на обращение – «радуйся!» Можно дальше рассказать о Благовещении своими словами, а можно просто дочитать детям эту проповедь до конца. Андрей Критский живо описывает каждое слово, каждый момент этого великого события. Но если мы говорим с маленькими детьми, то лучше пересказать текст своими словами. Может быть, иногда зачитывая из проповеди какие-то фрагменты.
А можно после вступительной интриги из проповеди святителя Андрея Критского сразу прочитать Евангельский текст – ср. Лк. 1, 24–38. Этот отрывок будет читаться в храме во время праздничной литургии. Так мы уже подготовимся к богослужению.
Радость в тропаре празднику
Для того, кто живет в ритме церковной жизни, даже для маленьких детей, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – долгожданный. Он нарушает строгий ритм покаянных дней – нарушает даже тем, что среди недели на Благовещение бывает полная литургия. Нарушает наглядно – голубыми облачениями вместо фиолетовых и черных, по-настоящему праздничным торжеством и радостью.
Радость этого дня – и в Евангельском чтении, вообще в содержании праздника, и насквозь во всем богослужении, и прямо озвучена в тропаре. Этот тропарь мы вместе с детьми готовим, чтобы петь его дома перед едой и на ночь, и вместе с хором петь в храме – а потом снова дома.
Как обычно, текст тропаря мы вместе с детьми красиво оформляем: записываем на отдельном листе бумаги большими четкими буквами. Находим в Интернете аудиозапись – слушаем тропарь в исполнении какого-нибудь хорошего хора. Расшифровываем – объясняем смысл непонятных выражений.
«Днесь» – «сегодня». Это слово нам часто встречается в церковных молитвах, и это важная вещь: церковный праздник – это не воспоминание об исторических событиях, а нечто, происходящее прямо сейчас. «Главизна» – голова, то есть начало: «Сегодня начало нашего спасения». «И еже от века таинство явление»: и сегодня же открылось, явилось то, что от века (от начала времен) было тайной. Дальше вроде все понятно.
А кондак этому празднику наши дети, скорее всего, и так знают наизусть: это «Взбранной Воеводе победительная», песнопение, которое мы вместе поем каждый день во время вечерних молитв. А если не поем, то, наверное, можно как раз начать петь? Ведь даже если общее семейное правило совсем короткое – а в нашей семье, например, оно предельно сокращенное, – в нем, по идее, должна быть хоть какая-то молитва Богородице. Может быть, как раз эта.
Тропарь, кондак, величание, открытки или надписи к празднику Благовещения можно украсить такими картинками-образами:
Пальмовая ветвь – иногда именно эта ветка изображается в руках у архангела на иконах Благовещения.
Цветы – символ чистоты Богородицы. Они тоже изображаются в руках архангела.
Колодец – согласно преданию, первая встреча будущей Матери Божией и вестника-ангела произошла около колодца, когда Богородица набирала воду. На многих иконах можно увидеть, как архангел встречает Деву именно у колодца. Заодно можно посмотреть фильмы о Святой Земле, где рассказывается об источнике Богородицы в Назарете.
Пряжа – можно срисовать с иконы Благовещения: архангел беседует с Девой, а она в это время занимается рукоделием.
Готовимся к Благовещению: и молитва, и храм, и пир горой
6 апреля мы уже начинаем встречать этот чудесный великопостный праздник Богородицы. Наводим порядок: у каждого ребенка (даже если ребенок уже не ребенок) есть своя «зона ответственности», и сегодня нужно ее убрать «как следует», а не «как обычно». Может быть, сможем украсить иконы цветами – хотя бы одним белым цветочком. В память о том, что, по преданию, архангел Гавриил во время Благовещения держал в руке белый цветок, белоснежную лилию или пальмовую ветвь. А можно купить такой белый цветок не для домашних икон, а принести его в храм, поставить его к какой-нибудь иконе Богородицы (икону праздника на аналое, скорее всего, организованно украсят и без нас).
Чтобы, вернувшись из храма после литургии, можно было бы сразу сесть за общий стол, мы всегда готовим праздничный стол заранее. Тем более что на Благовещение у нас бывает блюдо, требующее особенной подготовки. Это традиционная русская «Благовещенская кулебяка» – интересный рыбный пирог из дрожжевого теста.
Иван Шмелев так вспоминал об этой народной традиции:
«Пахнет рыбными пирогами с луком. Кулебяка с вязигой – называется ‟благовещенская”, на четыре угла: с грибами, с семгой, с налимьей печенкой и с судачьей икрой, под рисом, – положена к обеду, а пока – первые пироги».
Каждый год мы печем кулебяку к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Никакой обязательности, никакого «религиозного» содержания эта традиция не имеет. Просто обычай нашего народа. И просто это вкусно. И рыбно. И необычно. Потому и печем.
Получается огромный такой, очень сытный и вкусный пирог, которого хватает на всю нашу семью на целый обед. Мы уже привыкли, так повелось: вернемся из храма на Благовещение – и едим эту кулебяку с чаем, компотом, киселем.
Рецепты кулебяки можно найти в Интернете, можно фантазировать самостоятельно. Можно воспользоваться идеями историка и реконструктора русской кухни Максима Сырникова – мы, собственно, свои первые кулебяки готовили строго по его книгам.
Мы делаем кулебяку в форме рыбки – с головой, хвостом, плавниками. Все украшения из теста лепят сами дети. «Глазки» – это просто дырочки: через них выглядывают темные грибы. В большую «голову» нашей «рыбы» мы обычно не кладем рыбную начинку, только грибы с рисом: у одного из наших детей аллергия, а малышу рановато есть красную рыбу, и этот прием – способ приготовить один пирог для всей семьи.
Так или иначе, один из «лайфхаков» – как «все успеть к празднику»: все, что только можно – готовить заранее, до праздника, и как можно раньше. И в этом случае все для начинки кулебяки, даже блинчики, мы стараемся приготовить с утра 6 апреля. Тогда же готовим по возможности и все остальное для завтрашнего праздничного застолья, или хотя бы подготавливаем продукты для готовки. При этом стараемся особенно не мудрить, наша кулебяка и так вполне сойдет для сытного обеда и очень даже праздничного настроения. Если получается, то перед всенощной ставим дрожжевое тесто.
Спокойно идем вместе на вечернее богослужение (обычно ненадолго, ближе к помазыванию). А потом дома успеваем и закончить приготовление еды (слепить кулебяку, испечь ее, приготовить остальные запланированные блюда), и спокойно подготовиться к Причастию. Просто вовремя лечь спать – великое дело для семьи с маленькими детьми, важная часть подготовки к любому празднику.
Если получится, почитаем что-то детям на ночь. Например, «Лето Господне» Шмелева, как раз про Благовещение. Или что-то о самом евангельском событии – если мы раньше не успели поговорить с детьми о празднике. Хотя… часто канун праздника выпадает на будние учебные дни, иногда не получается все заранее рассчитать и успеть, так что свободные вечерние полчаса тратим все-таки на банальную уборку. В этом году канун праздника придется на субботу, может быть, будет больше времени? Впрочем, не факт: у нас часто случается, что планы – отдельно, а мы – отдельно.
Если даже не получится что-то читать, не получится ничего особенного приготовить, то можно обойтись «программой-минимум»: просто на общей вечерней молитве споем все вместе тропарь и кондак, хотя бы парой фраз напомним детям о том, что сегодня «Гавриил благодать благовествует».
А может быть, прежде, чем уложить детей, мы вместе с ними, по очереди, прочитаем первую песнь канона Благовещению. Отправим детей в кровати – и дочитаем с мужем, женой этот канон до конца. Я очень люблю читать что-то из вечерней службы дома – ведь в храме с детьми бывает очень непросто сосредоточиться. А вечернее богослужение – оно ведь именно о празднике… В любом виде, самом беременном, самом кормящем, хотя бы что-то прочитать из сегодняшнего богослужения – вполне реальная вещь. Было бы желание. Был бы малыш здоров.
Праздник Евангелия
Праздник Благовещения, как и любой другой церковный праздник, – это в первую очередь литургия. Даже если накануне почему-то не получилось пойти на службу, сегодня мы обязательно, если только живы-здоровы, все вместе идем в храм. Чтобы прославить «благословенную в женах», которая сегодня становится «жилищем Царя Небесного». Хотя бы просто вспомнить об этом, увидеть это Евангелие: приложиться к праздничной иконе, вместе с хором в конце службы спеть праздничные песнопения. И, конечно, причаститься.
А дома мы снова споем этот тропарь – перед тем как сесть за стол. Столько раз мы уже повторяли эту молитву – так что, скорее всего, сегодня мы будем петь довольно стройно и почти красиво. На столе у нас – долгожданная благовещенская кулебяка.
Если получится, мы немного почитаем что-то о празднике, когда кулебяку уже разрезали и когда дети уже начали есть. Вот, например, для особой торжественности, из проповеди того же святителя Андрея Критского:
«Итак все днесь да веселится, природа да взыграет! Ныне отверзается небо, и земля невидимо приемлет Царя всяческих… чтобы дщерь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила собою ту радость, которую потеряла праматерь».
Коротко? И слава Богу. Слишком витиевато? Значит, есть о чем поговорить сейчас, за столом: кто такая эта «дщерь Адама от племени Давидова». Кто такая праматерь и что она потеряла. Вот и привели мы праздник за наш стол, хотя бы на пару минут. Кстати, если папа на работе, то мы такое большое красивое застолье с чтением устраиваем не сразу после службы, а за ужином, когда мы сможем собраться все вместе. Достать сервиз, зажечь свечи… Праздник!
Свобода, Пушкин и яркие традиции
Красивая русская народная традиция: выпускать птичек на Благовещение. Откуда взялся этот обычай, и причем здесь благовестие архангела будущей Матери Божией?
Это символ свободы. Благовещение – день начала нашего спасения, освобождения от власти греха. И призваны мы к свободе (ср. Гал. 5, 13), и Христос, который сегодня приходит на землю, принес нам свободу – истинную, настоящую свободу. Освобождение птички, вылетающей из клетки, символизирует душу человека, освобождённую Богом от рабства греху – для устремления в небо, к своему Освободителю. И такая традиция – наглядная иллюстрация этого образа. Наглядная, радостная, на всю жизнь запоминающаяся.
Этот обычай вошел в круг жизни нашего народа, в наши поговорки, в нашу литературу. Как там писал наш дорогой Александр Сергеевич?
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Проходят столетия, времена меняются, но наша культура в своей основе, хотя бы в общих чертах – все та же, что и при «солнце русской поэзии». В «светлый праздник весны» и в приходах нашей Церкви, и в семьях возрождаются русские народные традиции празднования православных праздников. В том числе и обычай выпускать на Благовещение птичек оказывается для многих детей уже их «родным обычаем».
Вот как рассказывает об этом протоиерей Максим Первозванский:
«Мы с семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещении… чем больше наши церковные праздники обогащаются всевозможными дополнительными традициями, тем более ярко они переживаются. Это касается, в первую очередь, детей. И птичек мы выпускаем в 90% ради них, но и взрослые все-таки не остаются в стороне.
…На Благовещение, когда ребёнок держит в руках синичку или щегла, а потом птичка выпархивает из рук, – незабываемое впечатление, которое фиксирует в его сознании особенность Праздника, помогая идти от внешнего – вглубь… Я не считаю, что эта традиция наносит какой-то вред природе. Вообще, в дикой природе птицы гибнут не реже, чем в ‟страшных” историях, которые ходят вокруг благовещенской традиции. А весенний период – вообще для многих птиц критичный. Очень много птиц погибает – от холода, от сырости, от бескормицы, от хищников. Что поделать, такая жизнь!
Если бы я видел в выпускании птичек просто какую-то забаву, то, наверное, она бы не имела смысла, но, на мой взгляд, – это яркий символ, помогающий и в духовном воспитании наших детей.
Вообще, странно звучат рассуждения из серии ‟птичку жалко”. Скоро все сядут за пасхальный стол, у всех на столе будет мясо, птица, и никто проблемы в этом видеть не будет.
Не будет криков в социальных сетях, что ради вкусных блюд сто тысяч бедных кур лишили жизни, зарезали 50 тысяч несчастных коров, потом их разделывали, снимали шкуру. Ведь мясо так и добывается, а не появляется волшебным образом в супермаркете сразу разрезанным на кусочки.
Так что, повторяю, я за здравый смысл и яркие традиции».
Наши дети сегодня, в XXI веке, выпускают на Благовещение птичек – так же, как их выпускали наши предки сотни лет назад. Так же, как выпускал птичек маленький Иван Шмелев:
«Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.
– Бери в руку. Держи – не мни… – говорит он строго. – Погоди, а знаешь стих – ‟Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда”? Так, молодец. А – ‟Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей”? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, – серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу – пырхх… – но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот, она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… – и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достаёт под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить».
Как приобщить к этой традиции наших детей – если мы этого, конечно, захотим, если мы все-таки сторонники не только «здравого смысла», но и «ярких традиций»?
Самое простое – включить телевизор или Интернет, посмотреть, как выпускает птичек на Благовещение наш русский Патриарх.
Посложнее, зато интереснее – в этот праздник Пресвятой Богородицы поехать с детьми на литургию в такой храм, где священники сохраняют этот народный обычай. Дети увидят этих птичек живьем, увидят, как они взмывают в воздух…
Еще немного сложнее, зато во много раз живее – самим купить птичек и самим выпустить их после утреннего богослужения.
Вариантов такого «самостоятельного выпуска» может быть много. Вот, например, один из подходов:
- Купить (на птичьем рынке, у птицеловов) неприрученных еще птичек, «диких», нашей полосы. Купить их за два-три дня до праздника, не больше. Чтобы птички не успели привыкнуть к дому и не потеряли своих диких привычек.
- Посадить их в большую клетку. Кормить и поить, как скажет продавец. Так в это голодное для птиц весеннее время наши птички запасутся силами на дальнейшую свободную жизнь.
- После возвращения из храма в день Благовещения взять клетку с птичками, пойти к ближайшей роще, лесу.
- По дороге еще раз напомним детям о том, что означает это «дарованье свободы» птичкам. Попросить детей, кто помнит, – прочитать стихи об этом «родном обычае старины». Или спеть еще раз тропарь празднику.
- Затем – такие варианты. Некоторые наши друзья просто открывают дверцу клетки. Птички довольно быстро обнаруживают выход и сами вылетают. Этот вариант особенно хорош, если у нас на троих-семерых деток только одна-две птички.
Другой вариант – купить каждому ребенку по птичке. Вынимаем птичку из клетки, передаем ребенку, который должен принять птичку руками, сложенными «лодочкой» (как в игре «колечко»). Ребенок приподнимает одну руку – и птичка вылетает из рук ребенка. - Там, где выпустили птичек, повесить подготовленную кормушку или даже синичник (тем более если выпускали синиц). Или просто рассыпать, где будет удобно, корм для птиц. Кстати, синичкам в это время года особенно хорошо нарезать тонкими полосками такую непостную вещь, как свежее сало. Наши дети развешивают этот корм на веточки деревьев. Когда есть свой участок, можно потом увидеть, с каким аппетитом птички этих псевдо-червячков подъедают.
Что получаем?
- Огромную ожидаемую радость для каждого нашего ребенка.
- Яркие воспоминания на всю оставшуюся жизнь.
- Самые светлые и радостные детские ассоциации с праздником Благовещения – ассоциации, которые останутся у ребенка навсегда, где бы он потом ни оказался, как бы далеко он ни ушел от подобного образа жизни.
- Традиции русского народа, описанные в литературе, станут реальностью детства наших детей.
- В качестве бонуса: наши городские дети почти не видят и не знают птиц. А здесь – пусть всего на два дня, но дети могут, сколько захотят, вблизи, на собственном подоконнике рассматривать птичек – щеглов, синичек, малиновок, снегирей. Будут следить, чтобы птичкам всегда хватало воды, чтобы у них были свежие зернышки. Чтобы правильно кормить птиц, придется изучить особенности их рациона, а значит – дети научатся грамотно подкармливать и диких, уличных птичек.
А потом – потом подержать в руках живую птичку, увидеть, как она взлетает на ближайшее дерево, как наши птички начинают чирикать и петь на свободе… Мы вернемся домой, а на привычном уже месте нет наших птичек. Они уже на воле. Они – там, где должны быть, где их настоящий дом, где они смогут свить гнездышко и вывести птенчиков.
Впрочем, будем ли мы сохранять подобные традиции или, наоборот, категорически откажемся от них – явно не так важно.
Главное – то, что незаметно, легко и аккуратно, ярко и живо мы вместе с детьми умудрились «пройти» целую тему из курса Закона Божия – не просто школьного или семейного урока, а урока всей нашей жизни. И не одну тему – а сразу много. Может, не «прошли», но хотя бы прикоснулись.
Ведь Благовещение – это православное учение о спасении. Благовещение – о том, что Спаситель – и Бог, и Человек. Что Христос воплотился от Духа Святого и от Марии Девы. Решения Вселенских Соборов, постулаты Символа Веры – все это в празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. И все это мы успели увидеть, когда просто вместе с детьми читали Библию, разглядывали иконы, читали детям книжки на ночь, пели тропарь. Вот так просто. Если мы были вместе, если были с Церковью и в Церкви, если хоть немного готовились к празднику – все это уже стало частью нашей жизни, частью жизни каждого нашего ребенка.
Анна Сапрыкина