14:00 06.03.2019Островок русского благочестияКирилл Фролов
Любой раскол на религиозной почве переживается болезненно, а отпадение от Православия целой Поместной Церкви — подлинная трагедия. К сожалению, уход Константинопольского Патриархата в раскол и нарастание в нём откровенно еретических тенденций: пропаганда искажающего догмат о Церкви лжеучения об исключительных правах Константинопольского Патриарха, о его непогрешимости и власти устанавливать церковные каноны — свершившийся факт.
Этот факт не вполне очевиден для некоторых наших единоверцев, безоговорочно продолжающих верить в то, что адекватный взгляд на сложившуюся ситуацию может быть доступен только Афону, поскольку сама монашеская республика олицетворяет собой центр Православия, авторитет которого для многих выше, чем авторитет Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Вероятно, те, кто придерживается подобной точки зрения, до сих пор находятся под впечатлением того события, когда многие монастыри Афона перестали поминать Константинопольского Патриарха Афинагора после того, как он снял анафемы, наложенные на отпавшую в ересь Римскую Поместную Церковь.
Действительно, монашество — бескомпромиссный «спецназ» Православия. Монахов ничего не держит в миру, и они более мирян могут и должны открыто и бесстрашно обличать любые отступления от истины Православия. Ныне же в результате серьёзного отступления и попрания истины Патриархом Варфоломеем мы столкнулись с очень невнятной (если не сказать предательской) оценкой происходящего на Афоне. Это выразилось, в частности, в интервью инока русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Философа, заявившего, что афонская братия продолжает поминать Патриарха Варфоломея, а признание самим Варфоломеем малороссийских раскольников и новый лжедогмат о «Константинопольском папстве» считает политикой, которой она не занимается.
Увы, это слова не ревностного монаха, такого, как Максим Исповедник, утверждавший, что, даже если вся Вселенная причастится с еретиками, он один не причастится, или как Иоанн Вишенский, который рисковал жизнью, решившись на полемику с отступниками-униатами, а как раз рассуждения осторожного политика, желающего угодить всем ради сохранения своих привилегий и «рукопожатности» в глобалистской антихристианской среде.
Последние новости с Афона внушают толику оптимизма, но не более. Речь идёт о сугубых молитвах в афонских монастырях за Блаженнейшего митрополита Онуфрия и его страждущую паству. Эти слова можно понимать двояко, и вот почему. Константинопольский Патриархат назвал епископат Украинской Православной Церкви своими клириками. Поэтому слова о молитве за митрополита Онуфрия без поддержки Украинской Церкви и без осуждения вероотступничества Константинопольского Патриархата можно расценивать как молитву за Иерарха Константинопольского Патриархата, а страдания паствы — только как страдания от высоких цен, хотя и такая молитва нужна. Что же мешает афонским монахам, считающим Святую Гору центром Православия, сказать прямо, как есть, без политкорректности, что «дважды два — четыре»?
Пока Афон молчит… Молчит, за исключением дохиарского игумена, высказывавшегося и по поводу уничтожения Православия в самой Греции, и легализации правительством Ципраса ЛГБТ-сообществ, и изгнания Церкви из школы (то есть полной секуляризации государства), и фактической американской оккупации страны. А ведь соборного слова Афона было бы достаточно, чтобы всё это остановить!
Циркулируют слухи о покушении на ватопедского игумена Ефрема, но опять молчит Афон… Малороссийские архиереи бьют в набат по поводу того, что Запорожского митрополита Луку и Винницкого священника Николая Винника «ломают» в СБУ за неприятие униатской идеи автокефалии на Украине — Афон молчит и по этому поводу. Какой же тогда это «форпост Православия»?
Получается, что и отечественным «афоноцентристам» догматика Православия не столь важна. Они веруют не в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а в некое идеальное место, кусочек рая на Земле. Может ли быть такая вера православной?
Автор этих строк не меньше тех, кто душой прикипел к Афону, жаждет услышать авторитетное слово воинства Христова со Святой Горы. Сердце кровью обливается, но слова святителя Григория Богослова сегодня обращены и к афонской братии: «Молчанием предаётся Бог».
Да, мне как простому мирянину было проще: никогда не питал «афонских восторгов» и иллюзий. Рядом с домом был Донской монастырь, где служил архимандрит Даниил (Сарычев), который некогда был послушником святого Патриарха Тихона, знал святого архиепископа Илариона (Троицкого) и многих других святых новомучеников и исповедников Российских. Зачем же после этого было непременно «заморских» старцев искать? Ну, а своим чересчур «афоноцентричным» единоверцам хотелось бы пожелать, чтобы они изжили компрадорскую психологию, когда «импортное» Православие представляется заведомо качественнее отечественного. Пора вернуться в свою, Русскую Православную Церковь, где православное монашество не молчит, хотя молится не меньше. Пример совсем рядом — духовник Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин), который создаёт «Афон» в России.
Отец Илий — настоящий афонит, спасавший в том числе от «греко-американских шовинистов» русское монашество на Афоне. Будучи горячим патриотом России, схиархимандрит Илий сегодня гласно обличает угрозу необольшевистской идеологии. И здесь он вновь оказался прав: «новые красные» пытаются взвалить вину за беззакония Патриарха Варфоломея в Малороссии… на Патриарха Кирилла и митрополита Илариона с целью дискредитации идеи православного возрождения и воссоединения Великой, Малой и Белой России, показать безальтернативность «красного проекта». Поступая так, они являют себя противниками России и доказывают правоту отца Илия.
Сегодня вместе со Святейшим Патриархом Кириллом старец Илий создаёт центр молитвенного делания в Патриаршей резиденции в Переделкине, куда за духовным наставлением и советом к русскому старцу приезжают десятки тысяч человек. Отец Илий окормляет всю Россию, не забывая родную Орловщину.
Именно на малой родине старца, на окраине Орла, по его благословению построен «уголок русского благочестия» — духовно-просветительский центр «Вятский посад», где паломники могут пообщаться с батюшкой без столичной сутолоки, не спеша. Здесь же открылась православная гимназия во имя преподобного Алексия, человека Божьего. Гимназия с домовым храмом, келейным корпусом для проживания учеников, библиотекой и мастерскими рассчитана на сто пятьдесят человек.
Учебный процесс ориентирован на исконно русское, православное образование. Кроме общеобразовательных предметов здесь будут преподавать Закон Божий, греческий и латинский языки. Как рассказывает руководитель проекта Геннадий Цурков, уклон в гимназии будет не только гуманитарным — важна подготовка кадров новой трудовой православной элиты для русского села, чтобы поднять сердцевину, ядро России, переименованное богоборцами в безликое Нечерноземье. Для коренной России такие православные кадры нужны как хлеб, как воздух!
Вообще, роль Геннадия Николаевича Цуркова, руководителя проекта «Вятский посад», трудно переоценить. Этот духовный центр во многом создан его стараниями, организаторскими талантами и «пробивной» энергией. Геннадий Цурков — духовное чадо схиархимандрита Илия. Родом он из одной деревни со старцем, всегда рядом с ним. Для многих православных мирян он может быть примером того, как ум, смекалка, предпринимательские и организаторские таланты отдаются на служение Церкви и Отечеству.
Верится, что постепенно «Вятский Посад» может стать символическим центром духовного единства Великой, Малой и Белой Руси. На его открытие летом 2018 года архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий благословил прибыть сюда представительную делегацию из Белоруссии, в противовес попыткам её окончательного раскола. И белорусских паломников здесь приняли на высшем уровне, как примут таковых из всех уголков нашей необъятной Родины, со всего православного мира. Так что, вполне возможно, со временем форпост Православия можно будет узреть и здесь, в Вятском Посаде!